В четверг Госдума рассмотрела в первом чтении проект бюджета РФ на очередную трехлетку – 2025–2027 годы. В нем, как и в минувшем финансовом плане, доходы меньше расходов. По расчетам Минфина, в 2025 году в бюджет поступит 40,3 трлн рублей, а потратить придется на 1,2 трлн больше. И в последующие 2026-й и 2027-й бюджеты будут дефицитными.
Приоритетами нового трехлетнего бюджета глава Минфина Антон Силуанов назвал оборону, безопасность, правоохранительная деятельность, СВО. На силовые статьи уйдет до 40 процентов казны.
В приоритетах также социальная сфера, нацпроекты. Год семьи отмечен «детским бюджетом» в 10 трлн рублей на трехлетку, эти средства пойдут на выплату пособий семьям с детьми, на доплаты, на налоговый кешбэк.
Дополнительные ресурсы получат машиностроение, сельское хозяйство, радиоэлектроника.
На 7,3 процента в 2025 году будут проиндексированы пенсии, в том числе и работающим пенсионерам. Их пенсии не индексировались с 2015 года, теперь несправедливость устраняется. Средний размер страховой пенсии по старости составит в следующем году около 24 тыс. рублей. Конечно, на такую сумму пенсионеры не разгуляются. Но от рыночной экономики большего ждать не приходится.
Тем не менее Счетная палата положительно оценила проект федерального бюджета на 2025–2027 годы: структурный баланс бюджета стабилен, документ соответствует бюджетному правилу, установленному на ближайший трехлетний период.
Однако есть риски реализации данного прогноза, отметила Счетная палата. Это возможное дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики и ограничения на рынке труда.
Плавное течение разговора о бюджете перешло в критическое русло, когда к думской трибуне вышел председатель бюджетного комитета единоросс Андрей Макаров. Он обнаружил в разделе «Экономическое развитие и инновации», которым занимается Минэкономразвития, программы, которые не должны обеспечиваться бюджетными деньгами.
Вот программа «Взлет – от стартапа до IPO» (направлена на поддержку малых и средних предприятий, а также стартапов, предоставляя им гранты и льготное кредитование для реализации инновационных проектов).
«Я не очень понимаю, – разводил руками Макаров, – зачем ставить задачу IPO? Там же деньги выделяются. В этом году до IPO дошло аж четыре компании! Выделялось на это 16,4 миллиарда. А где же вклад самих компаний? И где они сами? …Их разместили в «Сколково». А мы недавно приняли закон, что даже убирать улицы, извините, в «Сколково» теперь будет Москва. Мне кажется, Москва вносит гораздо больший вклад в IPO тех, кто разместился в «Сколково», чем вот эти 16,4 миллиарда рублей. Но нам говорят, что надо еще увеличивать финансирование, потому что в следующем году могут выйти на IPO еще четыре компании. Но президент поставил иные задачи перед бюджетом».
А как Минэкономразвития выполняет предписания президента? Макаров привел пример:
«В президентском указе №309 сказано: необходимо обеспечить реальный рост дохода на одного работника малого бизнеса. И кому же Минэкономразвития поручило исполнить эти показатели? Росстату… Есть у кого-то сомнения в том, что этот показатель будет достигнут?..»
В диалог с Макаровым вступил спикер В. Володин. Он переспросил, что за проект «Взлет до IPO» и куда, мол, «полетели»?
«От стартапа до IPO», – поправил Макаров, продолжая утверждать, что бюджет ни при чем, речь о частной инициативе.
«А миллиарды, может, рассмотреть на помощь дотационным регионам?» – предложил Володин.
В стране не менее десятка очень бедных регионов. Это и Псковская область, и алтайские субъекты, и Калмыкия, и Карелия… В какой субъект направить деньги «стартапов»?
Но выяснилось, что в регионах тоже тратят бюджетные средства на мутные проекты. Например, Псковская область, где годами не решаются острейшие социальные проблемы, направляет бюджетные дотации на увеличение уставного капитала акционерного общества особой экономической зоны «Моглино»…
Республика Калмыкия, с такой же горой проблем, готова профинансировать субъекты малого и среднего бизнеса, площадки в интернете.
Дотационная Курганская область намерена большую часть бюджетной помощи направить на строительство индустриального парка.
«Коллеги, это о чем? – возмутился Володин. – Мы на первоочередные проблемы предлагаем средства направить, там куча вопросов, а деньги вливают в уставные капиталы, интернет-площадки финансируют. Вместо того чтобы людям помочь…»
Недовольство Володина вызвало отсутствие министра экономики Максима Решетникова на обсуждении бюджета. К нему как раз появились вопросы: почему миллиардные расходы, которые должны нести сами предприниматели, повесили на бюджет?
Глядя на действия федерального ведомства, руководители на местах тоже «вливают» в уставные капиталы средства, предназначенные для социальных программ.
Несмотря на существенные изъяны, раскритикованными не только оппозицией, но и послушным думским большинством, проект бюджета на 2025–2027 годы принят в первом чтении (за – 314, против – 1, воздержались – 78).
Возникшие вопросы к ряду расходных статей в бюджетном плане Володин и Макаров будут утрясать с Минэкономразвития при подготовке бюджета ко второму чтению, которое состоится 14 ноября.
Фракция КПРФ не голосовала за концепцию минфиновского бюджета. По мнению коммунистов, в бюджете на 2025 год должно быть на 10 трлн рублей больше. Коммунисты не поддерживают схему формирования бюджета, которая не меняется с 90-х годов. Основная часть доходов – это средства, полученные от продажи нефти, газа, угля, потом – налоги, штрафы, прочие поборы. В здоровой, независимой экономике госбюджет наполняется главным образом налогами от доходов за произведенные товары, от экспорта товаров, потом уже – продажа сырья и прочее. Но в рыночной РФ, кажется, разучились развивать производство. Авиапром в таком загоне, что скоро, как иронично заметил Геннадий Зюганов на встрече с Силуановым, «на Дальний Восток будем ездить на лошадях». Создается впечатление, что в нынешнем правительстве не могут даже подсчитать, сколько требуется средств, чтобы поставить на поток выпуск отечественных самолетов, как было в СССР.
Бюджетная, экономическая политика до сих пор не повернулась лицом к производству, к потребностям людей. КПРФ не может с этим согласиться.
Галина ПЛАТОВА