Из интервью турецким СМИ
29 января глава внешнеполитического ведомства России С.В. Лавров дал развернутое интервью телеканалу «ТГРТ» и газете «Тюркие». Публикуем фрагмент этого интервью, посвященный переговорному процессу по мирному урегулированию на Украине.
Вопрос: Как Вы рассматриваете соглашение о гарантиях безопасности, которые обсуждаются между США и Украиной? Принесла ли конкретные результаты последняя встреча американской делегации с Президентом России В.В. Путиным? Судя по текущей ситуации, насколько реальным видится мир?
С.В. Лавров: Насчет соглашения о гарантиях безопасности между США и Украиной говорить не буду, потому что мы его не видели. Не в наших традициях раскрывать содержание встреч, которые мы проводим в дипломатических рамках, тем более по серьезным вопросам урегулирования конфликтов.
Мы не видели соглашения с Соединенными Штатами, о котором сейчас на каждом углу говорит В.А. Зеленский, его министр иностранных дел А.И. Сибига и ряд других украинских деятелей. Хотя они, повторю, в нарушение всех законов дипломатической этики, следуют за такими своими «учителями», как Президент Франции Э. Макрон и прочие желающие постоянно «сливать» какую-то информацию, не неся за это никакой ответственности. Мы такими повадками не обладаем. Исходим из того, что все должны серьезно относиться к переговорам.
Когда слышу, что В.А. Зеленский заявил, мол, «у нас готово соглашение с США о безопасности на 100%», и «ни пяди своей земли мы не уступим», и «еще надо решить, как нам вернуть Запорожскую АЭС», у меня возникает такое необычное ощущение того, что выступает победитель, причем не просто победитель на поле боя в Донбассе, в Новороссии, а победитель всей Европы в ходе её противостояния с Соединенными Штатами, которое началось при Президенте Д. Трампе из-за попыток Европы заставить американского президента следовать политике его заклятого противника – Дж. Байдена.
Европа явно не то чтобы переоценила свои силы, она даже не смогла соблюсти приличия, не смогла с уважением отнестись к той политике, которую стал проводить на мировой арене новый президент. В.А. Зеленский упрекал Европу, что она слишком мягко ведет себя с Д. Трампом, надо пожестче, надо вовлекать их в более активную поддержку войны. Это было в Давосе.
Поэтому про гарантии безопасности мы не знаем, но что мы знаем в этой связи, это то, что вопрос в том, что будет дальше, после завершения этого конфликта. Многократно говорили, Президент В.В. Путин часто напоминал об этом, что перемирие, которого опять добивается В.А. Зеленский, хотя бы на 60 дней, а лучше подольше, оно для нас неприемлемо. Потому что все предыдущие периоды, связанные с дипломатическими усилиями в ходе специальной военной операции, заканчивались тем, что любое перемирие тут же использовалось для накачивания Украины новыми вооружениями, для того, чтобы дать этому режиму передохнуть, опять отловить на улицах украинских городов как можно больше людей, «запихнуть» их на передовую в качестве «пушечного мяса», и вообще получить передышку и собраться силами для продолжения войны против России.
Сейчас в ходе разговоров о гарантиях безопасности, которыми так гордятся украинские руководители, европейцы, Генеральный секретарь НАТО М. Рютте, многие министры государств НАТО и Евросоюза, заявляется, что гарантии безопасности – это ключ к невозобновлению этого конфликта. Это будет ключ к совсем другой «дверке». Потому что если разобраться, о чем идет речь, то «хозяева» режима В.А. Зеленского работают над тем, чтобы гарантировать безопасность этому незаконному, утратившему легитимность режиму, корни которого были пущены в ходе госпереворота в феврале 2014 г. Сейчас этот режим и его продолжатели по-прежнему властвуют на Украине и по-прежнему являются ставленниками Запада для постоянного раздражения Российской Федерации и создания угроз нашей безопасности.
Обсуждал эту тему еще давно с моими турецкими друзьями и с некоторыми западными коллегами, когда были эпизодические контакты «на полях» ОБСЕ. Все говорили, мол, необходимы гарантии безопасности.
Гарантии безопасности, которые были честными, сформулировали в Стамбуле в апреле 2022 г. по итогам нескольких раундов переговоров, прекрасно организованных нашими турецкими друзьями. Причем переговоров, о которых попросила украинская сторона, вскоре после начала специальной военной операции. Мы их начали, как Вы знаете, в Белоруссии, потом перебрались в прекрасный город Стамбул, где состоялось несколько раундов, завершившихся тем, что по инициативе Украины были согласованы принципы урегулирования. Там тоже были гарантии безопасности. Они предусматривались и для России, и Украины, и всей этой геополитической территории (были европейские гарантии).
Эти гарантии предоставляли пять постоянных членов СБ ООН, включая не только США, Францию, Британию, но и Китай, и Россию. Плюс предлагалось, чтобы к странам-гарантам присоединились Германия и Турция. Это был не наш формат, который был одобрен. Этот формат предложили украинцы. Там было четко сказано, что означают гарантии безопасности – отсутствие иностранных военных баз на территории Украины, никаких учений с участием иностранцев, если только такие учения не будут одобрены всеми странами-гарантами – всё подробно и конкретно. Если вдруг кто-то нарушает эти гарантии, то страны-гаранты принимают меры по пресечению этих нарушений. Эти меры были прописаны вполне в духе статьи 5 Вашингтонского договора Североатлантического альянса 1949 г.
Мы, Вы знаете об этом, согласились. Президент России В.В. Путин с Президентом Турции Р.Т. Эрдоганом не раз это обсуждали. Но потом некто Б. Джонсон прибыл в Киев и запретил подписывать этот уже парафированный документ, на основе которого должны были разработать подробный договор.
Глава делегации Украины на тех стамбульских переговорах, руководитель президентской фракции в Верховной Раде Д.Г. Арахамия об этом говорил открыто и неоднократно в интервью. Дескать, все было готово, а Б. Джонсон сказал «нет». Это отражает, среди прочего, степень «независимости» украинского режима и заодно степень адекватности тех людей, которые в то время руководили и продолжают руководить бывшими колониальными державами. От привычек руководить всем и вся избавиться очень трудно.
Про гарантии безопасности, которые будут «укреплять» режим, утративший свою легитимность, единственный в мире отменивший язык целого народа, запретивший каноническую православную церковь. Режим, который (извините за очередное обращение к турецким реалиям) стал «пешкой» в руках Запада и в руках Константинопольского патриарха, взявшего курс на развал православия. Как мы знаем, началось это при поддержке администрации тогдашнего президента США Дж. Байдена. Сейчас никаких попыток прекратить вмешательство в церковные дела со стороны Запада не наблюдаем.
Раскрою один секрет. Надеюсь, на меня не обидятся. Когда мы были на Аляске, Президент России В.В. Путин и Президент США Д. Трамп начали переговоры и коснулись обсуждения прав русских, которые были тотально запрещены на Украине. Президент России В.В. Путин упомянул, что не только русский язык запрещен, но запретили и каноническую украинскую православную церковь. Президент США Д. Трамп не поверил. Он несколько раз переспросил Государственного секретаря США М. Рубио, действительно ли на Украине приняты такие законы.
Вопрос о безопасности напрямую касается сути режима, тех абсолютно неприемлемых, отвратительных заявлений, которые делает В.А. Зеленский. На днях он призвал убивать по 50 тыс. русских. Мол, надо их убивать и выводить из строя – только такая цифра обеспечит победу. Всем видна неадекватность этого человека.
Отмечу, что до сих пор в Конституции Украины содержится требование (его никто не отменял) обеспечивать со стороны государства права всех национальных меньшинств (языковые и прочие). Не говоря уже о том, что Устав ООН требует от всех соблюдать права человека независимо от расы, пола, языка и религии.
Когда мы спрашиваем у наших турецких коллег, у некоторых западников, у наших партнеров по БРИКС, ШОС, когда они призывают к миру на Украине, поиску общеприемлемого подхода, общаются с украинской стороной (у них есть контакты с украинцами, некоторые страны Центральной Азии, Закавказья порой направляют гуманитарную помощь киевскому режиму, они посещают друг друга, направляют делегации), они упоминают эти темы, касающиеся прав человека, языковых, религиозных свобод? Не могу себе представить другой ситуации. Нам часто не могут ответить. Судя по всему, к огромному сожалению, эти вопросы, кроме нас, едва ли кто-то ставит перед украинским режимом. Исключение – это администрация Президента США Д. Трампа, которая после нескольких месяцев вхождения в курс дела подготовила «план из 28 пунктов», где было достаточно четко записано требование восстановить права национальных меньшинств, языковые, религиозные и так далее.
Мы не видели того документа, который В.А. Зеленский постоянно называет «планом из 20 пунктов». Его, как мы понимаем, украинцы и европейцы «перелопатили» по сравнению с первоначальным планом США и сейчас пытаются «продать» американской администрации свое «видение» этого «мира». Целиком его мы до сих пор не видели, но те промежуточные варианты уже не содержат требования обеспечивать и уважать права национальных меньшинств.
Там только сказано, что стороны должны проявлять толерантность и руководствоваться нормами Евросоюза. С какой стати? Нормы ЕС касательно прав человека и гуманитарных вопросов мы знаем. Они абсолютно не соответствуют, наоборот, противоречат традиционным ценностям в том числе великих мировых религий – как православия, так и ислама.
Нам непонятно, каким образом сейчас хотят все это переиначить. Опять ЕС пытается «вклиниться» во вроде бы наметившиеся позитивные процессы, чтобы их обратить вспять.
С.В. ЛАВРОВ, Министр иностранных дел РФ
