К 80-й годовщине Великой Победы
Кинорежиссер и созидатель. В нем переплетались удивительные черты мужественности и стойкости, глубоко разобраться и изучить, а затем, уверенным в себе, честно и откровенно идти до конца и рассказать средствами кино, как он видит и понимает проблемные вопросы непростой человеческой жизни.
В каждом своем новом фильме (за его творческую жизнь поставлено 12 кинокартин), независимо от жанра, он зрителю всегда будет напоминать, что жизнь прекрасна, но она не проста, а сложна, и испытывает человека на прочность, не избегая борьбы и страданий.
Ростоцкий Станислав Иосифович – советский, российский кинорежиссер, сценарист, педагог, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии и двух Государственных премий СССР, ветеран Великой Отечественной войны, и это только небольшой перечень почетных званий и награждений.
Но главное награждение – это народная любовь и память об этом славном киноконструкторе в передаче благородных мыслей и решений и защите Родины в годы Великой Отечественной войны.
Он родился 21 апреля 1922 года (103 года исполняется со дня рождения) в городе Рыбинске Ярославской области, в молодые годы прошел суровые фронтовые испытания, после войны нашел себя в творчестве отечественного кино, с нелегкими страницами своей биографии советского режиссера.
С самых ранних лет он тянулся к кино, смотрел фильм «Броненосец «Потемкин», в 14 лет познакомился с кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном, исполнил небольшую роль в фильме «Бежин луг», который не был до конца завершен.
Через два года пришел к нему со своим сценарием. Мастер советского кино прочно и навсегда убедил Станислава Ростоцкого, «что только целеустремленный и всесторонне начитанный молодой человек может стремиться к профессии режиссера. Но война, как и многим из числа молодого поколения, 1922 года рождения, разрушила творческие планы, и кино вынужденно было подождать…
В феврале 1942 года Ростоцкий призван в армию и служил рядовым в 46-м запасной стрелковой бригаде, но затем стремление идти на фронт в звании рядового служил фотокорреспондентом в 6-м гвардейском кавалерийском корпусе, участвовал в боях, пройдя путь от Вязьмы и Смоленска до Ровно.
11 февраля 1944 года гвардии рядовой Ростоцкий получил тяжелое ранение рядом с городом Дубно. Как он сам рассказывал: «По мне проехал танк, но жить остался благодаря тому, что часть моего тела провалилась в окоп, пострадала только нога и грудная клетка, и рука была оторвана.
Ребята – молодцы, спасли, отняли у меня пистолет, наверное, я бы застрелился, потом в госпитале ампутировали ногу ниже колена, и вышел после лечения инвалидом второй группы».
Мало кто знал и знает, что весь свой режиссерский и творческий путь он прошел с протезом на ноге (раз в год его нужно было менять) с сильной болью и небольшой хромотой. О войне режиссер говорить не любил, но все свои воспоминания и переживания воплотил в кинематографе.
Станислав Иосифович отказывался ходить с палкой даже в конце жизни, когда испытывал особенно острые боли. Образование во ВГИКе на режиссерском факультете он получил в мастерской Григория Козинцева (замечательный режиссер – автор фильмов «Гамлет», «Король Лир» и других).
Надо сказать, что когда подошла к концу учеба, Григорий Михайлович выделил Ростоцкого как режиссера, готового сразу работать в художественном кинематографе. В 1956 году на экраны вышел дипломный фильм «Пути-дороги».
И это послужило тому, что сформировавшийся талант Ростоцкого и его фильмы с военной тематикой стали классическими произведениями: «Майские звезды», «На семи ветрах».
В ноябре 1972 года (52 года назад) вышел в прокат советский военный двухсерийный художественный фильм-драма о героизме молодых девушек-зенитчиц «А зори здесь тихие» по повести известного писателя Бориса Васильева, которая была издана в журнале «Юность» в конце 1960-х годов. Только в нашей стране кинокартину посмотрели 66 млн зрителей, по всей планете – более 1,5 млрд человек.
Важно сказать, что кинокартина получила множество наград, в 1974 году была номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм».
Пять молодых девушек умело и со знанием дела управляли зенитными орудиями и защищали от налетов вражеской авиации, смело вступили в неравный бой с фашистским десантом из 16 человек на прифронтовой территории и победили.
Кинорежиссер внимательно просмотрел сотни кандидаток на роли девушек, пока не определился с главными героинями, он намеренно использовал малоизвестных актрис.
Съемки проходили в нелегких полевых условиях, в студийных декорациях в Москве, затем в Карелии с водопадами и непроходимыми болотами, комарами и клещами.
Опытный кинооператор фильма Вячеслав Шумский, художник Михаил Серебренников (ветераны войны) убедили и настояли на том, чтобы лента была черно-белой, так образовались родство с военной кинохроникой и подлинность происходящего на экране.
Проходят годы, за ними десятилетия, но и сегодня с большим волнением смотрят молодое и старшее поколения этот замечательный сюжет о войне, на все времена неповторимый, проникновенный и правдивый фильм. Ушедшие на фронт защищать свою Родину девчонки погибают в неравной борьбе с фашистским десантом, обрывается жизнь молодых женских сердец.
Главная идея фильма: «На таком-то фронте ничего существенного не произошло»…
В Республике Карелия (деревня Сяргилахта Пряжинского района, где проходили съемки) фильм Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» – это самая правдивая и любимая картина жителей этого живописного края – остается вечной в жизни и памяти разных поколений.
У многих зрителей остаются в памяти имена и фамилии командира и пяти красивых девчонок, в молодые годы отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом:
– командир отделения, младший сержант Рита Осянина (арт. Ирина Шевчук), рядовые Женя Комелькова (артистка Ольга Остроумова), Галя Четвертак (артистка Екатерина Маркова), Лиза Бричкина (артистка Елена Драпеко), Соня Гурвич (артистка Ирина Долганова).
– командир группы старшина Федот Васков (артист Андрей Мартынов) остался в живых один, принимает последний бой и захватывает в плен фашистских диверсантов.
В кинокартине-драме режиссером показаны и другие герои: старший сержант Кирьянова, стройная, подтянутая по-военному пом. командира (артистка Людмила Зайцева), майор, командир подразделения (артист Алексей Чернов) и другие.
Короткие, но трепетные кадры любви с нежными и трогательными чувствами и проникновенными взглядами показаны молодыми актерами Борисом Токаревым (пограничник Осянин), Игорем Костолевским (Миша-студент) и Георгием Мыртынюком (командир Лужин).
Поистине боевой отряд молодых артистов вдохновенно и в одном солдатском строю с честью исполнили свои роли и глубоко вошли в память зрителей на долгие годы.
Фильм – благодарность режиссера медсестре Ане Чегуновой, которая спасла его жизнь и дотащила до госпиталя, и женщинам – на фронте их было более 800 тысяч, из них 300 тысяч добровольцы в возрасте 17–18 лет.
Они смело, наравне с мужчинами шли в атаку, летали на боевых самолетах, стреляли из зениток, минометов и под артобстрелом, бомбежками спасали жизни бойцов и моряков Красной Армии и флота.
За героизм и мужество, проявленные на фронте в годы войны, более 150 тысяч женщин были награждены орденами и медалями, 96 человек стали Героями Советского Союза и Российской Федерации.
По опросам журнала «Советский экран» в 70-е годы XX века картины Станислава Ростоцкого: «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо» трижды признавались лучшими фильмами года.
Жизнью подсказанный, фильм «Белый Бим Черное ухо» в 1977 году номинировался на «Оскар», удостоился Ленинской премии и Гран-при фестиваля в Карловых Варах.
Авторитет и значимость кинорежиссер Станислав Ростоцкий приобрел постоянной усиленной творческой работой, он преподавал во ВГИКе, 5 раз был председателем жюри Московских международных кинофестивалей, опубликовал несколько десятков статей в различных журналах, входил в состав правления Союза кинематографистов СССР.
Однако скандальный 5-й съезд кинематографистов СССР 1986 года не обошел стороной знаменитых режиссеров, «новаторы перестройки» сместили их со всех постов, обвинив их «за официозный подход и кумовство». Режиссер Ростоцкий лишь только один раз снял свою жену – талантливую актрису Нину Меньшикову в роли учительницы – роли второго плана в фильме «Доживем до понедельника».
Впоследствии он поставил одну кинокартину («Из жизни Федора Кузькина», 1989 г.), через некоторое время он ушел из кинематографа.
В кино вернулся один раз – в 1998 году, исполнив роль генерала Ситянина в многосерийном телефильме Александра Орлова «На ножах» по роману Николая Лескова.
Ростоцкий Станислав Иосифович скоропостижно скончался 10 августа 2001 года на 80-м году жизни (сердечный приступ) за рулем автомобиля, он ехал в Выборг Ленинградской области для участия в очередном кинофестивале «Окно в Европу» в качестве президента.
В поставленных фильмах он всегда был честным, откровенным и весь творческий путь в советском и российском кинематографе прошел мужественным солдатом во имя любимой Родины и своего народа…
Вячеслав МИЛЯЕВ,
лектор, кинопублицист
г. Пенза
На фото: Кадр из фильма «…А зори здесь тихие» (1972)
Только советская власть находила, воспитывала и давала возможность реализоваться в искусстве тысячам талантливых людей в кино и других видах искусства: Ростоцкий, Герасимов, Товстоногов, Пахмутова, Магомаев и многие другие - всех не упомнишь! И что мы имеем при "свободе самовыражения" после 1991г.? - Тотальный примитив на эстраде оккупированной басковыми и киркоровыми, многокилометровая "голливудщина" с убийствами и погонями на экране, доморощенные "звезды" и "легенды" на каждом углу...
Замечательные фильмы замечательного режиссёра. Участник Великой Отечественной снял прекрасные, правдивые, берущие за душу фильмы. Память ему вечная!
Фильм "А зори здесь тихие" - один из лучших советских фильмов о Великой Отечественной войне. Он у меня записан на видеодиск и я всегда смотрю его с удовольствием. И вечная память великому советскому кинорежиссеру Станиславу Ростоцкому!
В потоке событий "Призванный защищать и творить" Прочитал и душа возрадовалась!!! Слава, тов. Ростоцкому Станиславу Иосифовичу!, Народному артисту СССР. Смотрел все фильмы Таланта. Знаю и творчество его сына Андрея... Недавно ВВП присваивал звание Народного, половина неизвестных и считаю недостойных. Давно пора газете охарактеризовать современное кино, ТВ, что то не припомню ни одного художественного фильма или спектакля...реклама, Турция или Украина...Обещали рассказать образом кино СВО, но думаю будет пародия, спец эффекты, кетчуп...боюсь просто не способные...