Из выступления на Евразийских Международных общественно-политических слушаниях 29 мая
Главная угроза исходит от тех сил на Западе, которые пытаются воспрепятствовать объективным процессам многополярности, воспринимают их как вызов своему глобальному доминированию, не хотят без боя отказываться от тех преимуществ в политике, финансах и торговле, которые они присвоили себе еще с колониальных времен, а теперь стремятся удержать неоколониальными методами под лозунгом «порядка, основанного на правилах». Однако подобное видение современного мироустройства более не актуально…
Жаль, но жизнь, похоже, ничему не учит наших западных соседей. После начала специальной военной операции они продолжили планомерную милитаризацию киевского режима, запретили ему заключать мир на условиях возвращения к нейтральному, внеблоковому и безъядерному статусу, «затянули» в НАТО ранее нейтральные Финляндию и Швецию и продолжают наращивать провокационные военные учения у наших рубежей на суше и на море…
Однако и этого натовцам мало. На саммите в Мадриде в 2022 г. они объявили о неделимости безопасности в Евро-Атлантике и «Индо-Тихоокеанском регионе», которого никогда не было и который натовцы специально придумали, чтобы затянуть в свои антикитайские интриги Индию.
Нам говорят, что НАТО является оборонительным альянсом. Пару лет назад, в тот период, когда была провозглашена заявка на продвижение в «Индо-Тихоокеанский регион», тогдашнего Генсека НАТО Й. Столтенберга на пресс-конференции спросили, почему Вы выдвигаетесь за пределы территорий стран-членов. Ведь альянс всегда подчеркивал, что это оборонительный альянс, и его цель – защищать именно территории входящих в него государств. Й. Столтенберг не моргнув глазом сказал, что НАТО по-прежнему имеет главной целью защиту территорий стран-членов, но сейчас угрозы этим территориям исходят уже из Дальнего Востока, Южно-Китайского моря, Тайваньского пролива, и с целью купировать их (они находятся за 10 тыс. километров от ближайшего члена НАТО) альянс выносит свою инфраструктуру на Дальний Восток, а на самом деле – ради сдерживания Китая и России.
США создают закрытые военно-политические форматы с участием регионалов: Японии, Республики Корея, Филиппин – последних буквально пытаются «выдернуть» из АСЕАН, подрывая тем самым саму основу открытой региональной архитектуры безопасности, которая в течение десятилетий выстраивалась вокруг центральной роли Ассоциации.
Создано военно-политическое объединение с ядерным компонентом АУКУС (Австралия, США, Британия), куда по отдельным направлениям сотрудничества пытаются привлекать Японию. Когда создавался четырехсторонний диалог по безопасности КВАД (Австралия, Индия, США, Япония), всех заверяли, что он не будет заниматься военными вопросами. Тогда мы разговаривали с нашими индийскими друзьями. Они подчеркивали, что видят свой интерес в подключении к этой «четверке» исключительно в торговой, экономической и прочих мирных областях сотрудничества. На деле же входящие в КВАД страны уже пытаются, причем достаточно настырно, организовывать военно-морские учения, хотя и не под эгидой КВАД, но, как говорится, все вместе – «вчетвером».
У меня нет сомнений, что наши индийские друзья прекрасно видят эту провокацию. Что касается Индии и антикитайской направленности инициатив НАТО в Восточной части Евразии, то хочу подтвердить нашу искреннюю заинтересованность в скорейшем возобновлении работы «тройки» – Россия, Индия и Китай, – которая была создана много лет назад по инициативе Е.М. Примакова и с тех пор более двадцати раз проводила министерские заседания, причем не только на уровне глав внешнеполитических ведомств, но и руководителей других экономических, торговых и финансовых структур трех стран. Теперь, когда между Индией и КНР достигается понимание о том, как успокаивать ситуацию на границе, пришло время возродить РИК.
США усиливают ядерный компонент военного сотрудничества и с Сеулом, и с Токио. Под все возрастающим давлением Запада находится КНДР. В результате и без того непростая ситуация в сфере безопасности на Корейском полуострове и в целом на востоке Евразийского континента продолжает осложняться…
Для нас очевидно, что все эти неблагоприятные тенденции требуют адекватной реакции – как концептуальной, так и практической. Убеждены, что так считает большинство других государств Евразии, которых такая ситуация не может устраивать. Мы не заинтересованы, хочу это особо подчеркнуть, в вечной конфронтации с кем бы то ни было. Наш интерес – в том, чтобы гарантировать надежную безопасность, стабильность и равные условия развития для всех государств. Убеждены, что только такой справедливый подход имеет право на существование. Совпадение или близость позиций позволяет рассчитывать на организацию широкой общеконтинентальной дискуссии о конкретных путях формирования архитектуры евразийской безопасности.
С.В. ЛАВРОВ, Министр иностранных дел Российской Федерации