Цифровизация

Мы не можем остановить цифровизацию, но направить ее в нужное русло – наша задача! Подумайте сами, частью цифровых технологий является обыкновенный мобильный телефон. Надо его запрещать? Если поставить на голосование, большинство людей проголосуют против запрещения. Сегодня по мобильному телефону можно не только звонить, можно оплачивать услуги ЖКХ, покупки в магазине, делать переводы дальним родственникам, покупать билеты на самолет, платить налоги и так далее, и главное, все это можно делать не выходя из дома, не стоять в очередях, не тратить нервы. Это плохо или хорошо? Наверное, все-таки хорошо. 
Государство тоже позаботилось, создало портал «Госуслуги», где можно быстро, без проволочек получить водительские права, паспорт, заграничный паспорт, документы на право собственности и много других услуг. Разве это плохо? 
Но государство не зря объявило цифровизацию, многие повседневные услуги еще не оцифрованы. Допустим, родился ребенок. В роддоме вам дают справку о его рождении, вы выписываетесь из роддома, и после этого начинается хождение по разным инстанциям. Надо идти в ЗАГС, отдел социальной защиты, налоговую инспекцию, оформлять прописку, поликлинику, молочную кухню и многое что еще! Цифровая технология может вас избавить от всех этих мук. При рождении ребенка ему присваивается цифровой код, и не вы, а роддом этот код направляет в «Госуслуги», где по персональным данным родителей осуществляют все вышеперечисленные действия, причем даже не люди, а компьютеры. 
Для того, чтобы автоматически осуществлять все наши бытовые проблемы, нужны наши персональные данные, и не только паспортные. Допустим, чтобы зарегистрировать ребенка, нужно еще свидетельство о браке, паспорта обоих супругов, а чтобы получить материнский капитал, нужны еще кое-какие документы. Чтобы взять кредит, требуются другие документы, и вот мы приходим к выводу, что для того, чтобы осуществлять весь комплекс услуг, человеку нужен его цифровой код и все персональные данные, или одним словом – цифровой паспорт. 
Вот этот цифровой паспорт и вызывает негодование многих наших граждан, и справедливо. Его называют цифровым концлагерем, то есть через этот паспорт чиновники могут знать о каждом гражданине абсолютно всё, а есть ли гарантия от злоупотребления? Нет! Такой гарантии нет! И в один прекрасный день вы можете обнаружить, что ваша квартира уже вам не принадлежит, а со счета кто-то снял все накопления! К тому же по нынешнему законодательству круг учреждений и даже коммерческих структур, не говоря о числе чиновников, допущенных к вашим персональным данным, слишком широк, и отыскать виновного будет очень сложно. Ну, а кроме того, по нашим персональным данным можно легко установить слежку за всей нашей деятельностью, то есть каждый гражданин будет как бы под колпаком! 
Поэтому торопиться с цифровизацией не стоит, надо прежде всего создать надежные безопасные технологии, а потом уж оцифровывать те или иные услуги. 
Но цифровые технологии идут дальше. Вы, наверное, уже слышали, что сейчас обсуждается вопрос о цифровом рубле. Кто-то его ассоциирует с криптовалютой, кто-то – со сталинским золотым рублем, но все несколько сложнее. 
Цифровой рубль – это цифровая форма российской национальной валюты, которую Банк России будет выпускать в дополнение к существующим формам денег. Вопрос этот пока еще нельзя считать решенным, в нем много неясностей, много за и много против.
Все это похоже на повторение действий американского Федерального резерва, который в августе объявил о своих планах создания цифрового доллара. 
Цифровыми рублями можно оплачивать услуги, переводить деньги – как через мобильные устройства и другие гаджеты в онлайн-режиме, так и в офлайн-режиме – без доступа к интернету. Всё это примерно так, как вы переводите деньги со счета на счет, не видя этих денег. 
У каждого человека или компании будет только один индивидуальный электронный кошелек, куда можно будет зачислять цифровые рубли. Кошельки будут привязаны к платежной системе ЦБ, а доступ к ним можно будет получить через приложение. Открыть кошелек можно будет либо напрямую в Центробанке, либо через обычные банки. Принимать цифровые рубли, по задумке ЦБ, должны везде, как и наличные. 
Особенность цифрового рубля в том, что им можно будет расплачиваться даже офлайн, при отсутствии интернета. То есть ваши деньги будут находиться в памяти телефона, и на счету в банке и вы сможете производить оплату даже в отсутствие связи. Но технологии этого действия пока нет. 
Если цифровой рубль будет введен, это позволит повысить прозрачность экономики и собираемость налогов, а также сократить объем теневого сектора. Цифровая валюта может использоваться для борьбы с обналичиванием денежных средств, с выводом их за рубеж. В то же время владельцы цифровой валюты оказываются под колпаком. 
Необходимо отметить, что выпускать и обслуживать цифровую валюту дешевле, чем обычную, и это немаловажный фактор. 
В целом из-за уменьшения издержек должна снизиться и стоимость услуг для конечных потребителей. Она снизится и за счет обхода коммерческих банков, которым вы раньше платили проценты и оплачивали услуги. 
В идеале можно прейти к государственной банковской системе, то есть ликвидировать коммерческие банки совсем. 
По мнению аналитиков, один из очевидных рисков состоит в том, что на цифровой рубль не будет спроса, в отличие от биткоина, дававшего возможность обогатиться. Однако аналитики забыли, что мы живем в условиях «идеальной» демократии. Спрос будет, и никто никого спрашивать по этому вопросу не станет! Партия «Единая Россия» примет закон, по которому все налоги, штрафы и другие государственные платежи вы должны оплачивать только цифровым рублем. И никуда никто не денется, все перейдут на цифру ЦБ, тем более что криптовалюта в России уже запрещена законом. Помните пример с картой «Мир»? 
В таком виде разрабатывает цифровой рубль Центральный банк. Но представитель коммерческих банков – Сбербанк видит цифровой рубль иначе. Они уже просчитали, что введение цифрового рубля выведет из коммерческих банков около 4 триллионов рублей и создаст дефицит ликвидности, что неминуемо приведет к займам в ЦБ и повышению кредитных ставок. Поэтому они предложили другой вариант. 
Цифровой рубль будет иметь равный номинал с обычным, но разные направления использования. На купюрах будут цифровые номера, но это не порядковый номер, а код использования, который специалисты называют окраской купюры. Для чего это делается? 
Поясню на примере. Допустим, вы не уплатили налогов на 10 000 рублей и штрафов (автомобильных) на 6000 рублей. При получении зарплаты размером, допустим, в 20 000 рублей вы получите ее полностью, но в числе полученных купюр будут купюры на 10 000 рублей, которые вы сможете использовать только на уплату налогов, в других местах их просто не примут, и купюры на 6000 рублей – для уплаты штрафов. Использовать же на свои личные нужды вы сможете только 4000 рублей из 20 000. При этом по ныне действующему законодательству вы даже в суде не сможете опротестовать такой «грабеж», ведь зарплату вы получили полностью! То же самое будет происходить и с безналичными операциями. В сумме вашей зарплаты будут зарезервированы суммы на оплату каких-либо обязательных платежей, и эти суммы вы ни на какие цели израсходовать не сможете. 
При такой технологии вы получите зарплату, но потратить ее сможете только на покупку того, что вам прикажет банк или работодатель. 
То есть при цифровом рубле вы уже не хозяева заработанных денег, ими будут распоряжаться государственные органы, работодатель, жилищно-коммунальные предприятия и все кому не лень! Вся эта система заточена на одну цель – чтобы истребовать с вас все платежи, а то, что государство не платит вам, – это никого не интересует. Вот оно – цифровое рабство! 
Но рабство будет двойным, если соединить в единую технологию цифровой рубль ЦБ и цифровой рубль Сбербанка. 
Но кроме рабства цифровизация обеспечивает и полную свободу. Свободу от всего. Все эти цифровые фокусы хороши, когда не касаются лично нас. Помните, еще до войны телефонные станции работали в ручном режиме и так называемые «барышни» соединяли телефоны людей вручную. Потом появились шаговые искатели – и все барышни были уволены. Но остались многочисленные дежурные, ремонтники и другой персонал. Теперь появились сотовые станции и в небытие ушли дежурные и многочисленные ремонтники, все работает в автоматическом режиме. Обслуживает предприятия связи совсем немногочисленный персонал, а миллионы работников просто уволены. Банки перешли на цифровое обслуживание, и тысячи работников уволены. Многофункциональные центры вытеснили тысячи линейных работников. Представьте себе, на очереди паспортные столы, ЗАГСы и другие учреждения. Цифровые технологии вытесняют бухгалтеров, охранников, станочников, таксистов и практически людей всех других специальностей. В разных странах машины заменяют разные человеческие специальности, а мировая интеграция позволит распространить эти машины по всему миру. Ведь совсем недавно считалось бредом беспилотное такси. А сегодня оно уже есть. Троллейбусы заменили электробусы, а самолеты водят всего два пилота, а раньше были еще бортинженер, бортрадист, бортмеханик. Вот она, свобода от работы и зарплаты! 
Машины вытесняют людей! 
Что же делать с народом, который заменили машины? Это миллионы безработных, от взрывного потенциала которого не поздоровится любому правительству. Хотим или не хотим, но национальный продукт придется делить между работающими и неработающими, и это аксиома! Причем эти выплаты должны быть не на минимальном уровне, а на уровне, обеспечивающем достойную жизнь. 
Уже сегодня в Евросоюзе есть практика, когда предприятие заменяет работников машинами, но при этом уволенным работникам платит их зарплату до наступления пенсионного возраста. 
И возникает вопрос, а зачем нужна такая тотальная автоматизация, если существенного дохода она не принесет, а безработицу увеличит? Замещать машинами те операции, которые машина делает лучше, чем человек, надо, но зачем, к примеру, заменять дорогостоящей машиной дворника? 
Можно пойти и по другому пути. Наоборот, автоматизировать всё абсолютно. На рабочих местах останутся только работники, разрабатывающие эти механизмы автоматизации и обслуживающие их, все остальные работать не будут. Им будут платить, сложно назвать что, но хорошие деньги для достойной жизни. Неработающие будут заниматься спортом и развлечениями, путешествиями и другими делами. Это хорошо! 
Но в условиях капитализма это невозможно. Буржуи уже вовсю твердят о перенаселении Земли и необходимости сокращения численности людей. Транснациональный капитал давно знает, что в условиях цифровизации придется делиться своим капиталом с народом, но они готовы изобрести любой «ковид» и уничтожить половину населения, лишь бы не делить с ним доходы. 
Научно-технический прогресс – это благо, но только при социализме и коммунизме, где исповедуется самый гуманный принцип: «Всё во имя человека, всё для блага человека!» Капитализм не остановится ни перед чем, и ради сохранения своих доходов он готов уничтожить половину населения Земли. «Нет того преступления, которое не совершил бы капитализм ради 300% прибыли!» (К. Маркс) 
Концепция цифрового рубля Банка России в описанном варианте вызывает определенные симпатии, в идеале это может привести к вытеснению коммерческих банков и созданию государственной банковской системы, что для российской экономики будет идеальным вариантом. Но при этом необходимо создать надежные технологии безопасности для граждан и юридических лиц при работе с персональными данными. Исключить утечку информации и использование ее в корыстных целях. А это сделать непросто. Поэтому торопиться не надо! Не надо торопиться и с вытеснением из сферы производства работников, пока не придумали, чем им заняться или на что их содержать! 
Концепция цифрового рубля, разработанная Сбербанком, – это как раз цифровой концлагерь, которому нужно поставить твердый и несгибаемый заслон! 
Научно-технический прогресс должен служить человеку, а не быть инструментом его уничтожения!

Другие материалы номера