Обсуждая вопрос возвращения памятника Ф.Э. Дзержинскому, полезно вспомнить, как его убирали в 1991-м. Москву тогда охватила волна погромов и сносов. Под нее попали памятники Калинину, Свердлову и другим деятелям советской эпохи. Моссовет и райсоветы города даже создавали специальные штабы для противодействия актам вандализма. Однако справляться с беснующейся толпой, которой манипулировали провокаторы, было крайне сложно.
Да, те кто помоложе, не помнят этих событий, и зачастую даже не знают о них. Но, увы, в последние годы явления такого же рода во всей красе повторились на Украине…
Кстати, уже тогда, в 1991-м, незаконность и преступность сноса памятника на Лубянке все отлично осознавали. В прокуратуру на сей счет пошел поток обращений. Они вызвали защитную реакцию со стороны внедрявшихся во власть «демократов». Задним числом – спустя два месяца после демонтажа – было принято специальное решение президиума Моссовета от 24 октября 1991 г. №191 «О сохранении, переносе в запасники и размещении в специальной экспозиции мемориальных сооружений политико-идеологической тематики советского периода». Этим документом противоправный снос попытались хоть как-то «узаконить».
В последующие годы на «железного Феликса» антисоветчики продолжали лить тонны грязи. Основной их аргумент примитивно прост – это памятник «кровавому палачу и репрессиям». Однако наши оппоненты сознательно вводят всех в заблуждение. В крайне сложный период становления Советского государства Дзержинский занимал пост председателя Высшего совета народного хозяйства СССР. В этой должности он занимался вопросами индустриализации страны, развивал металлургический комплекс, совершенствовал работу сети железных дорог и почтовой связи. Одновременно он активно способствовал развитию физкультуры, спорта, здорового образа жизни. Так, например, спортивное общество «Динамо» – детище Дзержинского.
Да, в массовом сознании его имя прочно ассоциируется с наведением порядка в стране. Напомним и мы его знаменитую формулу: «Чекист должен иметь чистые руки, горячее сердце и холодную голову». Действительно, помимо прочего Дзержинский создал исключительно эффективную систему органов государственной безопасности.
Особая заслуга Феликса Эдмундовича перед страной – это его эффективная борьба с детской беспризорностью. После Гражданской войны в России насчитывалось 5 миллионов бездомных детей. Дзержинский создал систему специальных детских учреждений – приемников-распределителей и детских домов. По сути, он со своими соратниками по большевистской партии спас миллионы беспризорников. Спас от голода, от болезней, от смерти. Спас от поглощения преступным миром. Многие из этих детей стали лучшими представителями Страны Советов.
В своем бескорыстном служении идеалам социализма Дзержинский стал истинным символом революции и лучшим примером для подражания. Вот почему, несмотря на абсолютно справедливое замечание поэта: «Большое видится на расстоянии», уже современник Дзержинского – Маяковский – призывал всех «делать жизнь» с этого выдающегося человека.
Всё сказанное выше понимаем не только мы. Это понимают и противники восстановления памятника. На самом деле они ненавидят не конкретную личность, а все советское прошлое. Они против увековечения памяти любых деятелей Советской власти, какими бы заслугами перед страной они ни обладали.
И все же Дзержинский раздражает всю эту злобную братию особенно сильно – своей кристальной чистотой, глубоким интеллектом, верностью принципам, безукоризненной честностью и неподкупностью. К таким людям плохо пристает грязь, которой мерзкие душонки готовы измазать всё, что служит хоть живым, хоть символическим укором их собственной низости. И у меня, например, нет сомнений, что либерально настроенные граждане приложат все силы, дабы помешать возвращению на свое законное место удивительно красивого в своем лаконизме памятника.
КПРФ еще в 2015 году инициировала общемосковский референдум по вопросу восстановления памятника Дзержинскому на Лубянской площади. И вопрос для голосования тогда ставился так: «вы за» или «вы против». Что мы видим сейчас? Запущенное голосование не предполагает выбор «вернуть» или «не вернуть», как это было предложено КПРФ. Выбор предлагается между Дзержинским и Невским.
Закономерных вопросов возникает слишком много.
Во-первых, для чего в принципе нужно устраивать шоу под названием «Война памятников»?
Во-вторых, зачем нужно придумывать «альтернативу» Дзержинскому на Лубянке, если его памятник идеально «держал» всю композицию Лубянской площади и блестяще в нее вписывается?
В-третьих, если вдруг вместо памятника Дзержинскому возникает идея подыскать другой вариант, тогда где же здесь восстановление исторической справедливости и связи времен? Раз уж кому-то пришло в голову устроить противостояние памяти и памятников, они обязаны пояснить гражданам: а для чего это сделано? Господа, вы ведь осуществляете явную провокацию против целостного восприятия российской истории! Вы рвете связь времен! Вы искусственно противопоставляете эпохи там, где места этому объективно не существует!
Так скажите же нам, господа, вы делаете это по глупости или провокация эта вами вполне осознанна? Ведь если это лишь глупое недоразумение, то его еще легко исправить. А если все так и задумано, то это классовость в худшем смысле этого слова. Вот безусловная классовость большевиков ни в коей мере не помешала Сталину призвать советский народ гордиться деяниями своих предков. И это был абсолютно логичный призыв. Логичный потому, что классовый подход настоящего коммуниста всегда соседствует с диалектикой исторического материализма. А у наших противников верх берет совсем не идейно-философский классовый анализ, а прямо-таки животная классовая ненависть.
В-четвертых, при той постановке вопроса, которая предложена, как голосовавший человек должен преодолеть свои большие сомнения, что итоги голосования будут подведены честно? «Первые звоночки» уже звучат. Как сообщают наши активисты, странности начались с первых же минут. 25 февраля в 10.00 на сайте проекта «Активный гражданин» открылось голосование, и сразу же были загружены 2 тысячи голосов за Невского. Принять участие в голосовании предлагают москвичам, однако по факту проголосовать может любой, кто зарегистрирован на Госуслугах. Как-то очень невнятно обозначено и то, где можно голосовать. На поверку оказывается, что сделать это можно не только на широко рекламируемом «Активном гражданине», но и на нескольких других площадках. Например, на сайте «Москва 24».
В итоге складывается ощущение, что инициаторы решили «всё валить в борщ». И сделано это так именно потому, что качество блюда они будут определять сами. Все делается для подстраховки и получения «нужного результата» при любом стечении обстоятельств. При этом почему-то не верится, что все эти манипуляции осуществляются в пользу Дзержинского. В этом случае сама возможность «альтернативного» памятника не могла бы возникнуть.
Каждый из нас должен отдавать себе отчет в том, какой вопрос решается сегодня на самом деле. А вопрос этот не о том, кто более достоин памятника на Лубянке. Это вопрос о том, считаем ли мы себя подлинными преемниками Советского Союза, видим ли в его истории один из великих периодов развития своей страны или будем продолжать «декоммунизацию», разрушительную для людских душ и самой России?