Участившиеся скандалы в образовательных учреждениях показывают, что воспитание детей в наших школах давно отдано на откуп агрессивным подросткам-маргиналам
Проходя днем по школьному стадиону, сзади услышал мат, грубый и жесткий, его «этажности» считать не стану, но было полное ощущение, что у меня за спиной идет сбежавшая из колонии компания жуликов, обсуждающая свои планы на ближайшее будущее. Обернувшись, я увидел группу… детей, школьников, «особей» мужского и женского пола лет 9–10. «Молодые люди, вы бы выражения выбирали», – счел своим долгом сделать им замечание. В ответ пара малолеток достали свои смартфоны, навели на меня и, явно провоцируя, дружно прокричали матерное: «Пошел ты!..»
Не ответив на оскорбление, я развернулся и продолжил путь. Что я, взрослый мужик, мог сделать? Пристыдить, усовестить? Явно бессмысленно и поздно. Ругаться, зная, что меня снимают на видео? Поднять руку на этих малолеток? В любом случае я действительно буду выглядеть как неадекват – на видео будет моя реакция, а все «художества» малолеток останутся за кадром. Самое страшное, что эти 9–10 летние сопляки все это понимают, видят свою безнаказанность и этим пользуются. Будь на моем месте пенсионер или просто несдержанный на эмоции горожанин, он стал бы героем очередного шлягера «жжет» с тысячами лайков, и хорошо, если его монологом не заинтересовались бы правоохранители.
…У нас в стране прошел День Героев. Десятки достойных защитников нашей Родины получили это звание, и кто-то уже посмертно. Спросите у наших российских школьников, у своих детей (даже не спрашивая про подвиг, который они совершили) имя хоть одного нашего, российского героя. Просто имя человека, который получил Звезду Героя Российской Федерации, – назовут они? Едва ли. Спросите имена главных «воров в законе» нашей страны или маньяков прошлых лет – вам с ходу перечислят десяток. Да, они не знают и не понимают, как сегодня, глядя смерти в глаза, вчерашние школьники под шквальным огнем фашистов защищают нашу с вами страну; но они отлично помнят имена и приключения всех олигархов, бандитов, маньяков, преступников, матерящихся со сцены «певцов» и актеров «клабов». Они не знают героев, защищающих нашу страну от нацистов, но наглотались до ушей «грязной пеной» нашего общества и стараются «подражать» и «соответствовать».
Пообщавшись с молодым парнем, который недавно покинул места не столь отдаленные, я спросил: «Тяжело было?» «Нет, – ответил молодой человек, – у нас в школе было выжить тяжелее, правила жизни те же, но в классе жестокость за гранью разумного». Фактически он ответил тем «очень свободным» и демократичным общественникам, ратовавшим за отмену школьной формы и протестующим против «военизирования» школ. Мол, все что угодно, только не строем ходить в форме, меньше правил и запретов, больше свободы и индивидуальности. Это именно они заставили наши «храмы знаний» превратиться в ад для учителей и школу блатной жизни типа «у@е» для подростков…
…Новгородская область, город Дзержинск. Группа малолетних «дам», школьниц, матерясь так, что позавидует иной рецидивист, принесли торт учительнице на день рождения. Поиздевавшись вдоволь над женщиной, они влепили этот торт ей в лицо. И все это не постеснялись снять на видео и выложить в соцсети. При этом явно гордились своей смелостью.
…Школьник-переросток из Уфы несколько месяцев доводил пожилого учителя, мешая ему проводить уроки. Мужчина силой вытащил его из класса и выкинул за дверь. Весь класс смаковал процесс, шумно реагируя на неадекватное поведение учителя. Никто из детей так и не понял, что неадекваты тут – это они сами. Тысячи роликов в Сети, когда учителя бьют или обзывают детей, сотни родителей обращаются в полицию, не понимая, что они видели только окончание «спектакля», который сняли их чада в процессе, как правило, многомесячных издевательств над преподавателем. Агрессия учителя, порой отдавшего преподаванию в школе десятилетия жизни, не возникает на пустом месте – нынешние школьники умеют играть на нервах пожилых людей так, что «рвутся струны». Впрочем, агрессия учащихся тоже всегда имеет свою «историю».
В Самарской области, не знаю как эту особь назвать, «дите-переросток» из выпускного класса издевался над слабыми, пытаясь их унизить. Причем, как написано в соцсетях, происходило это на протяжении долгого времени. СУ СК РФ возбудило уголовное дело, парня задержали. При этом пишут, что подросток – уроженец одной из республик Южного Кавказа, хотя это здесь совсем ни при чем. Виноват не он, а наше общество и российская система воспитания в школе – представьте себе, если бы это чадо позволило себе такие «выступления» у себя на родине. Я не уверен, что он остался бы невредим. При этом в соцсетях пишут, что парень хвастался тем, что состоит в какой-то боксерской ассоциации, где успешно тренируется. Невольно вспоминается то время, в котором спорт был наградой для достойных. Плохие оценки – запрет на занятия, иди учись и исправляй. Если ввязался в драку, избил слабого, проявил агрессию или недостойное поведение – прощай навсегда бокс или самбо. Ни один уважающий себя советский тренер не стал бы воспитывать спортсмена, который ведет себя как разбойник с большой дороги, не понимает, что такое дисциплина и уважение к ближним или обижает слабых. Вопрос к нынешним секциям и объединениям единоборств, бокса, боев без правил и так далее: вы хотя бы примерно представляете себе, кого вы учите? Как минимум справку от психиатра не пробовали потребовать, чтобы хоть как-то попытаться обезопасить общество от таких «спортсменов». Или деньги важнее?
Действительно, адекватность российских школьников в последние месяцы вызывает реальные сомнения. Четыре девочки из Краснодара «закинулись» таблетками и пошли по своим делам. Все в разных местах потеряли сознание и впали в кому, хорошо, что вовремя вмешались врачи и успели спасти им жизнь. Таких диких историй сотни, если не тысячи по стране. Таблетки, газ, новомодная «жвачка» или другая химия – в результате летальный исход или тяжкий вред здоровью. Где они это берут?
Вы наше кино и развлекательные шоу смотрели? Давайте сразу опустим вот это издевательское и бесполезное «18+» – в эпоху интернета любой детсадовец знает, как обойти это ограничение. Выходит фильм, назовем его условно «факинг», потому как это слово употребляется в этом, извините, «кино», сотни раз. Сюжет «вор против плохого вора», «хорошая мафия против плохого картеля», «хороший бандит против копов», «киллер спасает мир» и прочее, прочее, прочее. Дичь несусветная, сценаристы – просто кладезь знаний для психиатра. И везде – «закидываются вкусняшкой» и таблетками, колются наркотой, сидят с испачканным белым порошком лицом и на мешках с «баксами», стреляют сотни, режут десятки людей. При этом по факту нивелируется отрицательное отношение к употреблению наркотиков, поножовщине, убийству, избиению людей и употреблению запрещенных веществ. И вот такое «пойло» льется на наших экранах уже больше трех десятилетий. Тут не то что дети, взрослые с ума спрыгивать начнут.
Да, мало кто из нынешнего поколения знает сегодняшних героев в лицо. Пройдем мимо – и даже не заметим. И в этом вина наших «неполитизированных» СМИ, порой откровенно игнорирующих героизм наших бойцов и отдающих предпочтение обсуждению курса «баксов» и «евро», скандалам, уголовникам, происшествиям и развлекательным передачам. В этом же проблема нашего кинематографа, культуры и эстрады. Отечественное кино фактически полностью утеряло воспитательную роль, окончательно смирившись с ролью клоуна в нашем обществе. Оно стало развлекательным сегментом, при этом зачастую заимствуя сюжеты из того самого прозападного «факинга».
Да, есть действительно сильные и патриотические фильмы – но их единицы, к сожалению. К чему, скажите мне, было показывать нашим зрителям американский фильм про военного переводчика – там полностью лживый и оторванный от реальности сюжет пропагандистской машины блока НАТО? На кой черт, извините, беспрерывно крутить на наших экранах дурь под названием «Рэмбо»? Если в первой серии этого фильма еще как-то можно найти здравое зерно, то все остальные – дикий бред, оправдывающий американскую агрессию по всему миру. Зачем это показывают на нашем, российском ТВ сейчас? Все эти американские «саги» про террористов и спецагентов НАТО, ЦРУ, Ми-6, «человеков-барсуков» и прочую нечисть. Зачем нам эти непрерывные «факи», в которых нет ничего человеческого, здравого, а порой и разумного?
И зачем после этого удивляться поножовщине в наших школах? Это даже понять никак нельзя – в школах, где учатся дети, начинается не просто драка мальчишек, а натурально – «резня»? Я намеренно не пытаюсь анализировать причины таких конфликтов, просто в такой ситуации всегда можно найти другое, адекватное и безопасное решение. Но школьники его не ищут и хватаются за нож. Хорошо еще, что у нас нет фанатов «высококультурных» фильмов типа «Техасская резня бензопилой».
Наше, отечественное кино, которое получило массовое развитие в СССР, всегда заставляло людей задумываться, сопоставлять, выносить из каждого фильма что важное для себя. Скажем заезженной фразой: «сеяло мудрое, доброе, вечное». Что сегодня сеет в головах мальчишек и девчонок наш российский кинематограф? Криминально-развлекательные сюжеты, оторванные от реальности? Ржач, мат, издевательства, затасканные копии западной «чернухи» и порой ничем не прикрытый идиотизм? Причем немало таких фильмов и передач снимаются за счет российского бюджета. И что после этого вы хотите от детей в школах? Они делают именно то, что им втюхивается таким вот убогим видеорядом.
В наши, российские школы, необходимо вернуть закон, порядок и дисциплину. В противном случае сам процесс образования станет еще одним развлекательным сегментом в соцсетях. Нужно вернуть учителю власть над учениками, дать ему право карать (по закону) и наказывать, не боясь того, что потом придется общаться с неадекватными «я же мамами и папами». Или что из-за отчисления одного негодяя школа потеряет какие-то выплаты. Всесторонне защитить преподавателя юридически, сделав его работу почетной и безопасной. Нужно вернуть в школу единую государственную форму и восстановить там дисциплину, которая не будет зависеть от должностей и богатства родителей, от представителей ретивых диаспор, от неадекватов, которые во всех происшествиях и нарушениях винят учителей. И сегодня пока эту задачу решить нереально, поскольку у нас проблемами воспитания в системе образовании занимаются разнообразные «комиссии», «комитеты», «общества» и «советы», не имеющие никакого влияния, не способные преломить ситуацию, направить ее в нужное русло. Да, эти «комиссии» способны вести дискуссии и форумы, публиковать обращения и мнения, комментировать ту или иную ситуацию, но они не имеют никакого влияния на самих школьников, которые самостоятельно вырабатывают «правила» своей школьной жизни. Эти правила должна вводить и жестко поддерживать сами учителя школ, и всё должны решать преподаватели, которые лично знают каждого ученика. А если школьник издевается над учителем – «храм знаний» превращается в колонию для малолеток, в которой всё «решают» агрессивные неадекваты.
Вспоминается фильм режиссера Алексея Петрухина (2015 г.) с Ириной Купченко «Училка». В нем отчаявшаяся учительница истории в школе берет в заложники 11-й класс, но по ходу развития сюжета почти каждый из учеников получает возможность встать на ее место. Каждый получает возможность задуматься о своей жизни, учебе и будущем. В этом фильме показано, на мой взгляд, самое главное – борьба за умы детей, за всех вместе и каждого в отдельности. В этом фильме показан сам смысл обучения в школе, воспитания в подростках ответственности за свои и чужие поступки, за принятые решение. Показано, что процесс воспитания нужен не учителям и школе, а самим выпускникам, поскольку заставляет их понять всю меру ответственности для существования в нашем обществе. И такое воспитание детям не может дать забитый, запуганный и связанный «оковами» нашего «гуманного» законодательства учитель, всего боящийся и постоянно задумывающийся, не «засудят» ли его за строгость родители.
Евгений ФЕДОРИНОВ