На фронтах здоровья избыточные потери

— Проблемы российского здравоохранения обострились в период последней эпидемии и, несмотря на неоднократно звучащие заявления о том, что Россия с эпидемией справляется лучше других, объективный анализ приводит к другим выводам. 

Общая смертность в РФ в 2020 году возросла на 18 процентов, естественная убыль по итогам рекордная – 688 тысяч. В 2020-м умерло на 324 тысячи человек больше, чем годом ранее.

Избыточная смертность – это наиболее важный показатель, который нивелирует сложности и недостатки оперативного учета смертей, связанных с пандемией. Поэтому сводная годовая статистика опровергает распространяемые с подачи властей многие официальные успехи.

Конечно, не вся избыточная смертность связана непосредственно с COVID, но от 50 до 80 процентов, безусловно, эту связь имеет. В Москве и Питере данные оперативного штаба в 2020 году относительно коррелируются с данными оперативного штаба с избыточной смертностью. Между тем в Татарстане избыточная смертность превысила данные оперативного штаба в 60 раз, в Чечне в 30 раз, в Башкирии в 80 раз. В 33 из 85 российских регионов избыточная смертность не менее чем в 10 раз превысила число официально признанных смертей от коронавируса. Причина этого широкомасштабного вранья в том, что показатели заболеваемости и смертности от COVID служили в определенной степени критерием эффективности руководителей регионов, ну а те в свою очередь… старались.

По общему числу избыточных смертей в 2020 году Россия, по данным экспертов, находится в первой пятерке. Но для корректного сравнения, естественно, надо эту цифру приравнивать к числу населения, а, точнее, к 100 тысячам населения. Согласно этому расчету, на первых местах находятся самые бедные страны Латинской Америки, потом Болгария, Литва, и Россия – на пятом непочетном месте, с 250 смертями на 100 тысяч. С мая по февраль 2020-го число избыточно умерших увеличилось и достигло 425 тысяч человек. Именно эта цифра дает наилучшие представления о демографических потерях России за две прошедшие волны. А оперштаб дает 86 тысяч официальных смертей, что в пять раз меньше, чем цифра, полученная в результате анализа избыточной смертности. 

Мы, депутаты фракции КПРФ, неоднократно указывали на необъективность официальной информации, что тормозит принятие адекватных мер. Фактически большая часть страны «перегорела» при неконтролируемом распространении инфекции в условиях недостаточных ресурсов, без нормальной системы выявления и разобщения инфицированных пациентов. Неудивительно, что антитела при скрининге находят сегодня у 60 процентов жителей столицы и у 40–50 процентов жителей других наиболее пострадавших регионов. 

Теперь о глубинных причинах случившегося. Спасибо медикам, которые сделали всё возможное, в том числе и ценой собственных жизней, для того, чтобы сохранить здоровье и жизни многих наших граждан. Но в этих избыточных смертях виноваты не они, а система организации медицинской помощи в РФ. Напомню известную схему здоровья: 30 процентов этого состояния определяет медицинская помощь, еще 30 процентов – связанная с ней профилактика. Потеря ВВП от некачественного здравоохранения и отсутствия должной профилактики в России, по данным экспертов, составляет от 15 до 20 процентов в год, это около 20 триллионов рублей. 

Финансирование здравоохранения – базовый показатель состояния системы и страны. В России по итогам 2019 года общее государственное финансирование составило 3 с половиной процента от ВВП. В 2020 году, благодаря вливаниям в связи с пандемией расходы на здравоохранение составили 4,1 процента ВВП, но они снижаются, и в 2023 году составят не более 3,6 ВВП – та же величина, с которой начинали. 

Совершенно очевидно, что минимально необходимых 7 процентов от ВВП, как требует ВОЗ, ожидать не приходится. К тому же имеет место резкая дифференциация финансирования по регионам, практически в три раза. По этой причине, несмотря на падение реальных доходов граждан, прогрессивно растет доля их частного вклада в оплату медицинских услуг и лекарств, которая по итогам докризисного 2018 года уже составляла 35 процентов, а по итогам 2020-го приблизилась к сумме 2 триллиона рублей. Именно столько наши граждане заплатили в прошлом году, чтобы заместить некачественную медицинскую помощь, оказываемую в государственных учреждениях. 

Недопустимо низкой, без учета ковидных выплат, которые постепенно отменяются, остается зарплата медработников при огромной нагрузке и ответственности, причем разница в оплате труда между различными регионами достигает четырех-пяти раз.

Недопустимо, когда в развитой стране доля государственных расходов на лекарственное обеспечение граждан составляет всего 20 процентов от потребности. По сравнению с другими странами РФ находится в конце. 

Но простым вливанием денег, без четко разработанного плана и программы, ожидаемого результата не будет. Пример – это экстренно выделенные в 2020 году значительные финансовые ресурсы, плюс 30 процентов приблизительно из всех источников. Они не дали эффекта, потому что валовая добавочная стоимость практически не выросла и фактически все деньги были съедены высокими ценами и затратами. 

Системные проблемы отечественного здравоохранения привели к тому, что мы не только плохо справились с COVID, несмотря на официальные пафосные заявления, по основным демографическим показателям и по показателям здоровья, наша страна откатилась на уровень стран третьего мира. В рейтинге ООН, по итогам 2019 года, Россия – на 95-м месте, рядом с Нигером и Алжиром. 

Ожидаемая продолжительность жизни в РФ, по итогам 2020 года, упадет на два года. Это будет на 10 лет меньше, чем в развитых странах. Стандартизированный коэффициент смертности от болезней системы кровообращения в России в два раза выше, от злокачественных новообразований – в полтора раза выше, от инфекционных заболеваний – в три раза выше, чем в развитых странах мира. 

В результате предотвратимые людские потери в нашей стране составляют ежегодно не менее 500 тысяч человек, именно такое количество людей можно было бы сохранить, оставить в живых, но, к сожалению, отсутствие соответствующей политики, отсутствие адекватного финансирования приводит к этим колоссальным, чудовищным потерям на фоне непростой демографической ситуации. 

Но что сделало правительство РФ? Может, объективно проанализировало ситуацию? Нет. Увеличило финансирование на будущие годы? Тоже нет. Разработало экстренную программу действий? Мы ее тоже до сих пор не видели. Правительство, воспользовавшись ситуацией с COVID, внесло изменения в программу развития здравоохранения и перенесло достижение практически всех целей, запланированных на 2024 год, уже на 2030 год. Все цели – ожидаемая продолжительность жизни, снижение смертности, всех показателей, неприлично высоких для цивилизованной страны, всё перенесено на 2030 год. А там, как говорится, или ишак сдохнет, или падишах помрет. 

Государственная система здравоохранения РФ находится в глубоком кризисе. Вывод ее из этого состояния становится важнейшей задачей. Для этого мы, КПРФ, требуем принять комплекс мер, сформулированных в нашей программе. 

Первое – обеспечить адекватное финансирование отрасли с поэтапным увеличением финансирования до 7 процентов от ВВП. Без этого никакие дальнейшие успехи просто нереальны.

Второе – воссоздать единую государственную систему здравоохранения, где объемы качества медицинской помощи не зависят от места проживания гражданина. Если мы живем в единой стране, если мы единое федеральное государство, у нас не должны жители проблемных, дефицитных регионов оставаться без качественной доступной медицинской помощи. 

Пора восстановить отраслевую систему оплаты труда работников здравоохранения с твердой окладной частью, о чем правительство тоже нам говорит уже не один год. Причем независимо от региона проживания, с внедрением федеральных нормативов в нагрузке медицинских работников. Сейчас в одном регионе на одного врача-хирурга приходится 20 коек, в другом – уже 40 коек. То есть одна и та же работа, одни и те же пациенты, а нагрузка вдвое больше, а разница в зарплатах, повторяю, в пять раз.

Третье – внедрить в РФ государственную систему обязательного лекарственного обеспечения или страхования всех граждан. Такая система работает практически во всех развитых странах, включая страны постсоветского пространства. Независимо от доходов, места проживания каждый россиянин должен иметь право на бесплатное получение необходимых лекарств, потому что лекарство в современных условиях – это жизнь, все это прекрасно понимают.

Самое главное, что определенную долю ответственности за то, что происходит в стране, за вот эти 500 тысяч неспасенных жизней несет, в том числе, и Госдума, которая на протяжении этого созыва в течение пяти лет так и не приняла адекватных мер по финансированию здравоохранения, так и не сделала приоритетом государственной политики развитие отечественной медицины, в результате чего страдают все.

Думаю, что в ковидный год в этом убедились и депутаты, когда границы были закрыты, и выехать для получения медицинской помощи в зарубежных странах стало невозможно. 

Здравоохранение – это не какая-то черная дыра, куда утекают деньги. Здравоохранение сегодня – это развитие человеческого потенциала, здравоохранение – это потенциально дополнительные средства нашего бюджета и, повторюсь еще раз, это 20 процентов потерянного ВВП из-за отсутствия нормального, качественного здравоохранения в России. Это 20 триллионов рублей, если мы переведем на рубли, а если переведем на налоги, то это как раз та сумма, которой сегодня нам не хватает для того, чтобы адекватно финансировать нашу систему здравоохранения. Этот порочный круг необходимо разрывать и реализовывать названные меры.

 

 

Другие материалы номера