Альгирдас Палецкис был тайно арестован литовскими спецслужбами еще в конце октября. Но известно об аресте стало спустя почти два месяца.
Утром 18 декабря в Вильнюсе литовская полиция явилась в квартиру общественного деятеля, историка, философа, председателя Союза русских литераторов и художников 71-летнего Валерия Иванова. Он успел сообщить о том, что люди из департамента безопасности Литвы ломятся в его дом. Провести арест тихой сапой не удалось, генпрокуратуре Литвы и руководству спецслужб пришлось объясняться. Тогда и выяснилось, что Валерий Иванов подозревается по делу Палецкиса, которого обвиняют в шпионаже. А сам Палецкис давно находится за решеткой.
Валерия Иванова вскоре отпустили под подписку о невыезде. Возможно, этому способствовало его российское гражданство. Альгирдас Палецкис продолжает оставаться в заключении. Причем за прошедший месяц появилось очень мало официальных подробностей о сути обвинений.
«Правоохранители подозревают, что задержанные собирали данные непубличного характера. Целью этих незаконных действий было оказание влияния на политические процессы в Литве», – заявили в департаменте государственной безопасности Литвы.
Иными словами, речь идет не о передаче каких-либо секретных сведений представителям другого государства, а о доведении до сведения жителей Литвы неудобной для власти информации.
Вероятно, прежде всего имеются в виду события 13 января 1991 года, когда в результате столкновений у вильнюсской телебашни погибли 14 человек. Эти события – краеугольные в современной литовской идеологии, утверждающей, что Литва была подвергнута советской оккупации. Между тем есть множество фактов, подтверждающих, что в январе 1991 года произошла кровавая провокация, исполнителями которой были литовские националисты и ряд руководителей «Саюдиса».
И Иванов, и Палецкис стремились разобраться в механизмах этой провокации. Оба из-за этого уже преследовались за «отрицание оккупации». Валерий Иванов дважды за свои книги и публикации попадал за решетку. Против Палецкиса завели уголовное дело за слова, сказанные им в одной из радиопередач: «А что было 13 января у башни? Сейчас выясняется, что свои стреляли в своих». Несмотря на то, что в ходе двухлетнего процесса приведены многочисленные свидетельства, подтверждающие факт провокации, Палецкис был признан виновным и приговорен к крупному штрафу.
Таким образом, он уже ответил за «отрицание оккупации». И, похоже, никаких новых обвинений ему предъявить не могут.
18 февраля в Вильнюсе должны вынести приговор 58 россиянам за «преступления против человечности 13 января 1991 года». Нет сомнений, что приговор будет обвинительным. В числе подсудимых бывший офицер КГБ Михаил Головатов, бывший министр обороны СССР Дмитрий Язов, бывший командующий вильнюсским гарнизоном Советской армии Владимир Усхопчик, бывший второй секретарь Компартии Литвы Владислав Швед, бывший секретарь ЦК Компартии Литвы Альгимантас Науджюнас. Им приговор будет вынесен заочно.
На скамье подсудимых оказались лишь двое – граждане России Юрий Мель и Геннадий Иванов. Юрий Мель проживал в Калининграде, задержан на литовском КПП Панемуне в марте 2014 года. Обвинение утверждает, что он, будучи лейтенантом Советской армии, при штурме телецентра находился в одном из танков. Геннадий Иванов жил в Вильнюсе. 13 января 1991 года был начальником службы ракетно-артиллерийского вооружения 107-й мотострелковой дивизии. После штурма телецентра он вернулся в часть и написал рапорт об увольнении с военной службы.
Очевидно, литовские власти хотят, чтобы никаких сомнений в справедливости предстоящего приговора не было, а потому и стремятся нейтрализовать всех, кто в Литве сеет сомнения в официальной версии.
Известно, что по делу Палецкиса о «шпионской сети» проходит Артурас Шидлаускас, который в 2016 году баллотировался в сейм от Литовской народной партии. Среди подозреваемых представитель Социалистического народного фронта Леонидас Минкявичюс.
По делу Палецкиса допрошен и Вайдас Прунскус, сын бывшего премьер-министра Литвы и одного из основателей «Саюдиса» Казимиры Прунскене. Сам Вайдас Прунскус не дал внятных объяснений, каким образом он может быть связан с «российской шпионской сетью» и идеологически чуждыми ему социалистами.
Об аресте Палецкиса своевременно не сообщили даже члены его семьи. Когда факт его содержания под стражей подтвердился, отец, литовский политик социал-демократ Юстас Палецкис, отказался от комментариев. Полное молчание хранил и государственный адвокат, назначенный Палецкису. А младший брат Римвидас сказал, что «если бы Альгирдас слушался родителей, ничего не случилось бы».
Сейчас ситуация изменилась. Социалистический народный фронт Литвы подписал договор с другим защитником – Эриком Павловичем. Как сообщила латвийская правозащитница Алла Березовская, на днях он посетил Альгирдаса. Свою вину Альгирдас категорически отрицает.
Как рассказал Павлович, несмотря на не слишком хорошие условия содержания, Альгирдас держится стойко, он обрадовался, узнав, что о нем помнят на воле, передает привет соратникам.
«Свободу Альгирдасу Палецкису!», «Мы против возрождения фашизма в Литве!» – с такими лозунгами вышли несколько десятков человек к сейму Литвы в Вильнюсе.
«Мы собрались здесь, чтобы заявить: хватит проводить политику жесткого давления на антифашистов. Аресты наших соратников, волна обысков, открытые угрозы в отношении антифашистов и прогрессивных журналистов – это позор для современной Литвы!» – заявил председатель Соцфронта Гедрюс Грабаускас.
Пикет пытались сорвать неофашисты с флагами НАТО, которые почему-то кричали «Слава Украине!».
А накануне в парламенте Литвы торжественно вручили награды за особые заслуги «лесным братьям» – участникам бандформирований, которые действовали на территории Литовской ССР после окончания Великой Отечественной. От рук «лесных братьев» за десятилетие погибли 25 тысяч человек – главным образом мирное литовское население. Среди убитых около тысячи детей до двух лет.
По словам евродепутата от Латвии Мирослава Митрофанова: «Нас с Палецкисом объединяет именно то, что мы делаем легальные, законные вещи, которые не то что не вредят государству, а напротив, должны ему помочь. И так же, как и он, встречаем беспрецедентное давление». В Риге пикет солидарности с Палецкисом организовал Русский союз Латвии. В Латвии очень остра проблема политических репрессий против тех, кто выступает за национальное равноправие. Около десяти человек проходят сейчас по делу о «Вселатвийском родительском собрании», это мероприятие в защиту среднего образовании на русском языке состоялось весной прошлого года.
В Таллине в пикете солидарности с Палецкисом приняли участие активисты Объединенной левой партии Эстонии, организатор «Бессмертного полка» в Таллине Сергей Чаулин, те, кто 12 лет назад защищал Бронзового солдата.
В Кишиневе пикет «За Мир и Свободу Слова» перед зданием посольства Литвы организовал Коммунистический союз молодежи Молдавии.
А как же Россия? Ведь объективно Альгирдас Палецкис, высказываясь против героизации нацизма, за национальное равноправие, стремясь установить истину о новейших исторических событиях, разделяет декларируемые официальной Москвой принципы. В отличие от прибалтийских государств, где власть в руках у националистов и русофобов.
Вероятно, для российской власти Палецкис слишком левый, слишком советский, чтобы выступать в его защиту.
«Любая помощь (из России) в Литве может трактоваться как уголовное преступление. Но это не значит, что нужно бояться собственной тени. У нас цензура. Так что любая огласка, любая информация о том, что происходит, очень важны», – сказал пять лет назад в интервью нашей газете Палецкис.
Тогда гласность и солидарность помогли предотвратить жесткую расправу, Палецкис остался на свободе, продолжил общественную и политическую деятельность.
Дело чести российских левых и коммунистов – развернуть самую активную кампанию в защиту литовского политзаключенного – антифашиста, нашего соратника и товарища Альгирдаса Палецкиса.