30 марта исполнилось тридцать лет с того момента, как кораблю был придан статус музея. В этот день в помещении Октябрьского райкома КПРФ города Иркутска состоялся показ документального фильма «Последний броненосец священного моря», посвященного истории ледокола.
Фильм снят командой иркутских коммунистов во главе с депутатом Законодательного собрания, первым секретарем Свердловского райкома партии Анатолием Обуховым и секретарем горкома по идеологии Евгением Тугариным, на канале которого в YouTube фильм может посмотреть любой желающий.
Пароход-ледокол «Ангара» был спущен на воду в июле 1900 года и ныне является одним из старейших сохранившихся ледоколов в мире. В России это один из пяти существующих ледоколов дореволюционной постройки.
Напомним, в те годы шло строительство Транссибирской магистрали. Когда железная дорога «уткнулась» в Байкал, перед строителями встала сложная задача прокладки железнодорожного пути вдоль южного гористого берега озера. Строительство Кругобайкальской дороги затянулось на несколько лет и было завершено в 1906 году, а до того момента для перевозки вагонов с западного на восточный берег (из порта Байкал к станции Мысовая, ныне это город Бабушкин в Бурятии) использовался паром-ледокол «Байкал». «Ангара» выполняла при нем вспомогательные функции, помогая дробить толстые льды, а также перевозя пассажиров. К январю лед на Байкале становился слишком прочным для работы ледоколов, и временные железнодорожные пути прокладывались прямо по нему, корабли же становились на «отдых».
После того как строительство Кругобайкальской магистрали было завершено, «Ангара» более десяти лет пребывала в бездействии. Второй этап в жизни корабля связан с драматичными событиями Гражданской войны в Восточной Сибири.
В июле 1918 года Иркутск был взят белогвардейскими формированиями, но побережье Байкала оставалась в руках красных. «Байкал» и «Ангара», к тому времени национализированные советской властью и приспособленные для пассажирских перевозок, были включены в состав военной Байкальской флотилии. Они представляли собой серьезную угрозу для продвигающихся вдоль побережья белогвардейских отрядов и войск интервентов (в лице Чехословацкого корпуса): благодаря ледоколам красные десанты могли высаживаться в разных местах побережья, а также обстреливать войска противника с воды.
Генерал Гайда, командовавший Чехословацким корпусом, позже писал: «Переправе грозили несколько опасностей, прежде всего со стороны неприятельской флотилии, которая могла передвигаться в три раза быстрее, чем наши колесные речные пароходики, тем более что они еще и буксировали баржи. Винтовые пароходы большевиков были настоящими великанами по сравнению с нашими миниатюрными пароходиками и, заметив их, могли бы несколькими орудийными выстрелами потопить всю мою экспедицию».
Тем не менее белые прорывались на восток. Их стратегической целью был разгром красных в Восточной Сибири и выход к Тихому океану, откуда к ним шла помощь от иностранных «друзей» – Японии, США и Англии.
В августе 1918 года состоялось Посольское сражение, в ходе которого красные войска в Восточной Сибири были разбиты и перешли к партизанской тактике. Ледокол «Байкал» сгорел, «Ангара» же отошла к восточному побережью Байкала, где красноармейцы сошли на берег и присоединились к отходящим на восток красным частям, а сам ледокол под управлением гражданской команды вернулся в село Лиственничное (ныне Листвянка) и сдался белым.
В январе 1920 года на борту «Ангары» развернулась трагедия. Отступавшие под ударами Красной армии и партизанских отрядов из Иркутска колчаковцы, погрузившись на ледокол, захватили с собой 31 заложника из иркутской тюрьмы – членов и сторонников эсеро-меньшевистского Политцентра, выступавших как против колчаковского режима, так и против красных. Арестованных по одному выводили на палубу, заставляли раздеться (под предлогом выдачи им нового белья), после чего били по голове деревянной колотушкой, которой скалывали с корпуса судна лед, и выбрасывали за борт. Среди убитых был, в частности, отец будущего академика-историка А.П. Окладникова.
В последующие годы ледокол «Ангара», вернувшись в состав красной Байкальской флотилии, выполнял важную геополитическую миссию, одним своим присутствием на Байкале сдерживая планы японских милитаристов. Затем, в 30–40-х годах, его функции были более мирными: корабль обходил байкальские маяки, доставлял туда грузы, буксировал баржи с рыбой…
Как отметил в фильме Константин Пашков, научный сотрудник Иркутского областного краеведческого музея (отделом которого ныне является ледокол), сохраниться до наших дней «Ангаре» помогла пресная байкальская вода. В отличие от многих других ледоколов, век которых – например, знаменитого «Ермака» – укоротило именно то, что они бороздили соленые волны океанов, и морская вода просто «съела» их корпуса.
В 60–70-х годах ледокол использовался ДОСААФ как учебное судно и стоял в одном из заливов Иркутского водохранилища. В 1979 г. он занял свое нынешнее место в микрорайоне Солнечный, но прошли еще годы, прежде чем по инициативе ВООПИиК и бывшего председателя Иркутского горисполкома Н.Ф. Салацкого ему был придан музейный статус.
После показа фильма состоялось обсуждение работы, а также рассказ Анатолия Обухова о тех эпизодах эпопеи ледокола «Ангара», которые в фильм не вошли по соображениям хронометража и по другим причинам. Участники мероприятия делились своими воспоминаниями, связанными с историей ледокола. При помощи карты Байкальского региона присутствующие получили наглядное представление о том, как проходила Гражданская война в Восточной Сибири и боевые действия в акватории озера Байкал.
Анатолий Обухов планирует продолжить работу, связанную с историко-революционными событиями в нашей области. В марте 2022 года будет отмечаться 100-летие со дня гибели Нестора Каландаришвили – партизанского командира, анархиста, ставшего большевиком, имя которого носит улица в центре Иркутска. К этому времени намечено снять еще один документальный фильм, посвященный судьбе легендарного партизана, потомки которого и сегодня живут в нашем городе.