Выступление на XXVII Всемирном русском народном соборе
Не случайно, видимо, в конце XX – начале XXI века мы стали часто вспоминать слова Александра III: «У России нет друзей, кроме ее Армии и Флота». Нам понадобилось это справедливое умозаключение. Очень реалистическое. Но сегодня к нему хочется добавить еще одну составляющую. Там, где сейчас воюют наши дети и внуки, где кладут голову наши герои, рядом с Армией и Флотом сражается еще и наша великая российская история. Опыт ее побед и поражения – бесценное и вечное богатство народа и государства.
Именно в истории мы найдем все картины грозных пророчеств и указанный нам путь надежды. Первый признак здоровой государственности – это ощущение и понимание своей истории. Реалистическое понимание, которое вместе с легендами и преданиями дает нам ощущение исторического оптимизма.
А я всю ночь стихи его
Читал и плакал, и едва ли
Не обезумел от того,
Что это все в оригинале,
Что строгий гений языка
Мне Божий свет отторг от мрака
Не в переводах Маршака
Или Бориса Пастернака.
Что, видно, мой жестокий век
В родстве с его жестоким веком
В таком же, как одесский грек –
С античным греком.
Читал я Пушкина один
И слушал правды голос ясный,
И плакал, как побочный сын,
К его богатству не причастный.
Это стихи замечательного русского советского литературоведа Евгения Лебедева. Мы прочитали их с большой тревогой в конце прошлого века. С чем была связана тревога? С судьбой русской традиции. «Традиция – совесть поэзии», – говорила известный русский советский критик и поэт Татьяна Глушкова.
Откуда она – традиция? А вот откуда – она из истории, из ее народного начала. Из ее глубинного опыта. Если традиция – совесть поэзии, то русская история – ее ангел-хранитель.
Не случайно Александр Блок говорил, что дело поэта – историческое. Ну, действительно, давайте вспомним, начиная с Пушкина… впрочем, мы могли начать и со «Слова о полку Игореве». Но все-таки начнем с Пушкина:
Вы помните, текла за ратью рать.
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать шел мимо нас…
А Лермонтовское «Бородино»? А Блоковское «Поле Куликово»? А Константин Симонов перед Великой Отечественной войной с его поэмами «Ледовое побоище» и «Суворов»?
И так история: «Мы долго, молча отступали, досадно было – боя ждали, ворчали старики…» – эти строки из Лермонтовского «Бородина» прямо смотрят в Донецкие и Херсонские окопы. Смотрят нам в душу. Но мы с вами хорошо знаем, что Бородино, несмотря ни на что, все равно стало началом нашей победы в Отечественной войне 1812 года.
Да, у нас накоплен огромный военный исторический опыт. У нас опыт двух русско-иранских войн с использованием иррегулярных воинских формирований и населения Закавказья. У нас опыт русско-турецких войн под командованием Суворова с его «Наукой побеждать». Кто сказал, что устарели ее принципы? И кто сказал, что она не есть вдохновение и совесть нашей поэзии?!
Мы помним Карс и Плевну!
А горькое поражение в Русско-японской войне 1904–1905 годов, где мы потеряли свои лучшие корабли, стало для русской военной истории буквально работой над ошибками. Ибо причиной самого показательного поражения стала отсталая экономика и неумелое руководство войсками военным командованием – пассивно-оборонительная стратегия высшего военного командования. Но ошибки анализировались – в частности, была переоценена роль тылового обеспечения, от которой во многом зависел исход боевого действия. Скажите, это нам ничего не напоминает?
Особого внимания заслуживает опыт советской мобилизационной системы. Опыт ОСОАВИАХИМа. За время Великой Отечественной войны было мобилизовано тридцать два миллиона человек. Весь опыт ВОВ показал, насколько важна постоянная мобилизационная готовность.
Недавно меня взбодрили размышления Ф.М. Достоевского о войне в его дневниках: «Не всегда надо проповедовать один только мир, – писал он. – Долгий мир всегда родит жестокость, трусость и грубый ожирелый эгоизм. Теряется вера в солидарность людей, в братство их, в помощь общества, провозглашается громко тезис «Всякий за себя и для себя»… война целительна для зараженного организма… без войны человек деревенеет в комфорте и богатстве… но все-таки полезною оказывается лишь та война, которая предпринята для идеи, для высшего и великодушного принципа… Пролитая кровь за великое дело любви к угнетенным братьям многое значит, многое очистить и омыть может… Если есть на свете существо, вполне не причастное никакому фанатизму, так это русский солдат». Так говорит русский гений Достоевский. И мы верим ему.
Армия и часть – но только часть! – нашего общества начинают понимать, ради какой идеи ведется, по сути, третья мировая война. Но армия начинает понимать сегодня и другое: а что же внутри России? Что с российским обществом?
С кем воюет Россия сегодня? Так же, как в первую Отечественную, царская Россия воевала силами героического русского дворянства и беззаветного русского крепостного крестьянства с наступающими на нас «двунадесятью языками». Так же, как во вторую Великую Отечественную, многонациональный советский народ сражался со всей фашиствующей Европой.
Кто же и как понимает специальную военную операцию в современном российском обществе? Как относится к новому положению интеллигенция? А ведь интеллигенция в России всегда была ключом к пониманию истории. Она, и особенно творческая интеллигенция, – тот толмач, популяризатор, пропагандист, если хотите, от настроения которого зависит моральное здоровье всего общества. И Армии в том числе.
Для нас очевидно, что современная либеральная интеллигенция давно живет в пафосе американизма. Не случайно русский писатель XIX века Апполон Григорьев называл либералов «тушинцами» – от тушинского вора лже-Дмитрия. Они-то и ведут к смуте.
Интеллигенция же, для которой дорого национальное чувство, практически не допущена до народного слуха. Именно этот фактор, наряду с обрезанным образованием, длительным отсутствием патриотического воспитания, усеченным знанием отечественной истории и литературы, абсолютивным искажением и купированием советского периода истории и привел несколько сотен наших молодых сограждан на грузинскую и казахскую границу в начале мобилизационной кампании.
Образование – мощный инструмент внешней политики. Образование же, облагороженное патриотическим воспитанием, дает поколениям сознание своей справедливости и сакральной целесообразности военного действия – оно и ведет к победе. Мы упустили формирование такого сознания у молодых. И наше героическое стояние на фронте сегодня – это воистину чудо! Божья милость! Та самая спасительная традиция, которую сохраняет для нас ангел-хранитель нашей истории.
Да, война действительно вскрывает больные места общества. Слышала я однажды в одной из передач на канале «Соловьев Live» горячее возмущение известного политолога и экономиста господина Сатановского, который обращался к владельцам частных фирм по поводу нехватки на фронте и в тылу на Донбассе медицинского оборудования и его дороговизны.
– Нет, – кричал Сатановский – я не за деприватизацию! – Я – не Зюганов! Но вы хотя бы придержите свою маржу!
Справедливое возмущение. Но только где же и когда видел уважаемый господин Сатановский, чтобы капиталист отказал себе в прибыли? Помните причины поражения в Японской войне? А гнилое мясо и рваные сапоги, которые поставляли на фронт наши капиталисты во время Первой мировой войны? Что же это за инфантилизм такой, особенно в военное время?
Да, мы помним благотворителей Морозова и Мамонтова, Третьякова, Бахрушина и Сытина… Но ведь это именно исключения из правил – потому-то и вспоминаем их поименно. А все купеческое сословие? Всем ли они обеспечили хирурга Пирогова в тяжелейшую Крымскую войну? Загляните, господа предприниматели, в свою родную историю, в честные воспоминания современников. Так что дело тут совсем не в Зюганове, а в объективных законах истории.
В конце тяжелых девяностых мне посчастливилось беседовать с выдающимся русским советским композитором Валерием Александровичем Гаврилиным. Наша беседа была опубликована в «Московском журнале» 1999 года. Не могу не вспомнить один из фрагментов на эту тему. Вот что сказал тогда Валерий Гаврилин: «Обыкновенную хозяйственную жизнь людей – как примирить с религией? Как тут поступать по-божески? Ведь на каждый день суда не было и совета не было. Вот откуда разложение пошло… Тот же Морозов, который одной рукой давал бешеные деньги на искусство, а другой на революцию, – обеими руками ссылал слепых, горбатых, изработавшихся на его предприятиях старух в деревню, где они доживали в болезнях и мучениях. И после этого тыкать людям в глаза одной больничкой или школой? Стыд и срам! Теперь модным становится мальтузианство: надо, чтобы население вымирало… Наше гнилое радио посоветовало нам просто не рождаться. Лечить не на что и некому. А ведь была возможность… если бы пришли мудрецы, люди, действительно думающие о судьбе своего народа, всех народов – мы могли бы создать особый вид государства – без мальтузианских жертв. По крайней мере мы бы могли подраться, отстаивая этот путь. А пошли по пути растлителей…»
За минувшие как минимум пятьсот лет своего существования капитализм еще ни разу не отличился альтруизмом. Страхом перед революцией – да! Но бескорыстием – нет! Никогда! Не случайно американский экономист Майкл Хадсон называет американскую экономическую модель – правда, очень деликатно – паразитической. А наш Достоевский называет капитализм честно – «форменное людоедство».
Время ли сейчас бояться деприватизации? И даже национализации? Может быть, пора задуматься о том, что ценою своей крови наши бойцы сегодня платят за почтительное отношение к частной собственности – этой священной корове демократии.
Настоящим откровением в начале нового века показались мне стихи писателя, публициста и поэта, кстати, лауреата патриаршей литературной премии за книгу о Кирилле и Мефодии Юрия Лощица. Обратите внимание на эпиграф, который он поставил к своему короткому стихотворению на только что названную нами тему. Эпиграф звучит так: «Вси собравшеся вкупе и имеях у вся обще» – Деяния Апостолов, глава 2. А вот и стихи:
Свобода и равенство с братством –
Безумный святой нетерпеж?
Но как было не надорваться
Французу и русскому тож!
Но я им упрека не брошу –
Отчается снова народ,
И взвалит опять эту ношу
И дольше, чем мы, пронесет.
А вот в абсолютной перекличке с Юрием Лощицем, но понятно же, что ни о чем не договариваясь, а только присягнув той самой Традиции, наша выдающаяся современница, поэтесса-кировчанка Светлана Сырнева пишет посвящение Геннадию Зюганову:
Нам сказали, что участь людей –
Тьмою низких страстей побираться,
Но не меркнет сиянье идей
Справедливости, Равенства, Братства.
И нельзя ни сломать, ни убить
Дерзновенный порыв в Человеке,
Человечеству незачем жить,
Если каторга эта навеки.
И все глубже мерцает со дна
Словно и не была, а приснилась
Золотая, как солнце, Страна,
Где в реальность мечта превратилась.
Можно нас и клеймить, и винить
Под вселенское ржанье и топот,
Но не может никто отменить
Человечества сбывшийся опыт.
Счастлив тот, кто в годину невзгод
Не поддался чужому примеру,
Он под сводами тьмы пронесет
Миллионов Надежду и Веру.
И когда пропадет колдовство,
И рассеется толща туманов,
Человечество вспомнит его –
Назовет его имя – Зюганов!
К этому хотелось бы только добавить для чурающихся, что уже и ребенку понятно, что Зюганов сегодня почти как Гиппократ действует, исключительно согласуясь с самым традиционным и возвышенным принципом: НЕ НАВРЕДИТЬ!
Хроническое недофинансирование науки, утечка мозгов, деградация научно-технического потенциала, дезорганизация фундаментальной науки – разве это не следствие варварской приватизации?
Общественные интересы побеждают только там, где над частными есть строгий государственный контроль – в этом преимущество социализма. И особенно оно проявляется в критических исторических обстоятельствах. Без мобилизационной экономики победа невозможна. А мобилизовать ее может только крепкая государственная воля. Нам необходимы радикальные меры по спасению национально-государственного организма. А может быть, именно война – прямой повод пересмотреть частнособственнические позиции внутри государства?
Дорогие друзья! Самое большое наше богатство – это наш народ. Народный характер – это результат многовекового развития. Он складывается постепенно, веками. Но иногда возникают такие исторические условия, когда этот процесс приобретает огромное ускорение: Куликовская битва, война 1812 года, Великая Отечественная война – именно в эти годы определенно и ускоренно формировались новые пласты архетипа.
И тогда поднималась «дубина народной войны», как говорил Лев Толстой. Тогда начиналась «война народная, священная война», как пелось в песне Лебедева-Кумача на музыку Александрова.
Сегодня на земле Новороссии воюют люди разных национальностей – все вместе они именуются русскими. Многие из них воюют под красными знаменами, по-прежнему ощущая себя советским народом. На своих танках они пишут: «Христос воскрес» и «За Сталина». Это особенно раздражает наших либералов и демократов. Мы понимаем, что их не устраивают оба этих имени. Однако интуиция и природное чутье подсказывает нашему настрадавшемуся народу, что идея «ПРАВДОЙ СОЦИАЛИЗМА ИСПРАВИТЬ МИР» не умерла. Она жива. И принадлежит она, кстати, не Марксу, а православному философу и богослову Георгию Федотову. Он же – автор интереснейшей книги «Христианский социализм с русским лицом».
Я глубоко убеждена в том, что именно эти танки с именем Христа и Сталина вместе и поведут нас к победе.
А как же традиция и литература? А вот как. Она почти хрестоматийно звучит со страниц поэмы Юрия Лощица под емким названием «Класс»:
На распутье постыдных дней
Я одно, как завет, открыл:
Нет родней оскорбленных людей,
Нет святей безымянных могил.
Я с тобой, обесчещенный класс
Шоферюг, шахтеряк,
Живьем заваленный класс
Народных, затоптанных мяс –
Токарно-слесарных трудяг.
Лесоповальных рубак,
Просоленных рыбарей,
Зачуханных сторожих,
Охаянных тракторюг,
Молотобойцев, косцов,
Плотников тюк-да-тюк,
Пастухов-похмелюг,
Училок – голодных пчел…
Кого еще не учел?
Вас, лапти и лоскуты,
Беззубые рты,
Тебя, океан бедноты,
Бесталанных прибой,
Я в тебе, я с тобой.
Вас, жеватели крох,
Сборщики пьяных посуд,
Я с вами на страшный суд
Приду, стеклотарой звеня,
Уродливая родня,
Труждающихся собор,
Обремененных хор.
Потому что в пустыне дней
Я одно, как завет, затвердил:
Нет родней оскорбленных людей
Нет святей безымянных могил.
Эгей, трудовая орда, унываешь почто?
Все ушедшие в Никуда, в Никогда, и в Ничто, –
Атакованный ложью класс,
Да поднимемся враз из гробов,
Из окопов и ям, из завалов и нор.
На последний свой приговор.
На хребты взвалим мешки.
Все грехи свои и грешки
Принесем, спотыкаясь, хрипя,
К Тебе, в овчих яслях Дитя,
К Тебе, прокаженных Друг, алчущих Хлеб
Путь хромых, звон глухих, смысл тупых,
Свет слепых, расслабленных Врач,
Блудниц, мытарей Брат,
Труждающихся Альфа, обремененных Омега.
Мы не просим почестей райских,
Но овец бесталанных Пастырь,
Покарай, наконец, покарай тех,
Кто сирых всегда обирал
От начала Божьего света.
Не откладывай боле Суда!
Лукавствующих порази!
К Тебе вопят города и села Твоей Руси!
Ответь же: «Родные, Я с вами».
К Тебе из последних сил
Взывает, давясь слезами,
Трава безымянных могил.
Такова традиция. Спасибо за внимание.
Л.Г. БАРАНОВА-ГОНЧЕНКО,
заслуженный работник культуры РФ
