Сначала министр представил общую картину последствий COVID-19: экономика в заморозке, спад ее уже составил 5%, уменьшился как потребительский, так и инвестиционный спрос. Ожидалось, что в 2021 году восстановление экономики составит 2,8%, но этот прогноз придется скорректировать. Инфляция остается на уровне 3,1%.
Карантин ударил по доходам населения, во втором квартале они снизились на 6%. Безработица, по данным Решетникова, увеличится до 5,7%, но Счетная палата его поправила: безработица будет выше, без работы останутся 8 млн граждан трудоспособного возраста. Но есть положительная новость – цена на нефть стабилизировалась, баррель сорта Urals продается на уровне 31 доллар, в будущем году его цена поднимется до 35 долларов. Это «позволяет с уверенностью говорить о выполнении всех обязательств», подчеркнул министр.
С 12 мая в РФ начался постепенный выход из карантина, появились признаки экономического оживления. Хотя остаются ограничения по используемой площади объектов, по плотности клиентского потока, еще запрещены массовые мероприятия и в силе требование использовать средства индивидуальной защиты. Под ограничением остается сектор непродовольственной розницы, общепит, туризм. Все это подрывает экономику малого-среднего предпринимательства. В правительстве понимают: если произойдет обвал малого и среднего предпринимательства, то социальные последствия будут ужасными. Чтобы этого не допустить, правительство, по словам Решетникова, разработало программу антикризисных мер на сумму 3 трлн 300 млрд рублей. Значительная часть поддержки достанется компаниям, работающим в особо пострадавших отраслях. Это 42 сферы, в них занято более 6 млн человек, в том числе 3 млн 300 тысяч – на предприятиях малого и среднего бизнеса, которых насчитывается 1 млн 600 тыс.
Решетников перечислил массу таких мер, как отсрочки по налогам и взносам, выплата задолженностей банкам, введение кредитных каникул, сдерживание роста арендной платы. Ключевой мерой в поддержке бизнеса министр назвал снижение социальных взносов для всех субъектов МСП с 30 до 15%.
Заработала программа финансовой поддержки бизнесу для сохранения занятости – гранты на заработную плату из расчета один минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на каждое рабочее место. От предприятий требуется сохранить не менее 90% рабочих мест.
Предоставляются под 2% кредиты пострадавшим компаниям, производство которых ориентировано на потребительский рынок, а также социально ориентированным некоммерческим организациям. «Кредит будет списан, если предприятие к 1 марта следующего года сохранит не менее 90% рабочих мест, имевшихся на 1 июня 2020 г.», – отметил министр.
Снижаются административные издержки, объявляется мораторий на проверки МСП, отменяются многие требования – вступила в действие так называемая «регуляторная гильотина».
На бумаге антикризисных мер много. Только далеко не все из них, по оценке депутатов, существенны для малого-среднего бизнеса. Например, отсрочки платежей вряд ли спасут предприятия с небольшими доходами. Многим из них придется возобновлять свою деятельность практически с чистого листа. Тут нужна финансовая поддержка. Но ее как раз не так-то просто получить.
О помощи МСП правительство уже 2 месяца рассказывает, а на деле, указывали депутаты в своих выступлениях, малый-средний бизнес не почувствовал никакой поддержки. Торгово-промышленная палата РФ свидетельствует, что только 13% процентов предпринимателей смогли адаптироваться к сложной экономической ситуации, 54% стоят и не знают, смогут ли вернуться к работе, 33% не получили поддержки и вынуждены увольнять сотрудников. Чтобы получить финансовую помощь, МСП должны подпадать под условие «наиболее пострадавших». А тут уже можно наткнуться на субъективно-чиновничий подход.
Депутаты отмечали, что результаты опросов, проводимых общероссийскими бизнес-объединениями среди предпринимателей, напоминают сводки с фронта: разоряются и исчезают с поля реальной экономики сотни малых-средних предприятий. На 20 мая в стране осталась всего треть от общего количества субъектов МСП из числа наиболее пострадавших. Многие из них, надеясь выжить, обратились в банки за льготными кредитами. Но большинство не смогли воспользоваться мерами государственной кредитной поддержки, столкнулись с отказами банков, причем в одной трети случаев без объяснения причин. Вскрылась вопиющая ситуация. Зачастую банки предлагают заемщикам собственные кредитные продукты не на льготных условиях, как объявлено президентом, а с высокими процентными ставками – от 7% до 28% годовых.
Ну а чему удивляться? Банки в РФ находятся в привилегированном положении, они привыкли получать миллиардные субсидии из бюджета, но только не подчиняться чьим бы то ни было распоряжениям. Банкирам невыгодно выдавать кредиты под 0–2%, им безразлично, что гибнет малый и средний бизнес, что страну накрывает безработица. Вопросы государства их не интересуют.
И это не единственный сбой и не единственное препятствие, с которыми сталкивается наша экономика, наши МСП, наше правительство. COVID-кризис обнажил системные проблемы либерально-рыночного курса. Сколько бы задач ни ставилось правительством в его планах, президентом Путиным в его Посланиях – ни одна из них полностью не выполнялась. Например, в 2011 году ставилась задача, чтобы доля малого бизнеса в ВВП страны была не 20%, а 50% к 2020 году. Прошло 10 лет, но ничего не изменилось. А в Китае доля малого бизнеса в экономике – 84%, за последние 3 года его доля увеличилась на 14%, малый бизнес активно работает на экспорт своей продукции.
У нас появился нацпроект «Малое и среднее предпринимательство». Счетная палата ведет мониторинг исполнения нацпроекта и заметила, что средства на его реализацию получают одни лица, а ответственность за достижение целей несут другие. Так, 260 млрд рублей, или 63% средств, выделенных на нацпроект в 2019–2024 годах получат «Корпорация МСП», «Банк МСП», другие кредитные организации, а за целевые показатели – рост числа занятых, расширение деятельности МСП, его вклад в экспорт – отвечают высшие должностные лица субъектов. «Кто такое придумал?» – удивлялся аудитор Счетной палаты Даниил Шилков. При таком раскладе ничего хорошего не получится. И практика подтверждает. Нацпроекту уже два года, а результатов никаких не видно.
Самым бесхозяйственным образом транжирятся бюджетные средства страны, считают коммунисты, их поддерживают справроссы. На социальные статьи в бюджете закладывается половина от необходимого, а на другие, малопонятные, направления правительство выделяет мешки денег. Так, депутат от КПРФ Николай Коломейцев попытался узнать у Решетникова, что получило государство от вложения 10 трлн рублей в некие институты развития при Минфине? А малый-средний бизнес до сих пор недофинансирован. Даже в кризис поманили финансовой помощью, а получили ее единицы.
«В прошлом году планировалось выделить для МСП 1 трлн рублей льготных кредитов, а получено было всего 240 млрд. Куда ушли 760 млрд? На депозиты?»
Не туда ли ушли и 10 трлн рублей, выделенные на НИИ, НИФИ?.. В чей карман уходят проценты?
Решетников согласился, что по институтам масса вопросов: «Действительно, огромные деньги лежат и не работают. Есть поручение председателя правительства проанализировать эффективность их работы».
«Нужно отрегулировать критерии оказания финансовой помощи МСП и давать ее таким образом, чтобы можно было взять», – заявил коммунист Николай Арефьев.
Напомнили депутаты Решетникову и про импортозамещение: как раз в нем малый-средний бизнес может масштабно проявить себя. Министру посоветовали меньше говорить про налоги, а больше – про развитие.
«Может, пора все четко планировать, чтобы понимать, какие задачи надо решить, сколько на это потребуется средств, и чтобы за каждую копейку правительство, министры отчитывались? – предложил Н. Коломейцев. – Есть закон «О стратегическом планировании», но чтобы он заработал, к нему нужно подготовить 36 нормативно-правовых актов. Готовы ли вы, Максим Геннадьевич, запустить закон?»
Министр ответил, что не против планирования и на закон посмотрит… Тем более что новое правительство начало обновлять стратегии.
«Если мы хотим экономику восстановить и выйти с наименьшими потерями, то придется около 12 трлн потратить. И эти средства надо выделить», – подчеркнул Арефьев. Решетников не возражал.
(Наш корр.)