В 1991–1992 годах происходит контрреволюция и отказ от социализма. Вопреки референдуму о сохранении СССР, когда 76% жителей высказались за его сохранение, Ельцин и его окружение втянули страну в капитализм. В общественном развитии такой переход рассматривается как переход к прошлому, так как страна там была до 1917 года.
И тридцать лет повторного нахождения страны в системе капитализма приводит страну к распаду. Мы начинаем привыкать как к нормальному явлению, когда ежегодно горят леса, ежемесячно взрываются от газа дома, падают самолеты, только за 2021 год в России произошло свыше 20 крупных авиационных катастроф, расстрелы в школах, деградация медицины и образования, пожары в торговых центрах, взрывы в шахтах с гибелью людей, резко сокращается численность населения. В мирное время наблюдается ежегодное сокращение рождаемости, увеличение смертности и превышение ее перед рождаемостью. За 30 лет мирного времени численность населения России снизилась на 25 млн, из них русских стало на 20 млн меньше.
Экономика России, в том числе по показателю ВВП, не растет и находится в пределах статистической погрешности 1%. Удельный вес в мировой экономике составляет 0,8%, в советское время при социализме он составлял порядка 9%. Численность в СССР росла ежегодно в пределах 1 млн в год, а экономика росла в пределах 4%. Сейчас многие отрасли народного хозяйства попали под внешнее управление. Торговля – на 80%, производство металла, машиностроения, авиастроение, пищевая промышленность находятся на 40–50% под контролем западных фирм. Иностранные гиганты контролируют почти 60% рынка молока, 80% – замороженных овощей и фруктов, 90% – плодоовощных консервов, 80% – производства пива. Куда и как же дальше страна должна двигаться? Правые, либералы утверждают, что лимит на революцию исчерпан. В октябре 2021 года в Сочи на Валдайском форуме президент В.В. Путин заявил, что модель капитализма в мире себя исчерпала.
Естественно, возникает вопрос: зачем Россию втянули в капитализм? Левые партии и КПРФ считают, что только новый или обновленный социализм выведет страну из капиталистического кризиса и обеспечит ее нормальное существование. Такое признание главы государства о крахе капитализма приводит к необходимости осмысления ошибочности и нецелесообразности капиталистического пути развития России. По Ленину – это шаг вперед, два назад. То, что капитализм – тупиковый путь развития, было признано еще в 1992 году на Всемирной конференции в Рио-де-Жанейро под эгидой ООН. Генеральный секретарь этой конференции ООН Маркус Стронг, подводя ее итоги, отметил, что модель развития, применяемая богатыми западными странами капитализма, исчерпала себя и ее повторение может привести человеческую цивилизацию к краху. Руководство России – в то время Б. Ельцин и его окружение – не прислушалось к такому выводу. Уже тогда можно было предположить, что Россия и идет к такому краху. И действительно, через 30 лет президент России В. Путин, видимо, не зная о выводах этой конференции, самостоятельно пришел к такому выводу. Китайское руководство и КПК прислушались и подтвердили свое стремление к социалистическому пути развития. И сегодня Китай с его социалистической экономикой по многим позициям опережает Запад и США. На той же конференции в Рио-де-Жанейро был признан преждевременным и нецелесообразным отказ России от социализма.
Складывается впечатление, что наша страна 30 лет двигалась не в том направлении, в результате потеряла свой экономический, политический потенциал, оставшейся от СССР, и авторитет в мировом пространстве и ООН. Вот и возникает вопрос: где наше будущее? Капитализм в тупике, а ориентация на социализм на примере России – возврат в прошлое, когда она в составе СССР впервые в мире уже шла по этому пути и добилась колоссальных успехов. Глядя на успешное прорывное развитие Китая, напрашивается вывод, что может быть этот путь и есть наше будущее. И запоздалый вывод В. Путина на Валдайском форуме о том, что нынешняя модель капитализма себя изжила, может оказаться пророческим. Остается только ждать и наблюдать, как наша буржуазная власть и патриотическая оппозиция будет выходить из капиталистического тупика.