Мифы в масках

 Евгений Ясин в 2018 году по итогам инвестиционного форума «Россия зовет» заявлял: «С одной стороны, в России есть силы, которые толкают вперед рынок и конкуренцию. С другой – им противостоит довольно серьезный слой людей из нашей элиты, силовиков, бюрократии. Они тормозят развитие, мешают движению рыночной экономики». Олег Вьюгин, профессор ВШЭ, в прошлом – замминистра финансов и зампред ЦБ в интервью газете «Ведомости» в 2019 году велеречиво рассуждал о том, что «успехи первого срока Путина» якобы были связаны с тем, что он вел либеральный курс в экономике, поддерживал частный бизнес, а затем, на волне эйфории от дождя нефтедолларов, начал-де «расширение госсектора». Наконец, в том же 2019 г. в журнале «Форбс» Е. Кравченко в статье со знаковым названием «Госкапитализм вместо олигархов. Что произошло с экономикой за двадцатилетку Путина» заявляет, что при Путине «доля госсектора выросла с 25 до 70%, число госслужащих – на миллион, а индексе восприятия коррупции России опустился более чем на 50 пунктов». Эти «70%» кочуют из статьи в статью в либеральных изданиях типа «Ведомостей» (с подзаголовком «Назад в СССР»), о них постоянно говорят либеральные политики – от яблочников до либертианцев… 
Путин предстает этаким «социалистом», который «уничтожил рынок», создал «государственную экономику», так что совсем непонятно: за что критикуют президента КПРФ и другие левые силы, он ведь уже вернул всех в СССР, который остается идеалом для «красных»? 
Ответы на эти инсинуации звучат давно. Я бы порекомендовал почитать об этом толковую статью Олега Комолова «Миф о 70% государства в экономике». Ее автор, кстати, раскрывает: откуда взялись заявления о том, что при Путине доля государства в экономике возросла, дескать, до 70%. Это сообщил журналистам яблочник Игорь Артемьев, руководящий ФАС. При этом ФАС никаких исследований не проводила, Артемьев просто сослался на оценочное суждение одного из участников Гайдаровского форума… 
В действительности, согласно официальным документам (смотрите, например, сайты Росстата и Росимущества), основные фонды, находящиеся в собственности РФ, сократились к 2017 году до 23%. МВФ дает несколько иную оценку – 33%, Европейский банк реконструкции и развития – 35% (видимо, учитывая частично приватизированные компании), но суть дела от этого не меняется. 
Это не удивительно: приватизация при Путине не прекращалась ни на день. Именно в правление «великого государственника» под руководством незабвенного Чубайса были поделены на части и приватизированы энергосистемы России. Регулярно правительство публикует планы по приватизации госсобственности РФ. В рамках этих программ были приватизированы аэропорты крупнейших российских городов, в том числе московские «Внуково», «Домодедово» и «Шереметьево» (при этом правительство трогательно предложило народу помочь назвать аэропорты именами российских героев, «позабыв», что аэропорты эти – уже в частной собственности). На очереди приватизация «Почты России», «Аэрофлота» и «Российских железных дорог». Пока она застопорилась в связи с экономическим кризисом, но уж будьте уверены: правительство «додавит», если ничего не изменится. 
Либералы указывают на то, что при Путине были созданы крупные госкорпорации – Роснано, Ростех, Росатом, а есть ведь еще и «национальное достояние» – Газпром и Роснефть. Однако экономисты знают: это очень странные «государственные компании»: вся власть там принадлежит совету директоров, и он сам решает, сколько дивидендов будет направлено акционерам, в том числе – государству. Короче, убытки этих «госкомпаний» покрывает государство, а прибыль получают частные лица. 
Но даже такое «торжество государственничества» временное. Президент Путин открыто заявлял: «Мы не собираемся создавать государственного капитализма. Это не наш выбор, не наш путь… Мы видим, что без поддержки государства некоторые жизненно важные сферы экономического характера нам просто не восстановить… Но я хочу сразу же вам сказать, что мы не намерены вечно держать эти госкорпорации в таком виде, в котором они создаются. После того, как они встанут на ноги и будут конкурентоспособными на мировых рынках, будем привлекать туда бизнес». 

2.
Так мы обычно возражали либералам, которые заявляли о «гипертрофии государства» в экономике путинской России. Но недавно появились новые факты, которые вообще в корне должны изменить взгляд на ситуацию. «Советская Россия» уже сообщала о них, но не вредно и повторить. В текущем 2020 году Счетная палата провела аудит деятельности Росимущества за 2017–2019 годы. Официальный доклад аудитора был опубликован и произвел впечатление разорвавшейся бомбы. Выяснилось, что около 90% «государственных» акционерных обществ находятся в «серой зоне», их деятельность никак и никем из госорганов не контролируется. Государственным органам неизвестно даже… точное количество компаний, принадлежащих государству. Росстатом зарегистрированы 1059 государственных АО и 760 ФГУПов. Согласно документам Росимущества, на балансе у государства уже 1025 компаний первого типа и 626 – второго. То есть 34 АО и 134 ФГУПа куда-то подевались, будто их корова языком слизала. Согласно данным налогового ведомства, у государства имеется уже 218 АО и 792 ФГУПа. То есть исчезли еще 600 предприятий. 
Далее, в реестре федерального имущества нет данных о 32 тысячах (!) объектов госсобственности! Куда-то испарились 500 объектов недвижимости, 150 земельных участков! Квартиры и земельные участки просто списываются с баланса государства и… исчезают, будто их не было (на деле, конечно, они переписываются на чиновников, но доказать это сложно, в 2019 году в суде удалось доказать лишь кражу чиновникам… двух квартир).  
В результате всех этих ненавязчивых манипуляций со статистикой государство лишилось активов на 90 миллиардов долларов, или около 6,7 триллиона рублей. 
Напомню, что в Фонде национального благосостояния России в августе было около 12 триллионов 900 тысяч рублей! То есть ушлые дельцы украли у государства путем мухлежа со статистикой половину ФНС России! Укажу также на то, что в этом году сборы Пенсионного фонда составили примерно такую же сумму, которая уплыла из бюджета, – около 8 триллионов рублей. Говоря по-простому, если бы у нас не воровали по-крупному, то и никаких пенсионных реформ не надо было бы… 

3. 
Ситуация вообще невероятная. Переписывание служебных квартир на чиновников и членов их семей – давняя и известная практика. А вот «теневая экономика» – это новация! Оказывается, в различных городах нашей Родины есть сотни предприятий, при входе на которые красуется надпись «АО» или «ФГУП». Люди там работают, получают зарплату и остаются в полной уверенности, что они работают на государство и что их директор – не частный собственник, а государственный назначенец. Кроме того, они свято убеждены, что с их зарплаты отчисляются налоги в бюджет и выплаты в Пенсионный фронд, в Фонд страховой медицины и т.п. А на самом деле это предприятие даже на балансе Росимущества не стоит и в базах данных налоговых служб не значится. Иными словами, вся прибыль, которую рабочие создают своим трудом, прямиком плывет в карманы дирекции. 
В позднем СССР было такое экономическое явление – «цеховики». Криминальные «предприниматели», сговорившись с директорами, снабженцами, работниками торговли, организовывали на базе заводов, фабрик и даже лечебных учреждений незаконные производства для выпуска «дефицитных товаров». Скажем, до 17 часов вечера швейная фабрика шила обычные брюки и рубашки в соответствии с ГОСТами и нормами Госплана, а после 17 часов на фабрику завозили «шабашников», левое сырье и до утра шили джинсы, которые потом заполоняли черный рынок под видом «настоящих американских». С теневиками, конечно, боролись, пока не пришел Горбачев и не легализовал их… 
Теперь такая вот «теневая промышленность» возрождается, но уже в удесятеренных масштабах…  
Помнится, нынешний глава государства, когда он только пришел к власти, обещал нам «диктатуру закона». Первая часть этой формулы, кажется, близка к выполнению, а вот с законом выходит «не кругло». Какой уж тут закон, если под носом у государства крадут триллионы! 
Я начинал с того, что наши либералы договорились до странных заявлений: что Путин чуть ли не социализм возродил. Многие из них – люди в возрасте и в юности, на студенческой скамье, Ленина, конечно, читали (а некоторые и преподавали). Так вот им, естественно, известны слова Ильича: «Социализм – это контроль и учет». В этом смысле наш периферийный, криминальный – или как его еще называют? – капитализм – полная противоположность социализму. Выясняется, что если не контролировать и не учитывать, можно увести триллионы в «серую зону» и ничего за это не будет… 

Другие материалы номера