Смета – документ, в котором содержится сводная информация о сумме затрат на производство.
Ее используют как элемент планирования и контроля. При составлении документа планируют затраты, по окончании работ – сравнивают фактические расходы с планируемыми.
Расценки на различные виды работ, траты или конструктивные элементы могут быть сгруппированы по разделам.
Документ помогает:
- определить количество нужных ресурсов;
- рассчитать затраты на производство;
- подсчитать себестоимость продукции (валовой, товарной, реализованной);
- контролировать изменения себестоимости товара;
- контролировать отклонения трат от планируемого.
Составляют сметы тремя способами: сметным, сводным, калькуляционным.
Сводный метод
После обработки первичной документации данные заносятся в специальные ведомости, табуляграммы. На основании этих данных осуществляется сводный учет.
Если на предприятии несколько цехов, то в документе отражаются расходы отдельных цехов. Если цех всего один, учет проводят по видам продукта. При этом учитывают полные затраты предприятия.
По каждому наименованию или группам продукции составляются ведомости. По результатам калькуляции определяют нормативную себестоимость производства, куда добавляют сумму допустимого отклонения о нормы. Так определяют фактическую себестоимость.
Этот способ учета служит средством контроля соблюдения плана. С его помощью отслеживают себестоимость продукции общую, а также отдельных ее видов.
Какие разделы учесть
При помощи сводной сметы устанавливают лимиты вложений. Отдельными строками включают итоги по сметам всех объектов. Стоимость указывают в тысячах рублей, округляя до копеек.
В смету входит сырье, материалы за минусом отходов, потери от брака. Также учету подлежат фиксированная и дополнительная зарплаты, отчисления, содержание и эксплуатация оборудования, расходы на топливо.
При составлении документа пользуются Сборниками строительной группы. В них прописаны все работы по производству, а также расценки. Из этих сборников отбираются нужные виды в соответствии с техническим заданием.
В смете по видам работ отражается:
- обоснование;
- наименование;
- единица измерения;
- стоимость единицы измерения;
- прямые расходы.
В документ по содержанию оборудования вносят разделы амортизация, эксплуатация, текущий ремонт, износ, прочие траты.
Расчет расходов проводят, группируя по видам. Для этого определяют величину трат в час на эксплуатацию оборудования. Расчет проводят, умножив плановую себестоимость трат в час на количество оборудования каждой группы.
Составляют расчет на непроизводственные работы. Это упаковка, перевозка, комиссионные сборы и прочие расходы.
Подсчитывают траты при помощи сводных итогов.
Сводные итоги
Такие итоги расходов на производство включают разделы:
- прямые затраты;
- фиксированные выплаты;
- эксплуатация машин;
- материальные траты;
- транспортировка;
- сметная прибыль.
Здесь используют понятие базовых и текущих цен. Текущая цена определяется умножением базовой на коэффициент. В разделе «зарплата» цены получают с учетом процентов, а не коэффициента.
В случае, когда работы ведутся в стесненных условиях, к текущей цене добавляется коэффициент в соответствии с МДС 81-35.2004. Добавляют его к разделам «Оплата труда рабочих», «Эксплуатация машин». Для оплаты труда коэффициент 1,15.
По каждому разделу подводятся итоги, которые суммируются. Так получаются сводные итоги сметы. Документ позволяет понять полные затраты на производство.