Все уже слышали про успехи экономического блока правительства. Внутренний валовый продукт по паритету покупательной способности (ВВП по ППС) вывел страну на 4-е месте в мире. Шутка ли?
Но по номинальному ВВП Россия на 8-м месте в мире. А вот по ВВП на душу населения Россия занимает 55-е место в мире.
Вот это 55-е место и определяет наш уровень жизни. Средняя социальная пенсия в России – 8634 рубля, а средняя пенсия по стране – 20 975 рублей. В Дании средняя пенсия около 2900 долларов, или 265 000 рублей. В Норвегии – 2500 долларов, или 228 000 рублей. В Швейцарии – около 2100 долларов, или 192 000 рублей.
Во Франции минимальная пенсия – 635 евро, или 60 744 рублей. В России минимальная пенсия – 7689 рублей, почти в 10 раз меньше.
Зато в России в 2024 году состоялось 125 долларовых миллиардеров, которые имеют совокупное состояние в 576,8 млрд долларов. Для сравнения: золотовалютные резервы России в 2024 году – 633,6 млрд долларов.
Доля в ВВП социальных расходов бюджетной системы составляет 10,8%, в развитых странах – 27%.
Вот это расслоение общества по доходам привело к тому, что за 30 лет Россия потеряла 15,4 миллиона человек из-за повышенной смертности и 30 миллионов не родившихся детей. (В советское время прирост населения был 10 миллионов каждое десятилетие.)
Меняется политика в стране в сторону улучшения или нет, об этом нам скажет проект федерального бюджета на ближайшую трехлетку.
Федеральный бюджет, представленный Минфином от имени правительства, сформирован по базовому сценарию Минэкономразвития, которое разработало два сценария развития экономики – «базовый» и «консервативный». Центральный Банк разработал 4 варианта развития событий: базовый, дезинфляционный, проинфляционный, рисковый.
Исполнение представленного бюджета будет зависеть от эффективности экономики, а экономика будет зависеть от денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика, в свою очередь, будет зависеть от инфляции. Уровень инфляции в 2024 году предполагается 7,4%, хотя сегодня составляет около 9%, но, начиная с 2025 года, финансисты считают, что инфляция будет 4,5–4%. С учетом повышения налогов и обязательных платежей на экономику в 2025 году, инфляция меньше 2024 года быть не может. Кому интересно, привожу данные о повышении налогов и обязательных платежей в 2025 году, естественно, они будут действовать и в последующие годы.
Налоговые сборы увеличатся за счет налоговой реформы 2024 года, включая пятиступенчатую прогрессию НДФЛ, повышение общей ставки налога на прибыль с 20 до 25%, введение обязанности по уплате НДС для части бизнеса на упрощенной системе налогообложения в объеме 473,0 млрд рублей в 2025 году, 511,7 млрд рублей и 550,8 млрд рублей в 2026 и 2027 годах соответственно.
(Характеризуя доходную часть бюджета, автор приводит перечень производимых товаров и оказываемых услуг, возрастающих в стоимости, и приходит к выводу, что цены будут расти, потому что все эти изменения прямо и косвенно лягут на цену товаров.)
Независимые эксперты предполагают, что ключевая ставка может быть на уровне 20–21%. Это беда для экономики! Инфляция же, наоборот, пойдет вверх. Кредиты станут недоступными, производство товаров сократится, значит, они станут дороже, да еще повысится их себестоимость за счет отнесения на нее процентов по кредитам.
Другим драйвером роста инфляции становится курс доллара. Его рост с 91,2 рубля в 2024 году поднимается до 103,2 рубля в 2027 году. Учитывая, что импорт растет с 245 до 357 млрд долларов и Россия закупает около 70% промтоваров, наивно рассчитывать, что инфляция расти не будет.
Это отражается на эффективности реального сектора экономики. Представленный прогноз социально-экономического развития правильнее назвать прогнозом упадка. Рост инвестиций сокращается с 7,8% в 2024 году до 2,1% в 2025 году. Рост промышленного производства снижается вдвое, до 2%. Динамика роста ВВП падает с 3,9% в 2024 году до 2,5% в 2025 году. Прогноз социально-экономического развития сверстан на трехлетку по всем параметрам с падением темпов роста по основным показателям. Однако бюджет представлен с ростом доходов с 36 триллионов в 2024 году до 43 триллионов в 2027 году. Бюджет растет на 9 триллионов, а государственный долг растет на 14 триллионов. Вот вам эффективность экономики!
Бюджет сверстан из прогноза роста ВВП ниже уровня инфляции. Значит, это не рост, а падение.
Официальное утверждение правительства, что экономика перегрета и требует охлаждения, вряд ли состоятельно. Рост ВВП 3,5% от низкой базы – это не рост и не перегрев. В Китае экономика в 12 раз больше российской и растет без перегрева на 5%. К тому же драйверами роста российской экономики являются услуги. К примеру, рост гостиничных услуг в прошлом году был 11%, в 2024 году – 18%, причем стоимость услуг выросла на 10% плюс туристический сбор. Растут тарифы ЖКХ – на 11%, оборот розничной торговли вырос в прошлом году – на 10%, в 2024 году – на 7,7%. В прошлом году к росту ВВП был прибавлен рост товарных запасов на складах. Так что никакого перегрева нет! Услуги не перегреваются!
Важно отметить, что промышленное производство снижается вдвое. Во время войны это недопустимо! Растет только курс доллара да вместе с ним импорт с экспортом.
В 2025 году доходы федерального бюджета вырастут на 12%, до 40,296 трлн рублей, а расходы повысятся до 41,469 трлн рублей. Причем расходы на национальную оборону и внутреннюю безопасность, как прогнозируется, составят около 40% от общих бюджетных расходов России в 2025 году. Проект закона о бюджете предполагает увеличение расходов на оборону на четверть, до пика в 13,2 трлн рублей, или 6,2% ВВП в 2025 году. В 2026 году ожидается небольшое сокращение – до 12,8 трлн рублей (5,6% ВВП). Это значит, что война запланирована и по своей продолжительности станет длиннее Великой Отечественной.
В пределах трехлетки дефицит бюджета не превысит 1% ВВП.
Этого собираются достичь за счет введения прогрессивного подоходного налога и ожидаемого увеличения поступлений от налога на добавленную стоимость, а также акцизов и импортных пошлин. Доля ненефтегазовых поступлений в общем объеме увеличится до 73%.
Для исполнения бюджетных задач Минфин также планирует наращивать госдолг. Валовый план заимствований на 2025 год – 4,8 трлн рублей, в 2026-м – 5,1 трлн, в 2027-м – 5,3 трлн рублей. К 2027 году государственный долг вырастет до 18% ВВП с 15% в 2023 году.
Курс доллара повышается на 12 рублей в 2027 году.
Доходная часть федерального бюджета в 2025 году составляет 40,3 трлн рублей. Доля доходов к ВВП будет снижаться с 18,8% в 2025 году до 17,5 в 2027 году.
Нефтегазовые доходы будут снижаться с 5,1% ВВП в 2025 году до 3,9% ВВП в 2027 году.
Ненефтегазовые доходы также снизятся с 13,7% до 13,4% ВВП в 2027 году.
Доходы складываются на 2/3 из спекулятивного капитала:
– Налог на добавленную стоимость (НДС внутренний), взимается как наценка в размере 10–20% к цене готовой продукции. На 2025 год общий сбор НДС составит 15,456 трлн рублей;
– Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ на нефть). Им облагаются все нефтепродукты и газ на внутреннем рынке. Объем составит в 2025 году 10,68 трлн рублей;
– НДПИ на горно-металлургический комплекс составит – 268 млрд рублей;
– Акцизы внутренние – 1,371 трлн рублей;
– Ввозные пошлины – 1,384 трлн рублей.
Всего в 2025 году будет собрано с населения и предприятий 29,363 трлн рублей. То есть три четверти бюджета – это капитал, полученный от увеличения цен на товары. В советское время основным налогом был налог на прибыль. Теперь он составляет в 2025 году 4,186 трлн рублей. Это говорит о том, что наша экономика уменьшилась или снизила эффективность в 10 раз, и сегодня за счет реального сектора экономики страна не проживет.
Все эти изменения и прямо, и косвенно становятся драйверами инфляции, которая ни 4,5, ни 4% не будет! Следовательно, все остальные макроэкономические показатели необходимо пересмотреть.
Доходы от приватизации государственного имущества в 2024 году составят 11 млрд рублей. С 2025 по 2027 год сумма составит 7 млрд рублей, по 2,4 млрд рублей в год. Планируется приватизировать 28 800 предприятий. Следует отметить, что доходы от управления государственным имуществом в 2024 году составили 2,04 трлн рублей, но уменьшаются до 1,9 трлн в 2027 году (более чем на 100 млрд рублей) за счет приватизации. 7 млрд рублей получим от приватизации, 100 млрд потеряем, где логика?
Такая тенденция сохраняется на все 3 года.
Несмотря на то, что в 2024 году цена на нефть 70 долларов за баррель, в последующие годы запланировано без всяких оснований снижение цен до 65,5 долл./бар. Также снижается цена на газ. Цены умышленно снижают для того, чтобы получить больше доходов и направить в ФНБ.
Объем ФНБ будет расти. На конец 2024 года он составит 11,05 трлн рублей; на конец 2025 года – 12,8; на конец 2026 года – 14,9; на конец 2027 года – 14,4 трлн рублей. Ежегодно из бюджета в ФНБ будет изыматься более триллиона рублей. Использование средств ФНБ не планируется, за исключением 2025 года (600 млрд руб.). Во время войны изымать деньги из бюджета и закладывать в кубышку – это преступление.
Экспорт вырастет на 50 млрд долларов к 2027 году.
Импорт вырастет на 67 млрд долларов к 2027 году. Здесь следует отметить, что огромный рост импорта свидетельствует о том, что импортозамещения не будет. Если бы оно было, количество импорта должно было снижаться.
Объем государственного долга увеличился за 2024 год на 5 трлн рублей, к 2027 году он вырастет на 15 трлн рублей и составит 44,9 трлн рублей, или 18,1% ВВП. Объем долга в размере годового федерального бюджета – это немало, заимствования пора прекращать. Тем более что обслуживание долга обходится налогоплательщикам более чем в 3 трлн рублей.
Расходы:
Общие расходы федерального бюджета в 2025 году составят почти 41,5 трлн рублей (общий дефицит – 1,17 трлн руб.). Расходы будут на 5% больше, чем текущая оценка расходов 2024 года (39,4 трлн руб.). Учитывая заложенный в проект бюджета прогноз по инфляции на конец 2025 года (4,5%), расходная динамика будет примерно соответствовать общей инфляции. Однако прогнозируемая инфляция будет значительно выше, поскольку доходы формируются за счет повышения цен. На структурном первичном уровне нулевой дефицит закладывается на все три года и вплоть до 2030 года. Итоговый же дефицит, который будет финансироваться в основном за счет госзаимствований, образуется в силу того, что затраты на обслуживание госдолга (более 3 трлн руб. в 2025 году) превышают дополнительные нефтегазовые доходы (1,8 трлн руб. в 2025-м). Последние с некоторым временным лагом зачисляются в ФНБ.
Российские расходы по статьям «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» должны составить около 40% от общего объема расходов бюджета. Это больше, чем совокупные расходы на образование, здравоохранение, социальную политику и национальную экономику вместе взятые. Военный бюджет растет на четверть – с 10,4 до 13,2 трлн рублей в 2025 году – это 6,2% ВВП.
Прошлогодний трехлетний бюджет РФ, утвержденный Госдумой, предполагал, что военные расходы после резкого роста в 2024 году почти так же резко снизятся в 2025–2026 годах. Однако этого не произошло.
Постоянное вливание денег в армию и силовые структуры усугубляет существующие дисбалансы в экономике. Проще говоря, российское руководство предпочитает наращивать военную мощь вместо того, чтобы заботиться о долгосрочной экономической стабильности. Просматривается известная тенденция, что главным драйвером экономического роста будут военные расходы. Но для того, чтобы ВПК тянул за собой остальную экономику, его продукция должна пользоваться постоянным, а еще лучше растущим спросом.
Однако в бюджете не заложены такие решения.
Расходы на науку:
Расходы бюджета на науку увеличат на 20% в 2025 году. Но они по-прежнему будут в 2–3 раза ниже нормы. Финансирование научных исследований в 2025 г. увеличивается с 1,22 до 1,46 трлн рублей, или на 20%. Расходы подрастут до 0,69% ВВП и 2% всех расходов бюджета.
Если взять объем вложений в науку уровня 1988 г. в РСФСР за норму, то в 2024 г. в сопоставимых ценах выделили всего 47% от этой величины. В СССР в 1988 г. в науку государство направило на исследования 1,79% ВВП и 6,9% бюджета, в 3 раза больше, чем сейчас.
Трехкратный спад финансирования привел к сокращению в 3 раза числа ученых, НИИ и КБ. За годы рыночных реформ РФ утратила 2/3 научного потенциала.
Помимо государства, исследования финансируют и предприятия. Всего на НИОКР в СССР за счет всех источников в 1988 г. пошло 32,3 млрд рублей, или 3,4% ВВП. Из них бюджет оплатил 16,9 млрд рублей (52%), а предприятия и организации – 15,4 млрд рублей (48%). Сегодня бизнес оплачивает НИОКР в размере 27%.
На сельское хозяйство: Финансирование предусмотрено в объеме 500 млрд рублей. На 60 млрд рублей меньше 2024 года.
Бюджетные ассигнования на госпрограмму сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия сокращаются почти вдвое: в 2024 году в объеме 419,9 млрд рублей, в 2025 году – в объеме 266,9 млрд рублей, в 2026 году – 273,8 млрд рублей и в 2027 году – 276,9 млрд рублей.
Финансирование реализуемых проектов – расходы также сокращаются: в 2025 году предусмотрено 227,3 млрд рублей против 380,3 млрд рублей в 2024 году, в 2026 году – 243,9 млрд рублей, в 2027 году – 237,2 млрд рублей.
Наиболее крупный из них – «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе». Его финансирование в 2025 году может снизиться более чем в два раза, до 101,1 млрд рублей с 227,6 млрд рублей в 2024 году. На 2026 год предусмотрено 117,3 млрд рублей, на 2027 год – 113,9 млрд рублей. В частности, субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвесткредитам в 2025 году могут снизиться до 7,1 млрд рублей с 8,4 млрд рублей в этом году. На 2026 год предусматривается снижение до 4,4 млрд рублей, в 2027 году – до 3,3 млрд рублей.
Финансирование федерального проекта «Развитие отраслей и техническая модернизация агропромышленного комплекса» в 2025 году может увеличиться до 94,3 млрд рублей с 82,9 млрд рублей в 2024 году и потом снизиться.
Кроме того, предусмотрены средства на компенсацию затрат госагента по закупкам зерна в интервенционный фонд (эти функции выполняет «Объединенная зерновая компания»). В 2025 году они могут увеличиться до 12,67 млрд рублей с 8,54 млрд рублей в 2024 году, в 2026 и 2027 годах – составить по 8,5 млрд рублей.
На господдержку экспорта продукции АПК в 2025 году предусмотрено 14,7 млрд рублей, в 2026 году – 15,7 млрд рублей, в 2026 году – 16,8 млрд рублей.
Развитие виноградарства и виноделия в 2025 году будет профинансировано на 3,2 млрд рублей против почти 3,5 млрд рублей в этом году, в 2026 и 2027 годах – по 2,9 млрд рублей. Господдержка овощеводов и картофелеводов в рамках соответствующего федерального проекта на предстоящие три года может снизиться до 3,7 млрд рублей в год с 4,5 млрд рублей в 2024 году.
На финансирование госпрограммы «Развитие рыбохозяйственного комплекса» в 2025 году запланировано 21,8 млрд рублей (17,7 млрд рублей в 2024 году), в 2026 году – 20,4 млрд рублей, в 2027 году – 18,2 млрд рублей.
На национальную экономику заложены средства, не способные решить эти проблемы. С 2025 по 2027 год суммы не сильно расходятся: 4,354, 4,786, 4,711 трлн рублей. Рост 10% в 2026 году в дальнейшем прекращается, хотя потребность в этом только нарастает!
На социальную политику на 2025–2027 годы предусмотрены 6,492, 7,19, 7,24 трлн рублей; обеспечивается рост в 10% в 2026 году и останавливается, несмотря на инфляцию в 4%.
Взять, к примеру, здравоохранение. В ближайшие 3 года предусмотрено 1,86, 1,86, 1,91 трлн рублей; это содержание на действующем уровне, хотя эта отрасль требует удвоения финансирования.
…По отраслевым расходам бюджетной системы картина следующая. Образование в объеме ВВП будет занимать 3,3% и останется на текущем уровне. Здравоохранение замораживается на уровне 3,5% ВВП. Социальная политика останавливается на уровне 10,8% ВВП. Национальная экономика тоже замораживается на уровне 4,5 ВВП. Не меняются ассигнования в объеме ВВП на культуру, физкультуру, СМИ, обслуживание государственного долга. Незначительное сокращение претерпевают оборона, нацбезопасность, общегосударственные вопросы. С 2,2% до 1,7% ВВП сокращается доля ЖКХ. И только расходы на охрану окружающей среды увеличиваются с 0,5% до 0,7% ВВП.
Сколько денег на новые нацпроекты
Совокупные расходы федерального бюджета на реализацию 19 обновленных национальных проектов в 2025–2027 годах составят более 18 трлн рублей, самыми дорогостоящими из них станут проекты «Семья» (почти 8,6 трлн руб. на трехлетку) и «Инфраструктура для жизни» (3,9 трлн руб.). Всего же до 2030 года (на этот срок рассчитаны нацпроекты) планируется потратить на их реализацию 40 трлн рублей, что вдвое больше, чем в предыдущую шестилетку. В 2018–2023 годах действовали 14 национальных проектов, в 2024 году к ним добавился проект «Беспилотные авиационные системы».
Основные расходы нацпроекта «Инфраструктура для жизни» приходятся на строительство и ремонт федеральных трасс (2,1 трлн руб. на три года по федеральному проекту «Развитие федеральной сети») и развитие дорог регионального и местного значения (1,1 трлн руб. по федпроекту «Региональная и местная дорожная сеть»). Также нацпроект предусматривает финансирование проектов по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях, по строительству и модернизации объектов питьевого водоснабжения, а также поддержку регионов в части развития электрического общественного транспорта.
Экономический блок национальных проектов изменился по сравнению с предыдущей шестилеткой. Со следующего года будет действовать нацпроект «Эффективная и конкурентная экономика», который включил в себя меры поддержки малого и среднего бизнеса, а также повышения производительности труда. Ранее этому были посвящены отдельные нацпроекты «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», на который в федеральном бюджете на 2024 год было заложено 67,8 млрд рублей, и «Производительность труда» (5,4 млрд руб. в 2024 году). Теперь в состав нацпроекта вошли одноименные федеральные проекты с сопоставимым финансированием (59,9 млрд руб. в 2025 году для МСП и 4,9 млрд руб. в 2025 году для «Производительности труда» с последующим повышением до 5,6 млрд руб. в 2026 году и 5,1 млрд руб. в 2027-м).
Кроме того, «Эффективная и конкурентная экономика» включает федеральные проекты «Низкоуглеродное развитие», «Технологии» и «Повышение инвестиционной активности». На поддержку инвестиций приходится наибольшая часть всего финансирования нацпроекта: 125,7 млрд рублей в 2025 году с последующим снижением до 27 млрд рублей в 2027-м. Основную часть этих денег составит имущественный взнос в ВЭБ РФ на возмещение расходов по кредитам в рамках «фабрики» проектного финансирования. В целом запланированные ассигнования на нацпроект «Эффективная и конкурентная экономика» снижаются к 2027 году: если на 2025 год предусмотрены расходы в размере около 207 млрд рублей, то на 2026 год – 162 млрд рублей, а на 2027-й – 99 млрд рублей.
На новую шестилетку перешли национальные проекты «Международная кооперация и экспорт» (147,2 млрд руб. на три года) и «Туризм и индустрия гостеприимства» (196,7 млрд руб. в 2025–2027 годах).
Расходы в рамках нового национального проекта «Кадры», призванного бороться с кадровым голодом (безработица прогнозируется на уровне 2,6% в ближайшие три года), запланированы в объеме 50,8 млрд рублей в 2025–2027 годах. Наибольшая часть ассигнований выделена на федпроект «Активные меры содействия занятости», включающий господдержку найма отдельных категорий граждан и создание рабочих мест для инвалидов, и проект «Управление рынком труда», направленный на повышение эффективности службы занятости.
Расходы по разделу «Национальная экономика» в 2025 году составят 4,35 трлн рублей, следует из проекта бюджета (10,5% всех расходов). В 2024 году расходы по этому разделу должны были составить 4,2 трлн рублей (11,5%), исходя из закона о бюджете. Ассигнования по нацпроектам частично проходят по разделу «Национальная экономика».
Каким будет социальный бюджет
Расходы по разделу «Социальная политика» в 2025 году составят 6,49 трлн рублей, или 15,7% совокупных бюджетных трат, следует из пояснительной записки к проекту бюджета. Минфин отмечает, что на социальные цели, включая приоритеты, объявленные президентом (соцподдержка, развитие здравоохранения, социальной инфраструктуры, поддержка материнства и детства), будут направлены, в том числе, средства, полученные в результате налоговых новаций, принятых в 2024 году.
Расходы на социальную политику в 2024 году предусмотрены в объеме около 7,86 трлн рублей. В Минфине поясняли, что социальные расходы бюджета в расширенном понимании (сумма расходов по разделам «Социальная политика», «Образование», «Здравоохранение», «Физкультура и спорт», «Культура, кино») составляют более 30% всего федерального бюджета.
Исходя из проекта бюджета на 2025 год, социальные расходы в расширенном понимании составят примерно 10,8 трлн рублей.
При этом, поскольку наиболее значительная доля социальных расходов в масштабах всей страны лежит на регионах и Соцфонде, в структуре расходов всей бюджетной системы на «Социальную политику» в 2025 году приходится 23,2 трлн рублей, или почти 11% ВВП.
Техническое снижение трат по социальному разделу в 2025 году объясняется тем, что совокупный трансферт из федерального бюджета Социальному фонду России (СФР) предполагается на уровне около 4 трлн рублей, в то время как действующий закон о бюджете предусматривал его на уровне 5,28 трлн рублей. За счет этого трансферта федеральное правительство, в том числе, компенсирует Соцфонду льготные тарифы страховых взносов. Но сокращение трансферта никак не повлияет на выполнение обязательств перед пенсионерами, так как финансирование будет осуществлено за счет остатков на счетах Соцфонда (на начало 2024 года превышали 1 трлн руб., должны вырасти еще в 2024 году в связи с активным ростом зарплат и, соответственно, отчислений работодателей на пенсионное страхование работников). Проект бюджета СФР, также внесенный в Думу 30 сентября, прописывает направление остатков федеральных трансфертов, образовавшихся в бюджете фонда на начало 2025 года в результате неполного их использования, на те же цели, на которые они предназначались, в том числе, на выплату пенсий.
Кроме того, для малого и среднего бизнеса предлагается поднять порог зарплат их работников, выше которого компании платят пониженный тариф страховых взносов – 15% вместо 30%, следует из материалов к проекту бюджета. С 2025 года этот порог планируется увеличить с одного до полутора минимальных размера оплаты труда (МРОТ), что увеличит поступления СФР от страховых взносов. В 2025 году МРОТ составит 22 440 рублей, увеличившись на 16,5%.
Расходы на предоставление материнского капитала в 2025 году будут составлять 537 млрд рублей, на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка – 1,4 трлн рублей. Эти меры включены в один из пяти федеральных проектов, составляющих нацпроект, а именно в «Поддержку семьи».
Среди наиболее крупных по объему финансирования мер нацпроекта также оказались субсидии «Дом.РФ» для компенсации ставок по льготным ипотечным программам. В 2025 году на них планируется направить 637 млрд рублей. Совокупный «детский бюджет» в рамках трехлетки превысит десятитриллионный объем.
Все это хорошо! Но, может быть, проще повысить зарплату и пенсии до уровня европейских, и тогда не надо было бы городить огород с этими многочисленными льготами, субсидиями и мерами поддержки?
В заключение можно сказать только одно – что прогноз социально-экономического развития и проект бюджета сформированы на основе недостоверных данных, которые исходят не от конкретных планов и расчетов, а от предположений, которые, впрочем, никогда не сбывались. Военные расходы поглощают 40% бюджета, и в ближайшие 3 года бюджет увеличивается на четверть. Нести такое бремя наша экономика не в состоянии, а народ оплачивать эти расходы не может. Долговые обязательства приравниваются к годовому бюджету, набирать новые долги уже опасно.
Прогнозирование социально-экономического развития, как и бюджета, – задача бесперспективная, неспособная дать положительных результатов. Отгадывание, как пойдут экономические процессы, не вмешиваясь в эти процессы, – это работа для дебилов, ждущих результатов, откуда их появление не может быть. В военное время только жесткое планирование и исполнение планов может дать результат, который требуется стране.
Тормозом в развитии экономики стало не только отсутствие оборудования и технологий, в большей мере восстановлению промышленности мешает отсутствие высококвалифицированных кадров. Утрачены ПТУ, техникумы, а институты перешли на гуманитарные дисциплины. Нет ни рабочих, ни инженеров, работать на заводах, по большому счету, некому.
Уродливая система оплаты труда, основанная на личной преданности и лояльности к власти, не обеспечивает комплектование специалистами ни учреждений, ни предприятий. Учителя и преподаватели покидают свои профессии и переквалифицируются в таксисты, разносчики пиццы, и оседают там, где платят больше.
Рано или поздно, но правительству придется обратиться к бюджету развития КПРФ, который указывает, где взять денежные средства без ущерба для экономики и народа, и на какие цели их расходовать в первую очередь, чтобы решить кадровые проблемы, а также проблемы отраслевой науки, производства оборудования и создания новых технологий.
Н.В. АРЕФЬЕВ,
первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике,
секретарь ЦК КПРФ