Это токсичные точки, куда десятки лет предприятия складировали химические отходы, а государство вынуждено сегодня вкладывать огромные средства в их рекультивацию. Считаю правильным взять работы по этим объектам под общественный контроль и исполнителей публично заставить отчитываться за достигнутые достижения».
К сожалению, напористую речь министра не слышали на недавнем съезде «Народного фронта» (ОНФ). Там чуть ли не главным «достигнутым» успехом путинских фронтовиков было названо закрытие 11 тысяч незаконных свалок. Президент высоко оценил «масштабную» работу. Но по сравнению с тем, что надо сделать, это капля в море.
Кобылкин, конечно, поддакнул президенту: мол, молодцы «фронтовики», работаем с ними по госпрограмме «Чистая страна», уже рекультивировали ряд мусорных полигонов в Московской области. Однако у Счетной палаты по «Чистой стране» другое мнение: действующие мусорные полигоны не способны принимать отходы, куда девать каждодневно накапливающийся мусор, непонятно, планов полно, но до сих пор нет даже расчетов об объемах мусора по территориям, какую часть нужно перерабатывать, какую отвозить… Как тут стране быть чище, если для этого практически ничего не делается? Многие города так завалены мусором, что в пору вводить режим ЧС. На это пошел Челябинск после того, как мусор не вывозился неделю. Там закрыли старую свалку, а до новой надо было ехать на 50 километров больше. Перевозчикам невыгодно, они затеяли торг с местными властями. Пока договаривались, город тонул в мусорных кучах.
Конечно, закрытие одних свалок и открытие новых – не выход в решении проблемы повсеместного загрязнения страны. «Мусорная» статистика РФ – убийственна, заявляют экологи. В России свыше 60 тыс. нелегальных свалок, а кроме них масса санкционированных полигонов, занимающих десятки тысяч гектаров земли, которая могла бы использоваться совсем по-другому. Свалки отравляют всё вокруг. После них требуется длительный период и огромные затраты для очистки и оживления земли.
Министр Кобылкин приводил данные: рекультивации ждет 191 несанкционированная свалка в границах городов, ликвидировать предстоит не менее 75 опасных объектов накопленного экологического вреда. Его, оказывается, полно и в Арктике. С архипелага Земля Франца-Иосифа вывезено более 8 тыс. тонн отходов. Провели геоэкологическое обследование островов и поняли, что всё не вывезти, придется утилизировать отходы. Но как?
Когда разваливали советскую страну в 90-е, «реформаторы» взахлеб рассказывали, как при рыночной экономике будет правильно перерабатываться мусор, как его превратят в доходный бизнес, по примеру Швейцарии… Сейчас «сказочников» не слышно и не видно. По факту в РФ перерабатывается не более 10% отходов. Остальное гниет на свалках. Накопилось ядовитого гнилья свыше 60 млрд тонн, и объемы растут, так как ежегодно выбрасывается до 60 млн тонн бытовых отходов.
А что касается Швейцарии, так площади, занятые в России мусорными полигонами, сравнимы с территорией этой благополучной и чистой страны. И дотянуться до ее экологического состояния вряд ли удастся капиталистической России. Правящие либералы-рыночники обещали построить мусороперерабатывающие заводы, а потом им стало жаль денег, затраты нужны серьезные. Сегодня на всю страну всего 80 таких заводов, да и те работают с перебоями по разным причинам. Чего в избытке у разных ведомств, в том числе и у Минприроды, так это всяких планов, законов, проектов, «дорожных карт». Кобылкин перечислял: «Основы госполитики в области экологического развития РФ на период до 2030 года», майский указ президента о «Национальном проекте «Экология», пакет законов, программы по совершенствованию системы обращения с отходами, «Чистая страна», «Чистый воздух», «Охрана озера Байкал»… Мало что из этих предписаний исполняется, но легко запутаться в ворохе бумаг.
Другое дело советское время. Его многие вспоминают с ностальгией. Тогда «мусорный» вопрос регулировался одним документом – постановлением Совета Министров РСФСР от 26 декабря 1952 г., №1661 «О мероприятиях, обеспечивающих обезвреживание и утилизацию мусора, вывозимого на свалки и сельскохозяйственные поля». Не пустым звуком был советский лозунг «Отходы – в доходы!»
А что страна получила от рыночников? Уже чуть ли не в вину ставят россиянам то, что они много выкидывают мусора. Одна среднестатистическая семья из четырех человек выбрасывает за год около 150 килограммов разного пластика, упаковок, до 100 килограммов макулатуры и около тысячи стеклянных бутылок. И всё это «добро» едет на свалки. А в СССР действовала сеть пунктов приема бутылок, макулатуры, тряпья. Люди взамен получали деньги, книги. Вторсырье перерабатывалось до 1991 года. А после буржуазного переворота система сбора и переработки отходов была ликвидирована как нерыночная, требующая госрегулирования. И всё начали свозить на свалки, а те – подниматься ввысь и расширяться во все стороны. Мусор поглощает наше жизненное пространство.
Конечно, не только бытовые отходы копятся и загрязняют природу. Предприятия тоже вносят свой большой «вклад». Те из них, которые производят товары, подлежащие утилизации, наряду с импортерами, обязаны платить экологический сбор. Так установлено п. 7 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.98 №89-ФЗ. Компании, которые способны самостоятельно утилизировать отходы, освобождены от уплаты экосбора. Но от этого сбора собственники стараются уклоняться. Правительство ворчит, что экосбор взимать трудно, а то, что удается получить, не приносит такого дохода в бюджет, который позволял бы строить мусороперерабатывающие заводы. Строили одно время мусоросжигающие предприятия, но выбросы от них сильно отравляют воздух.
В западных странах, чтобы не довести ситуацию с мусором до коллапса, как в РФ, серьезно, с опорой на государство, стали создавать индустрию по переработке мусора. Инвесторы получают льготы на налоги, на кредиты, что дает хороший результат. В Швеции более 30% отходов идет на переработку, 10% – на компост, 50% – на производство электроэнергии, около 4% на захоронение. В России 90% мусора пополняет свалки и захоронения. «Сейчас мы перерабатываем мусора во много раз меньше, чем при Советском Союзе. Падение очень большое», – признавался как-то представитель президента РФ по экологии Сергей Иванов.
К 2012 году власть поняла, что с мусором надо что-то делать, иначе он одних завалит с головой, других отравит. Начали разрабатывать мусорную реформу. Как при любой нынешней реформе, главная цель сделать так, чтобы и мусор ушел, и карманы миллиардеров не пострадали. Но кто-то же должен заплатить за реформу. И кто этот вечный спонсор у капиталиста? Конечно, народ.
Коротко о предложенной правительством концепции «мусорной» реформы:
1) регионы делятся на зоны;
2) на местах разрабатываются территориальные схемы вывоза мусора на мусоросортировочные станции, оттуда рассортированные отходы (по отдельности – бумага, пластик, стекло) поступают на перерабатывающие заводы. Остатки после сортировки захораниваются или сжигаются на полигоне;
3) территориальные схемы непременно согласовываются с жителями на публичных слушаниях;
4) региональные власти выбирают регионального оператора. Это коммерческая компания, которая будет заниматься очищением от отходов своей территории по разработанной местной схеме. Регоператор обязан вывозить мусор только на лицензированные полигоны. Местная власть заключает с регоператором контракт на десять лет с возможностью продления контракта, если у оператора всё будет получаться;
5) введение новых, увеличенных в разы, тарифов за вывоз мусора. Величину тарифа подсчитывает региональный оператор, а утверждает региональный тарифный орган;
6) тариф умножается на норматив накопления мусора и получается общая сумма оплаты за вывоз мусора.
Но есть нюанс. Если прежде при начислении тарифа учитывалась площадь квартиры, то с 1 января 2019 года величина тарифа будет определяться числом жильцов, проживающих в квартире, в доме, в платежке он будет вписан отдельной строкой.
«Мусорная» реформа неоднократно откладывалась из-за неготовности регионов. Теперь же правительство категорично объявило, что с 1 января 2019-го реформу запускает, невзирая на то, что многие регионы по-прежнему не готовы к ней, нет там ни территориальных схем, ни региональных операторов. А больше всего местные власти боятся объявить людям о возросших в разы тарифах. У людей еще кровоточат раны от пенсионной реформы, а тут новый грабительский побор, власть опять выворачивает карманы граждан. Говорят, что реформа против мусора, но, оказывается, и против народа.
Капиталисты не только обворовали нашу страну, но и совершенно замусорили её, и народ заставляют расплачиваться, возмущаются коммунисты.
А справросс Дмитрий Ионин доказывал, что увеличенный мусорный тариф, который пойдет на финансирование обезвреживания и захоронение отходов, юридически не является коммунальной услугой, это «банальное введение дополнительного налога, побора с населения… за мусор». Статья 42 Конституции РФ дает гражданам право на благоприятную окружающую среду. А власть, вводя новый тариф, принуждает людей платить за это право.
Думская оппозиция считает, что «мусорная» реформа по своим экономическим, политическим и общественным последствиям ничем не уступает пресловутой пенсионной реформе. Из людей вытряхивают последние копейки, чтобы на них построить мусороперерабатывающие предприятия, хотя тут обязаны раскошелиться олигархи. Это их обязанность!
На местах лихорадочно подсчитывают тарифы: в Екатеринбурге сегодня тариф на вывоз мусора 1 рубль 59 копеек с квадратного метра, со средней квартиры в целом – 60–70 рублей. А с 1 января будет новый тариф: 150 рублей с человека, если в квартире проживают два человека – платеж, по сравнению с прежним, увеличивается в 4 раза. А где обещанные ограничения роста тарифов, где декларировавшиеся запреты на дополнительные поборы и заверения, что тарифы не могут быть выше уровня инфляции?
В Красноярске депутаты посчитали, что у них в городе мусорный платеж увеличится в 50 раз. Там местная власть, опасаясь бунтов, просит перенести сроки мусорной реформы.
Но отсрочка реформы на 3 года, до 2022-го, разрешена правительством только Москве, Санкт-Петербургу и Севастополю.
Депутат от КПРФ Алексей Куринный заявил, что коммунисты не поддерживают непродуманную реформу и категорически против особого положения по переносу реформы, которое предоставляется только трем городам – Москве, С.-Петербургу и Севастополю. Куринный отметил, что «два года уже давались самым богатым регионам на подготовку к реформе, но за это время не было построено ни одного мусороперерабатывающего завода. Отсрочка реформирования в столицах означает, что эти города остаются в прежней схеме оплаты за мусор. Следовательно, никаких волнений в столицах не случится. …Для того и сделана такая поблажка центральным мегаполисам, чтобы избежать всероссийского бунта. А в регионах пусть затягивают пояса, там мусорные тарифы подскочат многократно».
…Надо сказать, что министр по природе и экологии Кобылкин, будучи в Госдуме, увильнул от разговора о тарифах. Он говорил всё о направлениях экологической работы – вода, леса, землепользование. Направлений множество. Но справится ли с ними Кобылкин? Будучи главой Ямало-Ненецкого автономного округа, он получил репутацию лучшего губернатора РФ. А став министром, попал в тяжелую мусорную историю, которая может его превратить в худшего министра страны. Другого не сулят скандалы с тарифами.