Социализм пробьет себе дорогу

«Социализм пробьет себе дорогу сквозь любые толщи самой мрачной истории», – утверждал В.И. Ленин, развенчивая буржуазный миф о якобы нерушимом господстве на Земле капитализма.

Встав во главе первого в мире социалистического государства, он доказал это, создавая новое общество, укрепляя союз рабочих и крестьян, когда началось новое коммунистическое воспитание в борьбе против эксплуататоров, против эгоистов и мелких собственников, против той психологии и тех привычек, которые говорят: «Я добиваюсь своей прибыли, а до остальных мне нет никакого дела».

И это не исчезло, а продолжает существовать в нынешнем нашем капиталистическом обществе, старт которому был дан в предательские 90-е годы. И определенные силы во власти продолжают этому следовать, позволяя олигархату господствовать в стране в то время, когда наши воины ведут героическую битву с укронацистами, ведомыми неофашистами Запада.

Сражение идет и за лучшее будущее страны и народа, создать которое капитализм не в состоянии, что доказывает и весь ход мировой истории. С этим не хотят мириться буржуазные идеологи Запада, приглушая марксистское учение о классовой борьбе якобы борьбой двух цивилизаций.

Выступая на Валдайском форуме, президент Путин противопоставил этому баланс интересов, которому следуют объединения стран БРИКС и ШОС. Их усилия поддерживают и коммунисты, которые вместе с нашими воинами отважно сражаются с укрофашистами и отдают свои жизни за наше лучшее будущее. Каким они его видят, четко и ясно показано в Программе Победы КПРФ, которая ныне широко представлена на поддержку народа и президента страны.

А спасать страну и от господства грабительского капитала, кланово-кумовского капитализма, засилья брокеров и дилеров рода всякого можно только на основе принципов социализма, социалистического переустройства общества, что ясно и убедительно показано в Программе Победы.

К сожалению, пока наши воины с небывалой отвагой ведут бои с бандеровской ордой и наемниками профашистского Запада, в нашей стране продолжают хозяйничать и править бал грабительский олигархический капитал и те, кто его поддерживает наверху. Он и является не двигателем, а тормозом развития страны. Об этом уже много написано и сказано в левопатриотических изданиях и в выступлениях честных политиков. Но прорежимные СМИ продолжают сеять буржуазную пропаганду, клепать передачи, уводящие человека – и особенно молодежь, от всего по-настоящему глубокого, ответственного, серьезного в сторону того, чтобы сделать из гражданина пассивного потребителя «искусства», чтобы он воспринимал не истинные произведения, а их суррогаты, выставляя на первый план чистоган, денежные премии: «Поле чудес», «Секрет на миллион», «Кто хочет стать миллионером» и прочие игральные передачи на это и нацелены.

Ежедневно по всем каналам идут сцены из произведений наших классиков с призывом хранить деньги в известном банке «ВТБ». Эти призывы, как и пропаганда «кэшбека», якобы очень выгодного банковского процента, не сходят с экрана.

А мы знаем, как эти проценты вгоняют многих людей в безвылазную кабалу. Но нас продолжают дурить, лупить ими по голове.

На фоне такого чистоганного засилья, развлекух и веселух «тонут» и передачи о наших доблестных воинах, ведущих ожесточенный бой с неофашизмом на Украине, хотя их подвигам и делам сейчас, казалось бы, надо отдавать всё основное пространство телеэкрана. Как это было в годы Великой Отечественной войны, когда сообщения и рассказы о подвигах и доблестных делах советских воинов в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками по радиодинамикам шли с раннего утра и до поздней ночи.

Звучали и стихи известных поэтов и прекрасные песни, музыка наших композиторов.

Ныне всё иначе, потому что всем продолжает заправлять в стране денежный клан, стригущий огромные бабки в свой карман.

Не потому ли и в передачах о нашей истории один из самых значительных периодов ее – советский – освещается редко и мало, хотя молодежь всё чаще им интересуется.

А сверстники этой молодежи не только в дни Великой Отечественной войны совершали подвиги, но в мирные дни – в труде на благо Родины, воплощали в дела широкие замыслы и планы.

Советская молодежь воспитывалась на наследии героики прошлого, на произведениях советской и русской классики. И с этим багажом она строила будущее.

Вот о чем вспоминает прекрасный русский поэт и писатель, фронтовик, участник блокады Ленинграда Николай Тихонов. В те годы ленинградская девушка в осажденном фашистами городе – в холоде и голоде, чтобы не умереть, вечерами и ночью вспоминала содержание книг «Анна Каренина», «Госпожа Бовари», «Тихий Дон». И это помогало ей бороться со смертью. Таким было значение книг для советских людей. Их духовное развитие, как и всего человечества, нельзя было представить без «вечных спутников» – произведений классиков и наших советских писателей, смело вторгающихся в жизнь многих народов. Хотя в иных странах Запада уже тогда звучали голоса о будто бы устаревании классической литературы, театра и музыки.

А исследователи западной жизни отмечали, что в ХХ веке телевидение стало, как бы вытеснять все виды массового искусства.

Кстати, и у нас это сегодня происходит: навязанная ими буржуазная культура дает о себе знать. Телеящик, смартфоны, интернет, целиком поглощающие человека, уводят его от участия в жизни, от общественных событий и дел – на них не остается времени. Пропадает и желание читать книги. В лучшем случае по рукам гуляют детективы.

Таких нравов, пришедших в 90-х годах к нам с Запада, не было в нашей Советской Стране – одной из самых читающих в мире.

Даже наша советская статистика выступает здесь ярко и красочно. В СССР издавалось более 1,35 миллиарда экземпляров книг, 3846 журналов и других периодических изданий, 8 тысяч газет, было свыше 500 театров, около 1000 музеев, свыше 100 тысяч киноустановок. Не говоря уже об огромном числе школ, вузов, средних специальных учебных заведениях – причем при бесплатном обучении 75 процентов студентов обеспечивались стипендиями. Кроме того, 12 тысяч действующих молодежных клубов вмещали миллионы энтузиастов, жаждавших овладеть всевозможными знаниями и различными видами спорта.

А это значит, что формирование творческой личности начиналось с юности и неразрывно было связано с местом человека в обществе. Молодой человек не стремился к одиночеству, уходу в себя или к поиску увлечений, которые уводят его от людей, в дебри одиноких мыслей и переживаний. Нет, он ощущал себя членом коллектива, общества, имея с ним живые и многообразные связи. И применение своих способностей он тоже находил, следуя гуманным принципам советского общества. В этом – советский человек, которому были даны все возможности для духовного обогащения и роста, получения любой профессии. И главное – для реализации себя в жизни, превосходя интеллигента царского времени. Рядовой труженик – токарь или слесарь – в своем техническом развитии, например, дорастал до инженерных знаний.

Ну а в буржуазном мире цивилизация технического изобилия господствует над жизнью и становится тиранической, подчиняя человека своей железной воле, лишающей его права контроля над собой, права распоряжаться собственной свободой.

Этот мир господства вещей и попрания человеческого достоинства, разошедшийся с человеческими целями и ценностями, показал один из наблюдателей деградации общества на Западе Льюис Мемфорд в книге «Искусство и техника».

И вывод следует такой: в этом обедненном буржуазном мире вещей, полном миражей и безысходности, массовая культура бросается молодого человека в узкие и ограниченные лабиринты, где он доходит до областей ужаса, создавая себе особый мирок видений, фантасмагорий, болезненных превращений, которые достигаются даже употреблением наркотиков. И всё это, чтобы вырваться из будничного буржуазного, страшного по своей однобокой повторяемости мира. Усталость от него заставляет браться за книжки такого популярного в США автора, как, например, Микки Спиллейн. Вот названия его массовых романов: «Мой пистолет стреляет без остановки», «Большое убийство», «Я сам суд», «Поцелуй меня мертвым» и прочие. Тираж такого чтива – 56 миллионов экземпляров.

В кино господствуют Джеймс Бонд и его коллеги, которые и у нас надолго подвязались на телеэкране. Только один фильм этой серии принес в 1955 году его хозяевам на Западе 10 миллионов фунтов стерлингов.

И всё же сквозь беспробудное засилье буржуазной культуры и на Западе прорывались ростки социалистической культуры.

Об этих двух культурах – буржуазной и той, которая рождалась под влиянием Октября и прогрессивных людей мира, воспринявших его идеи, и говорил В.И. Ленин. Он верил, что и дальше это влияние будет только расти. И жизнь это подтверждала. Разве не популярны были у нас и на Западе такие произведения, как роман «Коммунисты» – Арагона или «Подполье Свободы» Жоржи Амаду и других писателей?

Известно, что распад капиталистического общества еще более усугубляет кризис личности, способствует, как уже было сказано, ее отчуждению и замкнутости, уходу в себя и полному равнодушию к общественным интересам. И это тоже создает немалую трудность для писателя или художника за рубежом. И в своих романах они показывают отдельных тружеников – нередко молодых, которые, поняв окружающий мир, капиталистическую западню жизни, не имеют возможности бороться за лучшую жизнь, потому что они отъединены друг от друга и не видят, какая сила может их объединить в этой борьбе. Тем более что коммунисты там властями признаны чуть ли не врагами нации.

Об этом недавно заявил и Трамп, на которого в США немало людей возлагают свои надежды.

Обновление мира, развитие новых жизненных сил, ведущих человечество в будущее – это не по плану капитализма, который с жестоким коварством хочет вернуть народы, сбросившие его иго, опять в оковы колониализма и такого подчинения, которое растлевает душу, убивает свободный интеллект, если тот пойдет на соблазн сотрудничества, подкупленный или обманутый.

Это понимали прогрессивные писатели Запада, следившие за развитием Советской Страны. Даже такой сложный из них, как Жан-Поль Сартр, хоть и с оговорками, но был вынужден признать: «Единственный новый большой человеческий опыт нашего века, 20-го, это социализм. Западу уже нечего сказать. Вам есть что сказать». Понятно, что он имел в виду СССР.

И такой писатель, как Грэхем Грин, выставляющий напоказ свою ментальность в политических вопросах в романе «Тихий американец», делает вывод: «Рано или поздно человеку приходится встать на чью-нибудь сторону. Если он хочет остаться человеком».

А вот что писал редактор газеты «Дейли Уоркер» в 1961 году:

«В течение многих лет буржуазная пропаганда старалась отвлечь простых людей от великих идей коммунизма, заявляя о том, что это не учение, а бездушная догма, в которой нет ни мыслей о простои человеке, ни добрых чувств к нему. Н вот приехал Юрий Гагарин, и британский народ увидел образ типичного советского человека – такого молодого человека, которого с гордостью могли бы назвать своим сыном любой отец и любая мать – больше того, любой юноша Великобритании хотел бы быть таким, как он. Для Великобритании Юрий Гагарин – сын коммунизма, простого человека, который воплощал в себе все лучшее, что есть в человечестве».

А как пытаются изменить сегодня сознание своего народа британские правители, присоединившись к яростной клевете на нашу страну и русский народ, известно.

В 20-е годы прошлого столетия такую же клевету разжигали против нас, молодой советской республики, на Западе. Буржуазные критики называли большевиков «разрушителями культуры». А позднее, побывав в нашей стране, писали: «В Москве ставят Шекспира чаще, чем в Лондоне, а Лопе де Вега – чаще, чем в Испании».

Для людей со стороны было удивительно, как это в сельском центре, скажем, Лукьяново Горьковской области, молодежь проводит занятия по темам: «Образ женщины от Леонардо да Винчи и до наших дней», или «Рокуэлл Кент – американский художник», знакомится с опытами итальянского ученого Петруччи, спорит о возможности светомузыки. Это говорит о том, насколько продуманно и глубоко приобщали к культуре в Советской Стране людей любых профессий.

У власти капитала заботы совсем иные: иметь в своих руках оружие страшного разрушения, ядерного уничтожения против тех, кто ей сопротивляется. Но создать новую культуру человечества она не в силах. Обновление мира, развитие новых жизненных сил, ведущих человечество в будущее, – не по плечу капитализму.

Известно, например, что, когда в 1830 году в Америке отменили Закон о работорговле, – пострадавшим рабовладельцам назначили огромные компенсации и выплачивали их на протяжении многих лет – вплоть до нынешнего ХХI века. Против такого масштабного хищнического разбоя магнатов капитала ширятся протесты и сопротивление в мире – и даже в самой Америке.

И народы бывших колониальных стран всё больше объединяются и дают отпор западным поработителям, следуя примеру Кубы, Вьетнама, Северной Кореи, стран социалистического лагеря и всех тех, кто не смирился с диктатом и господством разбойного капитализма.

Ярким примером того, чего может достичь народ в своем многостороннем развитии, является Китай, влияние которого в мире всё возрастает. На проходивший недавно в Пекине международный симпозиум, посвященный 80-летию разгрома милитаристской Японии и окончанию Второй мировой войны, съехались представители 20 стран мира, включая Аргентину, Бразилию, Вьетнам, даже США, Великобританию, Южную Корею, Японию и, разумеется, нашу страну – Россию.

Так что объединение сил, не мирящихся с милитаристским диктатом США и Запада, всё возрастает. Об этом свидетельствуют и торжества на площади Тяньаньмэнь, где 3 сентября, в День Великой Победы над империалистами, проходил впечатляющий военный парад, взволнованно встреченный лидерами также очень многих стран, среди которых был и президент Путин.

А весной этого года, как известно, состоялся 2-й Международный антифашистский форум, организованный КПРФ. В нем участвовали 164 делегации из 91 страны мира, принявшие Обращение ко всем прогрессивным людям мира, борющимся за мир на планете против фашистского диктата.

Число таких сил всё возрастает, как и укрепление роли и влияния стран БРИКС и ШОС в борьбе за установление справедливого международного порядка.

Это еще не социализм, подчеркнуто в решении Форума, но очень важная предпосылка для его продвижения и успеха. И за это тоже ведут свою героическую битву с неофашизмом на Украине наши воины.

                                                                         А. ЗАСИМОВА

 г. Пушкино, Московская обл.

Другие статьи автора

Другие материалы номера