Разморозка у отморозков

Комментарий к цифрам РИА «Новости» как информация для размышления

Тема замороженных валютных резервов России будоражит общественность Европы. Там делят шкуру неубитого русского медведя. Я имею в виду проект под названием «репарационный кредит» Европы Украине. После начала спецоперации Евросоюз и страны G7 заблокировали около половины российских валютных резервов. Более 200 миллиардов евро находится в ЕС, в основном на счетах бельгийского депозитария Euroclear. Вот под обеспечение этих ворованных денег Брюссель и желает выдать кредит незалежной на сумму примерно 140 млрд евро.

Мы в России уже устали от этой темы замороженных российских активов, наблюдая достаточно бесстрастно за тем сумасшедшим домом, в котором европейские политики продолжают обсуждать способы кражи российских международных резервов. У любой неприятности есть позитивная сторона – из нее можно и нужно извлекать полезные уроки.

Кое-какие полезные для нас выводы из истории с замороженными резервами уже напрашиваются. Прежде всего, вывод о том, что самым безопасным активом международных резервов является золото. Валюты (в виде средств на банковских счетах и в виде ценных бумаг) в конце февраля 2022 году у нас украли на сумму более 300 млрд долларов. А вот все золото в составе международных резервов осталось в целости и невредимости – 2298,547 тонны. На тот момент стоимость этого золотого резерва составила 132 256 млн долларов США. Сегодня стоимость этого золото уже выросла в 2,2 раза. Очень доходный актив! Любая валюта на его фоне «отдыхает».

Хочется немного помечтать. Как мы могли бы сегодня выглядеть, если бы при формировании международных резервов делали ставку на золото. Если бы накануне СВО всю ту валюту, которая была украдена в конце февраля 2022 года, направили на закупку драгоценного металла, то золотой резерв России прирос бы почти на пять тысяч тонн золота. А если бы при этом еще Банк России закупал в течение последних лет все добываемое в стране золото, то суммарная величина золотого резерва Российской Федерации приблизилась бы к 8000 тонн. Мы могли быть стать золотой державой мира №1 (учитывая, что у США, судя по всему, реально в золотом резерве драгоценного металла существенно меньше официальной цифры в 8133 т). Впрочем, здесь я несколько повторяюсь. Подробно об этом я писал в статье «О золотых резервах современной России».

Сейчас я хотел бы остановиться на таком тонком вопросе, как доходность валютных активов в составе международных резервов. Напомню, что достаточно долго Банк России выпускал ежеквартальный бюллетень «Обзор деятельности Банка России по управлению активами в иностранных валютах и золоте». Издание было прервано после начала СВО по той причине, что некоторая часть информации по международным резервам России была закрыта. Последний бюллетень (под номером 61) вышел в начале 2022 года.

Я регулярно пользовался этим бюллетенем, из которого получал информацию о валютной и географической структуре международных резервов, об операциях по наращиванию и использованию таких резервов, а также их доходности.

Что касается доходности всех резервов в целом, то она была мизерной. А по некоторым видам валют она была даже отрицательной, т.е. мы несли убытки. Чаще всего убытки возникали в результате падения курсов тех или иных валют. Дополнительным фактором убыточности или низкой доходности было снижение процентных ставок по иностранным ценным бумагам, которые находились в портфеле Банка России.

Между прочим уже в начале текущего десятилетия самым доходным элементом международных резервов Российской Федерации стало золото. Его цена имела устойчивую тенденцию к росту. Казалось бы, ставку надо было делать на драгоценный металл. Тем более что мы его можем приобретать не за иностранную валюту, а за рубли, поскольку имеем мощную отечественную золотодобычу. Справедливо получившую еще до Великой Отечественной войны название «валютный цех» страны.

И вот в марте 2020 года председатель Банка России заявила, что Центробанк с 1 апреля 2020 года прекращает закупки драгоценного металла в международные резервы. И действительно до марта 2022 года золотой резерв Банка России не увеличился ни на одну унцию.

А теперь посмотрим, какой была доходность активов Банка России в основных иностранных валютах. Согласно последнему бюллетеню «Обзор деятельности Банка России по управлению активами в иностранных валютах и золоте», она за период с середины 2020 по середину 2021 г. была следующей (%):

Доллар США – плюс 0,12;

Евро – минус 0,54;

Фунт стерлингов – минус 0,01;

Канадский доллар – плюс 0,23;

Австралийский доллар — плюс 0,38;

Юань – плюс 2,24;

Иена – минус 0,03.

Самой доходной на тот момент времени валютой оказался китайский юань. А самой убыточной – евро. Общая величина золотовалютных резервов России на середину 2021 года составила 585,3 млрд долл. США. Главным компонентом резервов на тот момент была валюта евро – 32,3%, или 189 млрд долларов. Нетрудно подсчитать, что убытки от вложений в евро составили за год около 1 млрд долларов. Можно посчитать доходность (или убыточность) и других компонентов международных резервов России на то время. Скажем, портфель государственные ценные бумаги иностранных эмитентов на середину 2021 года составил 222,7 млрд долл. По итогам года (с середины 2020 по середину 2021 гг.) Банк России получил доход от этого портфеля в размере аж 1 миллиард долларов. Получается микроскопическая доходность ценных бумаг меньше чем в полпроцента – 0,045%.

Многие тогда удивлялись: каким образом Банк России формирует международные валютные резервы, если доход от них как от козла молока? Некоторые смелые эксперты говорили прямо: Банк России играет с Западом в поддавки. Практически беспроцентное кредитование «золотого миллиарда». Кто-то прямо говорил, что под видом валютных резервов Россия фактически выплачивает репарации победителям в «холодной войне». Наши ушлые финансисты говорили, что на финансовых рынках Запада много интересных вариантов доходного размещения валюты, но Банк России почему-то этими вариантами не интересуется. А ищет варианты с нулевой или даже отрицательной доходностью.

И вот теперь перехожу ко времени после заморозки валютных резервов России. Это была не просто заморозка, под которой принято понимать лишение владельца активов доступа к ним. Европа решила пользоваться этими активами. А именно изначально замороженными активами начиная с 2023 года Европа начала активно управлять. Об этом управлении там никаких подробностей не сообщают. Но российские активы были переложены в весьма доходные инструменты. Российские активы неожиданно стали дойной коровой. Стали появляться сообщения о том, сколько «молока» Европа стала «надаивать» с этой «коровы». Стали появляться сообщения о том, что, мол, сама Европа это «молоко пить» не собирается. Оно предназначено для Украины.

В СМИ фигурировали разные цифры той помощи Незалежной, которая была сформирована за счет доходов от замороженных резервов. Вчера (3 декабря) появилась суммарная оценка такой помощи, которая была сделана экспертами РИА «Новости». Правда, речь идет о сумме помощи не стран ЕС, а «Большой семерки» (в которую входят только три страны Европейского союза – Германия, Франция, Италия).

С начала работы схемы «помощь за счет доходов замороженных российских активов» по 2 декабря 2025 года Украина получила 34,8 млрд долларов. А с начала этого года сумма такой помощи составила 33,8 млрд долларов. Перезагрузка замороженных активов России в новые финансовые инструменты с высокой доходностью, по имеющимся у меня данным, произошла в начале 2023 г. То есть «молоко» «корова» начала давать менее трех лет назад. «Молоко» аккумулировалось, активная передача его Украине происходила в этом году.

В среднем на год надой «молока» составил около 12 млрд долларов. Даже если представить, что эта цифра представляет собой доход со всех российских замороженных активов (т.е. примерно 300 миллиардов долларов), то их доходность составит 4 процента годовых.

РИА «Новости» дает более подробную раскладку по общей сумме доходов от замороженных активов. Еще в конце прошлого года первыми передали средства США – на 1 миллиард долларов, однако с тех пор о поступлениях от них не сообщалось.

Крупнейшим же донором в рамках схемы является Евросоюз, который направил Украине кредитных средств на 21,1 млрд долларов. Остальные 12,7 млрд долларов приходятся на Канаду, Великобританию и Японию.

Общая сумма российских валютных активов, замороженных в ЕС, оценивается в 200 млрд евро. По нынешнему курсу это примерно 235 млрд долларов. Получается, что доходность российских активов в ЕС за три года составила около 9 процентов. Следовательно, в расчете на год – примерно 3%.

А вот оценки валютных активов России, замороженных в других странах «Большой семерки» (млрд евро): Япония – 28,1; Великобритания – 26,6; Канада – 15,1. Суммарно – 69,8 млрд евро. По нынешнему курсу это 81,7 млрд долларов. За три года сумма доходов по отношению к величине указанных активов составила примерно 15,5%. В расчете на год доходность выше пяти процентов.

Итак, средняя доходность российских валютных активов, оказавшихся в руках западных разбойников, составила около 4 процентов годовых. По отдельным странам Запада она могла быть немного выше или немного ниже указанной цифры. А вот у Банка России, который управлял этими валютными активами до февраля 2022 года, доходность была «околонулевой». Как говорят, почувствуйте разницу. А выводы из этого сопоставления предлагаю сделать самим читателям.

В.Ю. КАТАСОНОВ, профессор

Другие статьи автора

Другие статьи автора

Другие материалы номера