Согласно требованиям ст. 93 Конституции Российской Федерации отрешение президента может состояться при наличии в его действиях признаков государственной измены или иного тяжкого преступления. Такими признаками могут быть неконституционные акты президента, его действия и бездействие, совершенные как умышленно, так и по неосторожности, наступившие от них тяжкие политические, экономические, материальные, физические, территориальные, демографические, моральные и иные последствия.
Мы также заявляем, что в деяниях Б.Ельцина усматриваются не только отдельные признаки тяжких преступлений, а вся их совокупность, достаточная для привлечения лица к уголовной ответственности.
А теперь о сути предлагаемого обвинения в отношении президента Б.Ельцина. Оно не является политическим, а носит уголовно-правовой характер и состоит из пяти пунктов, связанных с государственной изменой, захватом власти, злоупотреблениями властью, превышениями должностных полномочий, разрушением экономики, обороноспособности и безопасности страны, ее Вооруженных Сил, с резким сокращением народонаселения, с массовыми убийствами и геноцидом народов России.
Несомненно, в этих деяниях есть вина и других лиц, но сегодня вопрос ставится только об ответственности президента Российской Федерации.
***
Первый пункт обвинения основан на том, что в декабре 1991 года президент России Б.Ельцин совершил государственную измену, подготовив и заключив беловежские соглашения, уничтожившие Советский Союз и причинившие огромный материальный ущерб России, ее территориальной целостности, обороноспособности, вызвавшие многочисленные человеческие жертвы и страдания.
Он же во исполнение беловежских договоренностей окончательно прекратил деятельность союзных законодательных и иных органов власти, переподчинил себе Вооруженные Силы СССР, ввел таможенные и пограничные барьеры на российской границе.
Беловежские соглашения и последующие действия Б.Ельцина были совершены в интересах стран НАТО, и в первую очередь Соединенных Штатов Америки.
Не случайно Б.Ельцин сразу же после подписания договоренностей позвонил не кому-нибудь, а президенту США и доложил, что Советского Союза больше нет.
Президент Америки Джордж Буш в своем заявлении от 25 декабря 1991 года подчеркнул: «Соединенные Штаты приветствуют исторический выбор в пользу свободы, сделанный новыми государствами Содружества. Несмотря на потенциальную возможность нестабильности и хаоса, эти события явно отвечают нашим интересам» (газета «Известия», 26 декабря 1991 г.).
Поэтому Соединенные Штаты Америки предпринимают все усилия, чтобы СССР больше не возродился ни в каких формах.
В указанных действиях президента Б.Ельцина содержатся признаки преступлений, предусмотренных ст. 64 УК РСФСР или ст. 275, 278 УК РФ.
Мы не усматриваем какой-либо существенной разницы в диспозициях названных статей, ибо в них говорится о деяниях, совершенных в интересах иностранных государств и причинивших ущерб обороноспособности и безопасности страны, о насильственном захвате власти.
Умышленные действия президента, а в этом нет сомнений, были направлены не только против Советского Союза, но и против Российской Федерации, его преемницы.
Беловежскими соглашениями и последующими деяниями Б.Ельцина были уничтожены или разрушены экономический, научно-технический потенциал, обороноспособность и безопасность Российской Федерации, о чем мы подробно будем говорить ниже.
Напомню, что после заключения беловежских соглашений за пределами России оказалось 8 военных округов из 16, которые были в Советском Союзе. Военные округа, особенно на западе, на северо-западе, на юге СССР, были самыми отмобилизованными, вооруженными по последнему слову техники.
На территории бывших союзных республик, за пределами Российской Федерации, осталось 13 общевойсковых армий и корпусов, 3 армии ПВО, 4 танковые армии, 5 воздушных армий.
На южном, западном и северо-западном направлениях мы утратили надежные системы противовоздушной обороны. Лишились многих объектов передового базирования и наблюдения, управления Вооруженными Силами.
Россия во многом утратила выходы к морю, и в первую очередь в Прибалтике. Возникли серьезнейшие противоречия по Черноморскому флоту. Сегодня мы его делим с Украиной. По своим параметрам он в целом уже уступает в 1,5 раза флоту Турции, которая всегда заявляла о своем интересе в Закавказье и Причерноморье.
Но не только в них мы усматриваем преступный характер деяний Б.Ельцина.
Подписав беловежские соглашения, Б.Ельцин обострил межнациональные, этнические отношения на территории всего Советского Союза. В столкновениях на их основе в России, Таджикистане, Молдавии, Азербайджане и в других местах погибло около миллиона человек. Более 10 миллионов бывших граждан СССР стали беженцами. Подобные насилие и вынужденные переселения блекнут перед сталинскими депортациями народов.
Беловежье в одночасье подорвало одну из главных основ правового положения личности, института гражданства, породив тем самым цепную реакцию, которую мы сегодня видим в спорах по нему. Достаточно отметить, что 25 миллионов русских оказались в одну ночь иностранцами на своей собственной территории.
Позднее, в Послании Федеральному Собранию 16 февраля 1995 года, Б.Ельцин признает, что «потеря части народа на отторгаемой территории есть такой же ущерб для государства, как потеря, например, руки для человека. По той же причине и действия, направленные на отторжение части государственной территории, должны считаться преступлением против государства в целом». Таким образом, Б. Ельцин сам дал оценку своим деяниям, назвав их преступными.
Деяния президента разрушили вековые традиции совместного проживания народов Российской империи, а потом и Советского Союза, межличностные отношения, в том числе в экономической, социальной, научной и оборонной сферах.
Обладал ли президент России какими-либо полномочиями по подписанию беловежских соглашений, приведших к разрушению СССР?
На этот вопрос может быть только один ответ. Нет, не обладал. Само нарушение Б.Ельциным воли народа, высказанной на всенародном референдуме в марте 1991 г., уже является преступным актом. Действия президента далеко вышли за пределы его полномочий, предусмотренных Конституциями СССР и РСФСР, другими законодательными актами.
Несомненно, Съезд народных депутатов Российской Федерации и его Верховный Совет, контролируемые сторонниками президента, сыграли свою негативную роль в разрушении союзного государства. Однако это нисколько не умаляет ответственности самого президента.
К тому же, заметим нашим оппонентам, что и в Декларации о суверенитете Российской Федерации, принятой 12 июня 1990 г. Съездом народных депутатов РСФСР, говорится, что Россия остается членом обновленного Союза ССР.
Союзный договор 1922 года и соответствующие ему конституционные нормы никогда не предусматривали его денонсации, поскольку договор был прежде всего документом учредительного, а не международного характера. В договоре, а затем в конституциях предусматривалось только сохранение за каждой из союзных республик права свободного выхода из Союза, порядок которого был урегулирован законом СССР от 3 апреля 1990 года. Вопрос о выходе республики должен решаться путем референдума. Этот порядок был полностью проигнорирован и отброшен Б.Ельциным.
Как вы знаете, в состоявшемся 17 марта 1991 года референдуме из 185,6 миллиона голосующих граждан СССР приняло участие 148,5 миллиона, или 80 процентов. Из них 113,5 миллиона, или 76,4 процента, проголосовали за сохранение Союза ССР.
Уничтожение великой страны было совершено Б.Ельциным в сговоре с сепаратистами ряда союзных республик. Именно они разжигали национальные конфликты в Закавказье и Средней Азии, в Прибалтике и Молдавии, да и в самой России. Они из национального вопроса создали орудие разрушения, а не созидания, орудие завоевания власти.
Б.Ельцин давно и последовательно шел к уничтожению СССР, о чем свидетельствуют его собственные высказывания. Выступая 30 мая 1990 г. на первом Съезде народных депутатов России, он сказал: «Россия будет самостоятельной во всем, и решения ее должны быть выше союзных».
Во время посещения Свердловска 16 августа того же года Б.Ельцин заявил: «Первоначальный вариант моей программы – семь русских государств». А выступая в Республике Коми, отметил, что Россия откажется от союзной структуры власти.
В этом же ключе высказались и действовали люди из близкого окружения президента, его духовные и идеологические наставники.
Одиозные личности, бывшие народные депутаты СССР, входившие в пресловутую межрегиональную депутатскую группу, Гавриил Попов, Галина Старовойтова, Геннадий Бурбулис и другие, прямо провозглашали идею создания на территории СССР свыше 50 независимых государств.
Бывший соратник президента Руслан Хасбулатов, характеризуя развал Союза ССР, заявил: «Мы хотели сделать этот переворот».
«Переворотом» или «…переходом к новому качественному состоянию» назвал эти деяния и бывший председатель ельцинского Совета Министров РСФСР Иван Силаев.
Григорий Явлинский, входивший в команду Б.Ельцина, утверждал: «У Бориса Николаевича и его ближайшего окружения были четкие политические установки… Прежде всего – одномоментный, в прямом смысле, в один день, не только политический, но и экономический развал Союза, ликвидация всех мыслимых координирующих экономических органов, включая финансовую, кредитную и денежную сферы. Далее – всесторонний отрыв России от всех республик, включая и такие, которые в то время не ставили такого вопроса, – например, Белоруссия и Казахстан. Таков был политический заказ».
Таким образом, отвечая нашим оппонентам, мы еще раз заявляем, что Советский Союз рухнул не в результате естественных и закономерных процессов, не в результате августовских событий 1991 года, а вследствие политического заговора пятой колонны, при попустительстве, а в ряде случаев и при участии президента СССР М.Горбачева, ряда союзных министерств и ведомств, в результате заговора, во главе которого стоял Б.Ельцин.
При личном участии и под руководством Ельцина еще до подписания беловежских соглашений у Союза ССР и его органов были отобраны основные рычаги управления и была подготовлена база для полного разрушения союзного государства.
Это заставило ряд руководителей республик, в частности президента Казахстана Назарбаева, решительно выступить «против передачи союзных функций российскому парламенту, прерогатив союзного президента российскому президенту». Это выступление Назарбаева состоялось в Верховном Совете СССР 26 августа 1991 года. Позднее Назарбаев прямо заявит, что без России не было бы беловежского документа, без России не распался бы Союз. («Независимая газета» от 6 мая 1992 года).
Действия президента Б.Ельцина и других российских министерств и ведомств не только усилили центробежные тенденции в других союзных республиках, но, несомненно, отрицательно сказались на характере и результатах референдумов, проведенных во второй половине 1991 года на Украине, в Грузии, Армении.
Можно ли было сохранить Советский Союз? Да, можно. Воля большинства народа была выражена на Всесоюзном референдуме 17 марта 1991 года, и государственные лидеры СССР и России, если они были патриотами, горячо любящими свое Отечество, а не холуйствующими приспешниками Соединенных Штатов Америки, обязаны были выполнить народную волю.
Беловежские соглашения отбросили в своем развитии далеко назад каждую союзную республику. Они принесли неисчислимые и невосполнимые беды и страдания десяткам миллионов советских людей, которые и сейчас хотят свободно жить в единой семье народов. Это объединение давно бы состоялось, если бы не противодействие ему со стороны многих политических элит бывших союзных республик и прежде всего – Российской Федерации.
Для воссоединения народов имеются веские основания, и в первую очередь – юридическая ничтожность беловежских соглашений и правовая несостоятельность их ратификации Верховным Советом РСФСР.
***
Следующее обвинение в отношении президента Б.Ельцина в совершении им тяжких преступлений связано с событиями сентября-октября 1993 года, когда президентом и его окружением были разогнаны законодательные органы: Съезд народных депутатов Российской Федерации и его Верховный Совет, а их полномочия были захвачены Б.Ельциным. Одновременно президент объявил о прекращении действия Конституции Российской Федерации. По его указанию граждане страны, вставшие на защиту Конституции и законодателей, были расстреляны в Доме Советов, рядом с ним и в других местах Москвы.
В данных деяниях мы усматриваем признаки тяжких преступлений, предусмотренных статьями 64, 70, пп. «в», «д», «з», «н», ст. 102 УК РСФСР, а также частью 2 ст. 171 УК РСФСР. Ныне ответственность за указанные преступления предусмотрена ст. 278, 280, пп. «а», «б», «е», «ж» статьи 105 и частями 2, 3 ст. 286 Уголовного кодекса РФ.
Захват власти высших законодательных органов и народных депутатов страны был начат обнародованием Б.Ельциным 21 сентября 1993 года Указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», а затем продолжился в совершении им иных противоправных деяний.
Президент постоянно требовал расширения своих полномочий и в ряде случаев действительно добивался уступок со стороны Верховного Совета и Съезда народных депутатов. В частности, в 1991–1992 годах он был наделен чрезвычайными полномочиями по проведению экономических преобразований, или, как их называют, экономических реформ.
Однако вопрос президентом ставился гораздо шире – о наделении его неограниченной авторитарной властью и об установлении в России президентской республики.
Мы напоминаем, что глава 131 и закрепленные в ней статьи 1211–1212 действующей на тот момент Конституции страны, не наделяли президента полномочиями по запрету деятельности органов законодательной власти, приостановлению или отмене самой Конституции и законов.
Несмотря на это, Ельцин Указом № 1400 прекратил деятельность Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета.
Вот только некоторые положения данного указа.
Пункт 1 гласит: «Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации».
Пунктом третьим предписывалось «ввести в действие положение «О федеральных органах власти на переходный период», подготовленное на основе проекта Конституции Российской Федерации, одобренного нелегитимным Конституционным совещанием 12 июля 1993 года.
Одновременно заметим, что президент поставил ультиматум Конституционному суду. В п. 10 Указа № 1400 было записано: «Предложить Конституционному суду Российской Федерации не созывать заседания до начала работы Федерального собрания Российской Федерации». По сути дела, президент отменил деятельность и третьей ветви власти в Российской Федерации – судебной власти.
С 22 сентября 1993 года по распоряжению Ельцина правительством и мэрией г. Москвы начато блокирование здания Верховного Совета. Депутаты не пропускались на свои рабочие места, Дом Советов был оцеплен милицией, блокирован грузовыми автомобилями, огорожен колючей проволокой (спиралью Бруно), применение которой запрещено международными конвенциями. В здании Верховного Совета по указанию мэрии Москвы был отключен свет и перестали подавать воду.
С момента издания Указа № 1400 граждане России стали находиться в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в отношении вероломства и преступных деяний президента, которые освобождают сторонников и защитников существовавшей в то время Конституции от ответственности за деяния, совершенные ими по пресечению ельцинского насильственного захвата власти.
Однако выступления граждан Российской Федерации, вышедших на улицы столицы в поддержку Съезда и Верховного Совета, жестоко подавлялись.
Мы считаем: только изданием и обнародованием Указа № 1400, направленного на прекращение деятельности законодательной, судебной власти, присвоение себе их полномочий, объявление Конституции, законов недействующими и установление новой, не предусмотренной законами структуры органов власти, а также разгоном существовавших на тот период органов власти Ельцин совершил тяжкое преступление, предусмотренное статьей 64 Уголовного кодекса Российской Федерации в форме заговора с целью захвата власти.
Эти деяния не декриминализированы новым Уголовным кодексом, который принят Государственной думой и введен в действие в январе 1997 года.
Мы отмечаем, что в заговоре вместе с Ельциным участвовали члены правительства и руководители ряда министерств и ведомств, мэрии г. Москвы, беспрекословно выполнившие распоряжения президента, а также лица, подготовившие проект указа президента. Мы не хотим сегодня называть фамилии, потому что их деяния будут предметом других исследований.
Верховный Совет Российской Федерации 22 сентября 1993 года своим постановлением № 5783/1 оценил действия президента Ельцина как государственный переворот.
Днем раньше Президиум Верховного Совета Российской Федерации на основании статьи 1216 Конституции Российской Федерации, дав такую же оценку действиям президента, прекратил его полномочия.
Напомним положения статьи 1216: «Полномочия президента РСФСР не могут быть использованы для изменения национально-государственного устройства РСФСР, роспуска либо приостановления деятельности любых законно избранных органов государственной власти. В противном случае они прекращаются немедленно».
21 сентября 1993 года Конституционный суд признал Указ президента № 1400 неконституционным и усмотрел в его действиях основания для отрешения Бориса Ельцина от должности и для введения в действие специальных механизмов его ответственности в порядке статей 1216, 12110 Конституции Российской Федерации.
Постановления Президиума Верховного Совета, самого Верховного Совета и заключения Конституционного суда нами представлены специальной комиссии.
Обращаем особое внимание на то, что судебная власть в лице Конституционного суда установила противоправность в деяниях президента, которая носит уголовно наказуемый характер, о чем говорилось выше.
Судебный орган уже вынес решение о наличии достаточных оснований для отстранения Б.Ельцина от занимаемой должности. Он сделал то, что должны сделать мы сейчас, то, что хотят замолчать или заболтать политические спекулянты, откровенные или заблудшие сторонники Б.Ельцина.
Обосновывая «правомерность» издания и введения в действие своего Указа № 1400, Борис Ельцин и его приспешники постоянно ссылаются на результаты всероссийского референдума от 25 апреля 1993 года. Однако их аргументация несостоятельна. Напомним, что на референдум 25 апреля 1993 года было вынесено четыре вопроса.
Первый вопрос: доверяете ли вы президенту Российской Федерации Ельцину?
Второй вопрос: одобряете ли вы социальную политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации с 1992 года?
Третий вопрос: считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации?
И четвертый вопрос: считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации?
Согласно действовавшему на тот период законодательству референдум, затрагивающий положения Конституции, считается состоявшимся, если в нем приняли участие более половины граждан, имеющих право голоса и участия в голосовании, и если более половины граждан, имеющих подобное право – право на голосование, высказались положительно по тому или иному вопросу.
По первому вопросу 58 процентов сказали: да, мы доверяем президенту Российской Федерации. По второму вопросу – 53 процента заявили, что одобряют социальную политику, осуществляемую президентом.
Что касается референдума по третьему и четвертому вопросам, то мы должны сообщить вам следующее. На вопрос, считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации, положительно ответили 34 миллиона россиян. Отрицательно ответили 32 миллиона россиян. То есть более половины россиян, которые участвовали в референдуме, считали необходимым досрочные выборы президента.
В связи с этим мы особо подчеркиваем, что у президента не только не было оснований распускать или присваивать полномочия законодательной власти, ему в первую очередь нужно было ставить и выносить вопрос о своем досрочном уходе.
Итоги референдума по четвертому пункту. На вопрос, считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации, 43 процента проголосовавших ответили, что считают необходимым проведение досрочных выборов. То есть 50 процентов плюс один голос за то, чтобы назначить досрочные выборы депутатов Российской Федерации, на референдуме подано не было. И уж тем более референдум не выявил абсолютно никаких аргументов за досрочное прекращение деятельности законодательной власти Российской Федерации.
В Указе № 1400 президент достаточно много упоминает о том, что якобы Верховный Совет оказывал прямое противодействие социально-экономическим реформам.
Подобные упреки со стороны Бориса Ельцина известны и депутатам Государственной думы. За ними президент пытается скрыть собственную несостоятельность как главы государства и свои претензии на неограниченную власть. В то же время, уже известно всем, к каким результатам, последствиям для России, народа привел ельцинский курс социально-экономических реформ. Его действительно надо было еще тогда пресечь, чтобы страна не находилась в нынешних условиях: в руинах, с миллионами нищих, безработных и голодающих на грани выживания.
После прекращения полномочий президента, о чем в соответствии со статьей 1216 Конституции России объявил 21 сентября 1993 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации, а его решение 22 сентября подтвердил и Верховный Совет, затем Съезд народных депутатов, мы считаем, что Борис Ельцин, блокировав деятельность высших законодательных органов, насильственным путем захватил и власть президента Российской Федерации. В этой части мы предлагали комиссии уточнить наше обвинение, потому как с 21–22 сентября его полномочия были прекращены. Поэтому мы говорим, что все последующие нормативные документы, указы президента не имели никакой правовой силы, являются юридически несостоятельными. Комиссия оставила без внимания наше мнение. И мы, в интересах решения главного вопроса об отрешении Ельцина от поста президента, не будем настаивать на своей позиции, хотя наша точка зрения имеет право на существование и, как мы убеждены, обоснована.
Она является и ответом нашим оппонентам, утверждающим, что деяния Б.Ельцина были реабилитированы народом, проголосовавшим 12 декабря 1993 года за предложенный им проект конституции.
Во всем надо глубоко и беспристрастно разобраться.
Во-первых, мы считаем, что проект конституции на референдум был представлен ненадлежащим лицом и им же было организовано голосование.
Во-вторых, голосование по Конституции было проведено не по действующему тогда закону о референдуме, а по указу президента, в котором были заложены иные, заниженные требования к количеству голосов, необходимых для одобрения проекта конституции.
На референдуме 12 декабря 1993 года за Конституцию было отдано менее одной трети голосов всех избирателей, тогда как по закону о референдуме конституция считалась принятой, если за нее проголосовало бы более половины российских избирателей.
Поэтому мы полагаем, что Конституция декабря 1993 года является лишь определенным общественным договором о согласии, но не правовым актом.
И нам, законодателям, надо понять, что все государственное устройство мы ведем на весьма зыбкой основе. Что касается Конституции, то ее действие может быть прекращено одним указом нового президента.
Встретив сопротивление народных депутатов Российской Федерации, российских граждан, выступивших в защиту Конституции, Борис Ельцин совместно с другими заговорщиками прибегли к военной силе. В столицу страны, в Москву, были введены воинские подразделения и бронетехника. Утром 4 октября войска начали кровавый штурм Дома Советов.
Накануне штурма Б.Ельцин провел совещание в здании Генерального штаба Вооруженных Сил, на котором присутствовали председатель правительства В.Черномырдин, глава администрации президента С.Филатов, мэр г. Москвы Лужков, руководители Министерства обороны, МВД, спецслужб. На этом совещании, не встретив никаких возражений со стороны присутствующих, Б.Ельцин лично отдал приказ о проведении штурма, на использование против Дома Советов танков, иной бронетехники. В результате варварского расстрела, по официальным данным Генеральной прокуратуры, вокруг здания Дома Советов погиб 101 человек, из них гражданских лиц – 77 человек и 24 военнослужащих Министерства обороны и МВД Российской Федерации. По тем же официальным данным, в районе телецентра «Останкино» погибло 46 человек, из них гражданских лиц 45 человек и один военнослужащий.
Со следами истязаний у Дома Советов были расстреляны 27 человек, убит разрывной пулей в живот один человек, ранены и добиты штыками три человека. Среди пострадавших пять женщин, которые ко всему были подвергнуты сексуальному насилию со стороны работников силовых структур, участвовавших в подавлении сил, вставших на защиту Конституции, из них одна после тяжелой физической и душевной травмы покончила жизнь самоубийством. Все это дает право говорить о совершении Ельциным не просто преступлений против личности, а преступлений против человечности, на которые не распространяются сроки давности и амнистии. В числе погибших – юноши и девушки, не достигшие совершеннолетия. Как следует из официальных сообщений прокуратуры, из оружия, имевшегося у охраны Дома Советов, лиц, участвовавших в защите Конституции в октябрьских событиях около здания Верховного Совета, у телецентра в Останкино, не был убит ни один человек.
Ельцинские защитники разных мастей наперебой твердят, что деяния сентября–октября 1993 года не могут служить основанием для его отрешения от должности, так как они якобы были амнистированы Постановлением Госдумы «Об объявлении политической и экономической амнистии» от 23 февраля 1994 года № 65-ГД. Данные утверждения несостоятельны по следующим основаниям.
Во-первых, положения ст. 93 Конституции РФ не связывают процедуру отрешения президента с изданием акта об амнистии, иных обстоятельств и условий, не указанных в Основном Законе, а лишь требуют установления наличия в деяниях президента признаков тяжких преступлений или совершения государственной измены.
Следует отметить, что акт амнистии освобождает виновное лицо от наказания, но не декриминализирует само преступное деяние.
Во-вторых, п. «в» части 1 постановления об амнистии гласит, что от наказания освобождаются лица, привлекаемые к уголовной ответственности «…за участие в событиях 21 сентября – 4 октября 1993 года в г. Москве, связанных с изданием Указа президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», и противодействие его реализации…»
Таким образом, амнистия освободила от ответственности лиц за участие в событиях, связанных с изданием Указа № 1400, но не освободила от ответственности президента за само издание антиконституционного, преступного указа, с которого и начался насильственный захват власти.
Государственный переворот, совершенный Б.Ельциным, должен быть осужден, если мы не хотим его повторения.
***
Суть третьего пункта обвинения заключается в том, что президент Российской Федерации, превышая служебные полномочия, принял ряд несоответствующих Конституции страны указов об использовании Вооруженных Сил и подразделений Министерства внутренних дел Российской Федерации в разрешении политического и вооруженного конфликта, возникшего в 1991–1994 годах на территории Чеченской Республики.
В результате безответственного и непродуманного применения Б.Ельциным военной силы и преступных действий чеченских сепаратистов возникли многочисленные человеческие и материальные потери. По имеющимся оценкам, в чеченских событиях погибли десятки тысяч жителей республики и более 100 тысяч получили различные ранения и увечья. В этих же столкновениях погибло около 10 тысяч военнослужащих и работников органов внутренних дел тех подразделений, которые были введены в Чеченскую Республику.
Наступившие последствия явились результатом предшествующей недальновидной и преступной политики президента, федеральных органов власти по отношению к лицам, осуществившим осенью 1991 года насильственный захват власти государственных органов Чеченской Республики.
Опасность и недопустимость подобной политики выразились в том, что президент, федеральные силовые ведомства и спецслужбы нередко, заигрывая с сепаратистами, фактически подталкивали их к массовым беззакониям и выходу республики из состава Российской Федерации.
В силу ряда причин, в том числе и соглашений с лидером чеченских экстремистов Д.Дудаевым, Министерство обороны РФ оставило в «мятежной» республике две пусковые установки ракетных комплексов сухопутных войск, 42 танка, 34 боевых машины пехоты, 14 бронетранспортеров, 44 легкобронированных тягачей, 260 гражданских и спортивных самолетов, свыше 57 тысяч стрелкового оружия и большое количество боеприпасов.
Осенью 1994 года силовые ведомства Российской Федерации передали большое количество оружия, боевой техники, танков чеченским формированиям, находящимся в оппозиции Д.Дудаева. Однако значительная часть и этой техники, оружия оказалась в руках сепаратистов, которые использовали их против федеральных войск. В деяниях президента мы усматриваем превышение им служебных полномочий, признаки тяжкого преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 171 УК РСФСР или ч. 2, ч. 3 ст. 286 УК Российской Федерации.
Ввод федеральных войск в Чеченскую Республику связан с изданием Борисом Ельциным Указа № 2137-С о мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики, а также Указа № 2166 о мерах по пресечению деятельности вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта.
Мы полагаем, что эти указы приняты с грубым нарушением действующей Конституции. Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если не опубликованы официально для всеобщего сведения. Этого своевременно не было сделано.
Указ № 2137-С от 30 ноября 1994 года, с которого начинался ввод войск и боевые действия в Чечне, был засекречен. Он не был опубликован, хотя затрагивал интересы большого количества людей – как граждан Чеченской Республики, проживающих в этом районе, так и всех граждан России. Напомним, этим указом на территории Чеченской Республики фактически было введено чрезвычайное положение. В его тексте прямо оговаривалось, что он издается в соответствии со статьей 88 Конституции Российской Федерации, которая предоставляет президенту Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, право вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной думе. Это конституционное требование президентом Российской Федерации исполнено не было.
На момент издания Указа № 2166 российское законодательство допускало использование Вооруженных Сил Российской Федерации для защиты государства не только от внешних угроз, а также для защиты собственного населения, территории и суверенитета страны (статья 1 Закона Российской Федерации «Об обороне» от 24 сентября 1992 года), для защиты от внутренних угроз, направленных против личности, общества и государства, включая конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность. Однако выполнение этого указа фактически было направлено не столько против бандформирований, сколько против гражданского населения.
Отметим, что Указы президента № 2137 и № 2166 вошли в грубое противоречие с Женевской конвенцией от 1949 года, ратифицированной СССР в 1989 году. Присоединяясь к конвенции, мы обещали, что никогда не будем в качестве метода ведения военных действий подвергать нападению, уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения (статья 4 Дополнительного протокола Женевской конвенции), и никогда объектом нападения не должны становиться установки, сооружения, даже в тех случаях, когда такие объекты являются военными, то есть не подвергать гражданское население угрозе и не допускать потерь среди населения.
Вопреки взятым на себя обязательствам, по указанию Б.Ельцина, на территорию Чеченской Республики были введены войска, проводились крупномасштабные операции с использованием ракетно-артиллерийской техники, авиации, проводились массовые бомбардировки населенных пунктов, которые вызвали многочисленные человеческие и материальные потери. Федеральное Собрание Российской Федерации неоднократно обращалось к президенту Б.Ельцину о недопустимости использования Вооруженных Сил в разрешении чеченского конфликта, однако все они были проигнорированы. Лишь потом он признает, что его решения были ошибочны. Мы полагаем, не ошибочными, а преступными, ибо, не решив проблемы конфликта, они лишь привели к огромным и невосполнимым жертвам.
***
Уважаемые коллеги, четвертое основание по отрешению президента Российской Федерации Б.Ельцина связано с его обвинением в государственной измене (ст. 64 УК РСФСР, ст. 275 УК РФ) в форме нанесения огромного ущерба обороноспособности и внешней безопасности страны, совершенной в интересах иностранных государств, и в первую очередь Соединенных Штатов Америки.
Это обвинение включает в себя ряд умышленных деяний, совершенных Б.Ельциным на протяжении всего периода его правления, в результате которых произошло резкое снижение боеготовности Вооруженных Сил, разрушение военно-промышленного комплекса.
Мы исходим из того, что согласно статье 87 Российской Конституции президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами страны и несет прямую ответственность за их состояние.
Он же в соответствии с Основным Законом государства обеспечивает не только безопасность российских граждан, но и в целом безопасность наших границ, территории Российской Федерации.
Что касается Вооруженных Сил, то мы убеждены, что их разрушение и ослабление обороноспособности Российского государства последовали сразу же после заключения беловежских соглашений и распада Советского Союза, о чем мы подробно говорили при изложении первого пункта обвинения.
Напомним, что после беловежских соглашений Московский военный округ стал приграничным военным округом. Это уже одно из самых главных, может быть, обстоятельств, когда территория нашего государства сузилась до таких размеров.
Была разрушена единая система управления войсками, в том числе и Войсками противовоздушной обороны.
Сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что остаются без надежного воздушного прикрытия участки российской границы со стороны прибалтийских государств, Каспия, Казахстана. Только на северо-западе страны более 9 тысяч километров границы не оборудованы в фортификационном отношении. Все это напоминает ситуацию начала войны 1941 года.
Б.Ельцин в угоду военному блоку НАТО в спешном порядке вывел из Восточной Европы самую мощную группировку российских войск. Она насчитывала более 300 тыс. военнослужащих. Войска выводились на неподготовленные места, нередко в открытые поля, были растасканы по регионам страны и фактически прекратили свое существование. Это и есть государственная измена, деяния, совершенные вопреки отечественным интересам.
В настоящее время, по оценкам отечественных и зарубежных экспертов, войска не в состоянии проводить операции стратегического масштаба, осуществлять оперативную крупномасштабную переброску сил в различные регионы, а защиту национальных границ страны они смогут обеспечить лишь при незначительной продолжительности боевых действий.
У нас нет необходимости подробно останавливаться на разрушении Вооруженных Сил и ВПК Российской Федерации, ибо эти обстоятельства были предметом глубокого рассмотрения на закрытом заседании Государственной думы 30 марта 1999 года.
Мы глубоко убеждены в осознанности разрушения Б.Ельциным обороноспособности Российской Федерации. В случае военного конфликта страна окажется в таком же, если не в худшем положении, как Югославия в балканском конфликте. О разрушительных процессах, идущих в сфере обороны, Государственная дума неоднократно информировала и предупреждала президента, но он сознательно отказывался их пресечь. Это дает нам дополнительное основание утверждать, что в деяниях Б.Ельцина содержатся признаки государственной измены.
Однако специальная комиссия усмотрела в его действиях злоупотребление властью, признаки тяжких преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 170 УК РСФСР и ч. 2, ч. 3 ст. 285 УК РФ.
Учитывая то, что данная квалификация не изменяет оснований для отрешения президента от должности, мы соглашаемся с ней.
***
Я приступаю к анализу доказательств и материалов по пятому, последнему, пункту обвинения, выдвинутого в отношении президента Российской Федерации Б.Ельцина в совершении тяжкого преступления – геноцида, ответственность за который предусмотрена статьей 357 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Наше обвинение в отношении президента Ельцина основывается на том, что он, как мы уже отмечали, в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации, является главой государства, гарантом Конституции страны, прав и свобод человека и гражданина. Он же, по Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Президент несет полную ответственность за состояние экономики, за социальную сферу, уровень жизни россиян, поскольку он формирует федеральное правительство, непосредственно руководит деятельностью силовых министерств и ведомств, министерств иностранных дел, юстиции, российских спецслужб.
Уголовная ответственность за геноцид впервые в Российской Федерации установлена Уголовным кодексом России, вступившим в действие с 1 января 1997 года. Однако мы полагаем, что ответственность за геноцид, предусмотренная международной конвенцией, действует в России с более раннего периода.
В подтверждение нашей позиции мы представили комиссии «Конвенцию о неприменимости срока давности к военным преступлениям против человечества», принятую Генеральной Ассамблеей 26 ноября 1968 года, которая ратифицирована Советским Союзом в 1970 году, то есть является обязательной для исполнения Российской Федерацией… Конвенция однозначно утверждает, что наказание за преступление геноцида должно последовать, даже если внутреннее национальное законодательство не определяет за него ответственность.
Как правило, геноцид заключается в совершении ряда организованных, целенаправленных, складывающихся в определенную линию поведения действий. Вместе с тем это могут быть и бездействия, составляющие тоже конкретную линию поведения, как, например, оставление людей без пищи, неоказание им помощи, срыв завоза продуктов, топлива, иных источников для нормального проживания на Крайний Север, Камчатку, Сахалин, в Приморье, длительная невыплата заработной платы, пенсий и так далее.
Это и есть форма геноцида в виде непринятия мер по спасению умирающих с расчетом на то, что в результате такого бездействия смерть тысяч, миллионов людей неизбежно наступит.
Мы считаем, что геноцид, проводимый президентом России и его окружением, осуществляется в предумышленном создании для коренных народов России, в первую очередь русского народа, таких жизненных условий, которые ведут к их физическому уничтожению, в том числе путем предотвращения деторождения.
Причины геноцида мы связываем с так называемым крупномасштабным реформированием общества, начатым в начале 90-х годов Ельциным и его командой, заменой одного общественно-политического строя другим, что, несомненно, вызвало разрушение прежних жизненных условий граждан без какой-либо компенсации понесенных ими потерь. Причины кроются в стремлении президента в кратчайший срок вытравить из сознания людей ранее сформировавшуюся идею патриотизма, предшествующую концепцию развития общества. Вытравить через уничтожение определенных групп людей – носителей этих убеждений.
А теперь о сути выдвинутых обвинений в отношении президента.
С начала 90-х годов нынешнего столетия Россия впервые вполне осязаемо столкнулась с депопуляцией и вырождением нации. Так, за последнюю пятилетку средняя продолжительность жизни для мужчин сократилась с 67 до 57 лет и для женщин – с 76 до 70 лет.
Неудержимо сокращается население России. Уровень рождаемости в стране является одним из самых низких в Европе и почти на 40 процентов ниже для простого замещения популяции родителей их детьми.
Потери населения за 1992–1997 годы составили свыше 4 миллионов человек. Общие же демографические потери России с учетом умерших и не родившихся в силу неблагополучных социальных обстоятельств превысили 10 миллионов человек. К 2005 году население России может уменьшиться еще на 9–10 миллионов человек.
С горечью и тревогой мы констатируем, что за время ельцинского правления количество детей в России сократилось на 3,7 млн человек.
Таковы некоторые последствия проводимой президентом политики. На наш взгляд, она сродни технике депопуляции славянских народов, разработанной немецкими нацистами для расчистки экономического пространства СССР для расы арийских сверхчеловеков. Сейчас эта политика проводится в интересах нового класса собственников, который рассматривает население страны как обузу, препятствующую эксплуатации природных ресурсов России.
Страна без внешнего вторжения несет сегодня человеческие, материальные и моральные потери, сравнимые с потерями от иностранной военной интервенции.
Если кому-то не нравится иностранное слово «геноцид», то давайте назовем все произошедшее в России за время президентства Б.Ельцина русским понятным определением как «массовое умерщвление, уничтожение людей с помощью финансово-экономической, социальной удавки, наброшенной на шею российских народов».
Знает ли президент об этих страшных процессах вымирания людей? Да, знает, но умышленно не предпринимает каких-либо действий по их спасению. Человек в ельцинских реформах лишь объект воздействия. Его жизнь осознанно принесена в жертву так называемым рыночным отношениям, переделу собственности.
Мы представили комиссии материалы всероссийского Пироговского съезда врачей, состоявшегося в ноябре 1995 года. Уже тогда врачи обратились с письмом к президенту и выразили тревогу по поводу кризисного состояния здоровья населения и медицины страны… Мы предъявили комиссии резолюцию II Пироговского съезда врачей, состоявшегося 7 июля 1997 года, и другие его материалы. В резолюции отмечено, что в ноябре 1995 года «…съезд предупредил о реальной угрозе жизни и здоровью граждан и обратился к президенту и правительству Российской Федерации с настойчивой просьбой принять срочные меры для вывода системы здравоохранения из критического состояния, однако адекватной реакции со стороны президента и правительства не последовало». Фактически ее вообще не было, как констатируют делегаты съезда врачей. В результате ситуация еще больше осложнилась и остается не просто напряженной, она становится неуправляемой и сегодня реально угрожает безопасности страны.
Таков вывод съезда. Он созвучен с положениями государственного доклада Министерства здравоохранения Российской Федерации. Суждение врачей абсолютно точное: реакции президента не было, нет ее и после 1997 года. Одного только не осознают врачи, что идеология ельцинских реформ направлена не на сохранение народов России, а наоборот, на их уничтожение, в первую очередь старшего поколения, хотя гибнут и дети.
Об этом достаточно красноречиво и откровенно высказывались идеологи ельцинских реформ и идейные наставники президента.
Так, «отец российской демократии» Гавриил Попов советовал, что реставрацию капитализма лучше всего начать путем повышения цен, сокращения доходов, обесценивания сбережений населения и затем – дележа собственности. Население, как говорил «архитектор перестройки» Александр Яковлев, должно полностью лишиться сбережений и привычных гарантий, тогда оно научится жить и работать так, как ему прикажут. Вот такова идеология.
По многим экономическим показателям Россия отброшена на десятки лет назад. За время реформ общий подъем промышленной продукции в стране сократился более чем наполовину.
Подорванным в своей основе оказалось сельское хозяйство.
Еще в недалеком прошлом, уважаемые депутаты, Россия была одним из лидеров мирового научно-технического прогресса, обладавшим наиболее мощным научным потенциалом. Сегодня она стремительно обретает статус государства колониального типа.
В интересах узкой прослойки президент и правительство провели в России приватизацию общенародной государственной собственности. В результате на долю относительно благополучных 20 процентов населения сегодня приходится более половины совокупного объема доходов, и из нее основная часть присваивается кланом 200–300 семей, узурпировавшим большую долю национальных богатств и государственную власть в стране.
Приватизация, проведенная по сценарию Б.Ельцина, опрокинула производство, стала мощным рычагом обворовывания и обнищания народов России и одновременно вызвала мощную волну криминализации российского общества, в частности, увеличение корыстных преступлений – коррупции. Президент несет за это прямую ответственность.
Верховный Совет Российской Федерации летом 1991 года принял Закон «Об именных приватизационных счетах и вкладах РСФСР». Согласно этому закону гражданам России должны были выделяться только именные приватизационные счета-книжки, что охраняло бы их законные права. Однако президент, вопреки закону, 14 августа 1992 года издал Указ № 914 «О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации», утвердил указом положение о приватизационных чеках, которым полностью были устранены именные чеки-счета. Таким образом, Ельцин открыл широкую дорогу для ограбления народа и его обмана. К каким последствиям это привело, всем известно.
Либерализация цен, начатая с согласия Б.Ельцина правительством Гайдара в начале 1992 года, повлекла полное обесценивание доходов и сбережений граждан. Она тоже проведена в угоду узкому клану, нажившему и пополнившему на либерализации свои богатства за счет обобранного абсолютного большинства населения.
В 1997 году 34 миллиона человек имели денежные доходы ниже прожиточного минимума. По этому показателю бедность в России по сравнению с 1990 годом, кануном реформ, увеличилась в 14–16 раз.
А ведь еще в 1995 году в послании Федеральному собранию Ельцин говорил как о национальном позоре о том, что за чертой бедности оказалась пятая часть населения страны. Однако в 1998 году за чертой бедности стало жить почти 40 процентов населения России. И в то же время после произнесенных фраз о позоре Ельцин неоднократно отклонял законы о повышении заработной платы, пенсий по старости и нетрудоспособности.
Мы всесторонне проанализировали все послания президента Федеральному собранию Российской Федерации. Они представляют для нас определенный интерес в том смысле, что президент знал о губительных для народов процессах. Важно и то, что исполнение посланий происходило почти с точностью до наоборот. Их можно назвать образчиками лицемерия и глумления над людьми, ибо так называемые ельцинские послания по реформированию российского общества, обнажавшие смертельно опасные точки на теле больного организма, при их исполнении с точностью до наоборот становились этапами и программами геноцида, уничтожения народов России.
Президент и исполнительная власть несут прямую ответственность за ограбление населения посредством финансовых пирамид, ибо они, не имея надежной правовой основы, разрешили деятельность явно криминальных и полукриминальных организаций, отобравших у россиян в то время более 20 триллионов рублей сбережений.
Знал ли президент об этом массовом ограблении? Да, знал.
Мы еще раз возвращаемся к посланиям президента Федеральному собранию. В первых из них Ельцин заявлял, что немало людей, доверивших свои вклады недобросовестным компаниям и банкам, потеряли свои деньги. Проблема, по его мнению, требует скорейшего разрешения.
Но вместо разрешения на россиян был обрушен «черный вторник» 1994 года, когда рубль на валютных биржах обесценился или, как выражаются, «провалился» сразу на 800 пунктов. А затем 17 августа 1998 года разразился так называемый «черный понедельник», приведший к паническому бегству иностранного капитала из России, разрушению банковской системы, к очередной массовой потере россиянами банковских вкладов.
Широко используя рычаги пагубной макроэкономической политики, президент и гайдаровское правительство под предлогом борьбы с инфляцией сознательно пошли на уменьшение оборотной денежной массы в сфере производства. Это сразу же вызвало кризис платежей, блокирование производства, криминализацию экономики, резкое сокращение заработной платы, огромный внешний и внутренний государственный долг, который правительство опять-таки пыталось погасить за счет сбережений граждан и невыплаты им заработной платы. На полные обороты была раскручена машина по выпуску облигаций, иных ценных бумаг-суррогатов и навязывание их россиянам вместо реальных денег. Еще один мощный удар по благосостоянию населения страны нанесен системой постоянных сокращений социальных расходов, в первую очередь на образование, медицину, пенсии, различные пособия.
Мы считаем, что президенту доподлинно известно, что зарплата является основным источником поддержания жизни большинства населения. Несмотря на это, в интересах обогащения небольшого клана, ставшего социальной опорой политической власти, он осознанно пошел на длительную невыплату денег, пособий, фактически на умерщвление голодом сотен тысяч, миллионов своих сограждан. На начало сентября 1997 года задолженность по заработной плате в сфере производства достигла 53–55 триллионов рублей, в бюджетной сфере – 12–13 триллионов, задолженность по детским пособиям превысила 14 триллионов рублей. Многим категориям работающих зарплата не выдается от нескольких месяцев до нескольких лет. От недоедания и голода люди падают в обморок, многие кончают жизнь самоубийством. Ежегодно в России совершается более 60 тысяч суицидов.
И это происходит на фоне баснословного обогащения небольшой кучки людей, друзей Ельцина и его семьи, огромных финансовых затрат на содержание самого президента, множества его резиденций, зон отдыха и так далее.
При всей очевидности проявления геноцида в России все же могут возразить, что те издержки, которые несет наше общество, являются неизбежным следствием радикального обновления и развития страны, а не результатом чьих-то злоумышленных действий. К тому же политика президента, по их мнению, была одобрена россиянами повторным его избранием на высокий государственный пост.
Мы не можем согласиться с подобным обоснованием.
Во-первых, несомненно произошел и происходит великий обман народа относительно подлинной политики Б.Ельцина.
Во-вторых, повторные выборы прошли с грубым нарушением президентом избирательного законодательства и фальсификацией результатов голосования. Об этом мы достаточно подробно и много говорили. Дополнительно сошлюсь лишь на два обстоятельства.
Еще на всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года более половины голосовавших избирателей (свыше 34 млн) высказались за досрочное прекращение полномочий Б.Ельцина. А после его так называемого повторного переизбрания в июле 1996 года страна покрылась плотным покровом многомиллионных забастовок, митингов, других акций протеста против президента и его политики. Сегодня президенту доверяют лишь два процента россиян.
Напомним, что законодательные органы 48 субъектов Российской Федерации приняли решения о поддержке начатой процедуры отрешения президента от занимаемой должности.
Навязанный Б.Ельциным народу экономический курс не имеет ничего общего с процессом созидания, с социальной политикой. Наоборот, он губителен и приведет страну к окончательному краху, если этот курс не изменить.
Но даже и при наличии самой гуманной цели, если предположить, что она есть у президента и его команды, а мы в этом глубоко сомневаемся, политический курс не имеет права на существование, если сам процесс достижения цели вызывает огромные человеческие и материальные потери, ничем не объяснимые, ничем не оправданные – в целом кризис народов.
Президент неоднократно отклонял законопроекты, направленные на улучшение благосостояния россиян, в том числе о повышении минимальных зарплат и пенсий. Он дважды, в 1996-м и 1997 годах, отклонял закон о внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О ветеранах». Мотив отклонения – отсутствие финансовых средств.
Из-за нежелания президента улучшить социальное положение российских граждан им дважды, начиная с 1996 года, отклонялся Закон «О внесении изменений в статью 10 Закона «О ветеранах», которые были направлены на установление дополнительных источников финансирования. Государственная дума и Совет Федерации вынуждены были преодолевать его вето, и только после этого 18 ноября 1998 года президент его подписал.
Таким же образом президентом был отклонен Закон «Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы». Госдума и Совет Федерации преодолели вето президента, так как мизерная заработная плата работников этой сферы не индексировалась около четырех лет и не дает возможности людям выжить в сложное время.
Президентом дважды с декабря 1994 года отклонялся Закон «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации». Он вынужден был подписать его только после преодоления президентского вето Госдумой и Советом Федерации. Трижды отклонял президент принятый в июле 1996 года Федеральным собранием Закон «О базовой стоимости необходимого социального набора». И этот список можно продолжать долго.
Наш анализ правовых документов, действий президента позволяет сделать однозначный вывод: Ельцин осознанно не допускал хотя бы минимального улучшения материального состояния вымирающих народов России.
Ссылка Бориса Ельцина на отсутствие в бюджете денег несостоятельна.
Только при проверке Счетной палатой исполнения бюджета за 1997 год выявлен ущерб в 65,8 триллиона рублей (в старом исчислении), причиненный государству и обществу. Бездействие президента фактически поощряло казнокрадов на воровство денег, выделенных на социально-экономические цели.
Б.Ельцин не обеспечил исполнения, а в ряде случаев и вовсе отказался соблюдать международно-правовые акты, направленные на предупреждение голода и вымирания людей.
Это в первую очередь Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (СССР присоединился к нему 3 января 1976 года); Декларация о праве народов на мир, принятая 12 ноября 1984 года; Декларация о праве на развитие от 4 декабря 1986 года; Всеобщая декларация о ликвидации голода и недоедания, одобренная резолюцией 29-й Генеральной Ассамблеи от 17 декабря 1974 года; Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества от 10 января 1975 года.
Ельцин умышленно не обеспечивает выполнение требования статьи 8 Декларации о праве на развитие, где сказано, что государства должны принимать на национальном уровне все необходимые меры для осуществления равенства возможностей для всех в том, что касается доступа к основным ресурсам, образованию, здравоохранению, питанию, жилью, занятости и справедливому распределению доходов.
Президент, не желая активно бороться с организованной преступностью, коррупцией и теневой экономикой, отклонил Закон «О борьбе с организованной преступностью», трижды под разными надуманными предлогами отклонял Закон «О борьбе с коррупцией».
Уважаемые депутаты! Геноцид объявлен одним из тягчайших преступлений против человечества. Его воздействие с губительной силой обрушилось на российских граждан. Страна находится в разрухе, корчится в предсмертных конвульсиях, и это само по себе уже делает невозможным дальнейшее нахождение Б.Ельцина на занимаемой должности. Мы полагаем, что его отрешение и будет началом процесса возрождения страны. Это в наших силах, уважаемые народные избранники. Наше положительное решение будет серьезным предупреждением как для нынешних, так и для будущих правителей России.