Не прошло и двух лет с момента его кончины, как чинуши из Министерства образования под видом пресловутой оптимизации затеяли слияние Алфёровского университета с Политехом. Этот коварный план уже давно вызревал в чиновничьих головах, но авторитет Жореса Ивановича и его мировое признание всякий раз спасали ситуацию. Хотя в последние годы сохранение университета давалось колоссальными усилиями.
«Недавно прошло сообщение, что правительство выделяет на развитие науки 300 миллиардов рублей. Нам нужна из этой суммы одна тысячная. Если эти деньги не раздобудем, университет развалится, люди уйдут. В таком возрасте столь серьезная ситуация у меня возникла впервые. Потому что до этого мне удавалось просто за счет моего имени добывать средства. Но сейчас мне физически невозможно делать то, что я делал раньше», – в своем последнем интервью признавался Жорес Иванович.
Для любого развитого государства подобные тенденции покажутся дикостью: уничтожать то, что обеспечивает прекрасную перспективу науке Отечества. Для любого, но не для олигархической России, где новости о ликвидации школ, университетов и даже академий стали будничными. Налицо превращение образования и науки в услугу, основная цель которой, по мнению чиновников, – извлечение прибыли любой ценой. Имеет место также и сведение личных счетов: известно, что при жизни у Алфёрова были конфликты с Ковальчуками, Чубайсом и другими на почве их политики по развалу образования и РАН.
Но как бы то ни было, в самом университете готовы постоять за свою альма-матер! Преподаватели, ученые и, главное, студенты полны решимости к сопротивлению – в каждом их слове и действии чувствуется алфёровская закалка. Это они сегодня вместе с коммунистами и комсомольцами по всей стране стоят в пикетах, собирают подписи и привлекают внимание широкой общественности к грозящей катастрофе. Неудивительно, что коллектив университета не побоялся открыто заявить свою позицию прямо в его стенах журналистам «Советской России».
Первым представителей независимой народной газеты радушно встретил Дмитрий Алексеевич Паршин – доктор физико-математических наук, профессор, преподаватель кафедры теоретической физики. Ученый с удовлетворением вспомнил, как создавался университет Алфёрова и физико-технический лицей, сколько усилий было приложено к этому процессу. Дмитрий Алексеевич признался, что для работающих в университете – это не просто учебное заведение, но и, без преувеличения, второй дом.
— Вы знаете такой вуз, где бы каждые два года проходили съезды нобелевских лауреатов? А у нас так было. Я помню, как мои студенты первого курса слушали лекции мировых светил науки, как у них горели глаза, как им хотелось работать и творить, чтобы стать частью общества великих ученых. Для меня было очень больно услышать о том, что все труды Жореса Алфёрова и его команды уничтожаются прямо на глазах. Такого не должно быть, ведь у нас особенный вуз. Я до сих пор преподаю в стенах университета вместе со своими студентами и выступаю в научных журналах. По количеству публикаций в специализированных изданиях Алфёровский университет стоит на порядок выше огромного количества российских вузов. Это наша научная традиция, – эмоционально начал беседу Дмитрий Алексеевич.
Наш собеседник подчеркнул колоссальную роль советской власти и Жореса Ивановича, как вдохновителей и гарантов научных достижений и побед:
— Хочу сказать большое спасибо СССР. Это государство вырастило и воспитало такого великого человека, как Жорес Алфёров. В мире оценен его огромный вклад в науку! И сегодня обучение в школе и университете очень тесно связано с отношением Алфёрова к науке. Оно на самом деле необычно. У нас, в отличие от большинства учебных заведений, присутствует индивидуальный подход ко всем студентам. Мы стараемся определять таланты каждого ученика, чтобы ему было проще их реализовывать, а не ограничивать ребят рамками образовательных стандартов. Была разработана уникальная программа образования, которая включает в себя большое количество академических часов по алгебре и физике, что позволяет более детально изучать данные направления, а не довольствоваться лишь поверхностными знаниями.
Дмитрий Алексеевич весьма скептически относится к совместному будущему Политеха и Алфёровского университета. На наш вопрос, к каким последствиям это приведет, он с тяжелым сердцем ответил:
— Безусловно, университет потеряет свой статус и величие при объединении. В Политехе нет факультетов, и это говорит о том, что и наши будут ликвидированы при слиянии. Что касается преподавательского состава, то в первую очередь уволят всех независимых, тем более оппозиционно настроенных педагогов. А для остальных создадут такие условия, что мало кто выдержит. В Политехническом университете люди умирают под нагрузкой академических часов: с каждым годом нагрузки возрастают, а зарплаты не увеличивают. У нас же наоборот. Зарплаты достойные, да и часы распределены равномерно. От таких показателей очень зависит эффективность обучения: чем сильнее устает педагог – тем она ниже. Университет Жореса Алфёрова – плодоносный феномен. Ту кампанию, которую сейчас Министерство образования разворачивает против него, можно назвать только «кощунством». А ведь пути выхода из кризиса есть. Во-первых, необходимо срочно увеличить финансирование со стороны государства. Во-вторых, объявить конкурс на выбор ректора, естественно, без участия ректора Политеха. В-третьих, можно отдать университет под попечительство нобелевских лауреатов. При всех других вариантах наследие Алфёрова просто истает, а ведь здесь работают лучшие физики мира и воспитываются будущие ученые с большой буквы.
Эстафету общения с журналистами охотно принял от Дмитрия Алексеевича выпускник Академического университета, ныне преподаватель вуза Федор Борисович Свинарев. Он всецело разделяет мнение, что слияние двух вузов – это колоссальный удар для наследия Алфёрова, а, стало быть, и всей российской науки. Федор Борисович также не понаслышке знаком с внутренней атмосферой вуза. Еще недавно, будучи совсем юношей, Федор совершил осознанный выбор и поступил на первый курс Алфёровского университета в 13 лет, досрочно освоив школьную программу. С тех пор вся жизнь молодого студента связана с университетом: сейчас ему всего 24 года, а он уже обучает новое поколение физиков.
— Этот вуз должен был существовать в рамках Академии наук, но 7 лет назад ее расформировали. Я думаю, что уже тогда судьба Академического университета была предрешена. Конечно, это очень плохо для всех нас. Для студентов и преподавателей университет – это важнейшая часть жизни, именно в нем выросли и сформировались как личности. Сложно представить, что скоро мы можем навсегда потерять родное для нас место.
К сожалению, решения принимаются в Москве. Был назначен ректор, который никакого отношения к нашему вузу не имел. Человек из Политеха, который еще при жизни Жореса Ивановича явно метил на его место любой ценой. Самое обидное, что Жорес Алфёров продвигал совершенно другого кандидата, но к его мнению властные лица не прислушались. Для того, чтобы понять, что стоит ожидать от объединения, надо вспомнить, как создавался вуз. Когда Жорес Иванович отделял свой университет от Политеха, физико-техническое направление, на котором учились и творчески развивались его студенты, ликвидировали, так как «осталось мало обучающихся». Сейчас же такие сложные направления, как физика космоса и биоинформатика сольют с другими направлениями, и они просто пропадут. Все, что с таким трудом создавал Алфёров, будет уничтожено. Что касается преподавателей, то оставят только более лояльных, чтобы не платить лишние деньги, а сегодня, между прочим, зарплаты в АУ в два раза выше. Естественно, при переходе их сократят. Средний уровень знаний студентов снизится, поскольку в Политехе он в несколько раз ниже. Нагрузка, напротив, увеличится на всех. На лекциях, семинарах, экзаменах и пересдачах будет в 2–3 раза больше студентов. Разве можно при таком подходе рассчитывать на какие-то выдающиеся успехи учеников? Жорес Иванович так хотел, чтобы в его университете всегда была свобода, чтобы студенты пробовали что-то новое, нестандартное. А теперь все его высокие цели упорно пытаются свести к сугубо финансовым вопросам, как, впрочем, и всю систему образования в целом.
Не остались в стороне от общения и студенты, которые всей душой переживают за вуз и регулярно выходят на пикеты в его поддержку. Студент первого курса, ленинградский комсомолец Илья Куимов и четверокурсник Владимир Пирогов сошлись во мнении, что объединение двух вузов – порочный и губительный путь деградации и упадка. Студенты нашли постановление Министерства образования, в котором декларировалось, что в России не должно остаться «маленьких» университетов, а маленькими они будут считать те, где учится меньше пятисот студентов. В Алфёровском университете учатся 234 студента, поэтому, по мнению Министерства образования, он не имеет право на существование. Зато, по его же мнению, имеет право на жизнь университет свободных искусств и наук, отделяющийся от всё того же Политеха. Разница лишь в том, что им будет руководить либерал Кудрин, а система обучения будет выстроена целиком и полностью по западным лекалам. Что и говорить: во всей красе двойные стандарты власти, которыми пронизана вся жизнь в современной России.
Илья и Владимир вместе с товарищами полны решимости отстоять родной и любимый университет. Их неоднократные уличные акции – это только начало тяжелого пути, который предстоит пройти студентам, преподавателям и всей научной общественности, чтобы сохранить наследие Алфёрова. Сегодня, кстати, к борьбе подключились депутаты Законодательного собрания СПб и Государственной думы ФС РФ, которые атаковали запросами и обращениями соответствующие ведомства.
Подводя итог беседе, хочется сказать, что, конечно, крайне тяжело и больно смотреть, как действующая власть пытается в лице Алфёровского университета похоронить остатки научных заделов и творческих замыслов даровитой мысли. Но ученики и продолжатели дела Жореса Ивановича не собираются сдаваться, и нет никаких сомнений в том, что будут верны его идеалам до конца. Они точно понимают, за что и во имя чего борются. На кону ни много ни мало будущее России!