ВОПРОС ПОД РОКОТ САМОЛЕТОВ

Поэт-публицист Людмила Щипахина чеканно выразила мысль, которая многим не дает покоя: к чему эта внезапная, непонятная кампания с лихорадочным переименованием? Что она призвана продемонстрировать по задумке Кремля и его ОНФ? От чего отвлечь в конце не слишком-то удачного года и что показать обществу? Народ не отвлекли от проблем, голосование было неактивным – всего 5 млн откликнувшихся, так что всенародным его никак не назовешь. 
Самое символичное: переименование провалилось в колыбели тех, кто вершит сегодня судьбу страны, – в самом Ленинграде (Санкт-Петербурге), где всплыл второй тур. Основатель города Петр I при низкой активности победил, но набрал всего 47%, тогда как в Воронеже – 59%. И теперь воронежский аэропорт будет носить имя императора, а на Неве объявлено новое голосование (с выбывшим, впрочем, Пушкиным, который победил в Шереметьеве, где никогда не бывал). А вот Петр в Пулкове бывал, более того – подарил шведскую мызу в числе других императрице Екатерине. Название Пулково может быть связано с вепсским «пулк» – «пуля», с финским puolukka – брусника. Жители брусничного Пулкова славились отличным здоровьем, из этого села брали кормилиц для наследников царской семьи. Образно говоря, тут все правящие династии и кланы были вскормлены. Именно на этом рубеже были остановлены в 1941 году немецкие войска, наступавшие на Ленинград. Вера Инбер в поэме «Пулковский меридиан» писала об освобожденном поселке астрономов и ученых:
Еще артиллерийскими громами
Чревато небо Пулковских высот.
Еще в зловещей этой панораме
Нет места 
    для космических красот.
Еще воронками глубоких ран
Дымится Пулковский меридиан.
Но час придет…
Он пришел с Победой и возрождением. Процветал, дарил людям небо для путешествий и звезды для исследователей. Потом наступили рыночные времена, строительство и расширение аэропорта закрыло телескопы. Теперь вот хотят уничтожить или отодвинуть славное название. Затмение какое-то!
Впрочем, как любая топорная и плохо управляемая акция эта высветила много несуразного и поучительного. Вот как пишут в Фейсбуке: «Какая чудесная интрига получилась в голосовании за название аэропорта Минеральных Вод! Было там три кандидата: Ермолов, Лермонтов и Солженицын. Чтобы не допустить победы последнего, народ стал дружно топить за поэта – и в итоге тот выиграл с фантастическими 367 681 голосом (в других аэропортах побеждали с 20, 50, 100 тысячами голосов). Но интрига была не в этом. Поняв, что в лоб Лермонтова не прошибешь, сторонники Исаича решили сделать ход конем и… поддержать убитого поэта в голосовании в Пензе! Расчет был на то, что в случае более убедительной победы в Пензе Лермонтов достался бы тамошнему аэропорту, а в Кавминводах объявили бы второй тур – уже без поэта. А там уже как кривая вывезет: ненавистников генерала Ермолова в стране хватает… В общем, задумка сторонников Исаича была по-своему гениальной. Но не срослось. В Пензе Лермонтов с ошеломительными 355 702 голосами набрал «лишь» 87%. А в Минеральных Водах – 89%. В итоге Солженицын со своими 3% (предпоследний результат по России) пролетает, а в Пензе во втором туре посоревнуются другие писатели – Белинский и Куприн». 
Ведь это страшный удар по юбиляру декабря! Словно специально подставили, выдвинув непопулярное в народе имя. О чем это говорит? В Кремле просто не знают, что чем сильнее навязывают Солженицына России, тем большее отторжение он вызывает. Сопромат! Менеджеры России, которые ввели Наталью Солженицыну во все советы, жюри, президиумы (за какие заслуги?), просто не чувствуют духа страны – вот что самое страшное!
А так, конечно, есть в акции все что хочешь: яростный спор вокруг Канта в Калининграде, который продолжает онемечиваться; долгожданное имя Чкалова в названии аэропорта Нижнего Новгорода; аэропорт детской здравницы Анапы получил имя летчика-испытателя Владимира Коккинаки (бедные детишки – попробуй выговори, хотя к летчику – никаких претензий).
Очередной абсурд и торжество интернет-технологий просматривается в победе монархистов в Мурманске: аэропорт города-героя Мурманска имени Николая II… Так это он обеспечил героическую оборону незамерзающего порта в Великую Отечественную? Город был малоизвестным портом Романов, но 1200 страшных военных дней выпало на долю Мурманска. За это время фашисты сбросили на него 207 тысяч бомб. Город выгорел на три четверти. Часто бывало в городе опаснее, чем на фронте… В одном из американских журналов того времени писали: «Если он когда-нибудь наступит – этот мир, пусть скорее придет он к людям Мурманска. Они заслужили его». Вот какая слава разнеслась без всякого Николая – уж вернули бы тогда «имени Романова». Вообще в мурманском шорт-листе (русского слова не найдем?) было три человека: Николай II, Иван Папанин и Борис Сафонов. Все нормальные люди полагали, что безусловным лидером станет летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза, мастер воздушного боя, защищавший небо над Мурманском и героически погибший при прикрытии конвоя PQ-16. Казалось, и кандидатура императора, и кандидатура полярника слишком спорные, чтобы за них отдавали голоса. Борис Феоктистович Сафонов с его героической и незапятнанной биографией – идеальная и идеологически нейтральная фигура, тем более в преддверии 75-летия Победы. Но тут вмешались политика и интернет. Появилось воззвание Натальи Поклонской (22 ноября), множество статей правых публицистов. С этого момента голосовать за последнего царя стали не только мурманчане. Да и коммунисты, похоже, зря попытались вывести мурманский вопрос на общероссийское обсуждение. Многие пропагандисты просто недопоняли: не стань мурманский аэропорт поводом для интернет-дискуссий советофилов и советофобов, то выиграл бы Борис Сафонов, за которого наверняка высказались большинство проголосовавших мурманчан. Но поскольку голосовала вся Россия, сработали социальные сети, как на майдане…
Общественная палата Мурманской области уже обратилась к организаторам конкурса «Великие имена России». Такая информация появилась в социальной сети. Желание одно – аннулировать результаты голосования за новое имя аэропорту Мурманск. Вот что натворили под недовольный рокот немногочисленных для огромной страны самолетов. А что там президент из города за Пулковом утвердит – посмотрим…

Другие материалы номера