США и НАТО отвергли ключевые требования российского ультиматума по гарантиям безопасности, включая отказ от расширения НАТО и вступления в блок Украины и Грузии.
«Мы сохраним принцип открытых дверей» альянса, заявил глава Госдепа Энтони Блинкен, комментируя письменный ответ, который в среду вечером доставил в здание МИДа посол Джон Салливан.
Он добавил, что Россия не может диктовать, какие страны могут или не могут вступать в НАТО (цитата по Bloomberg).
В то же время, американский ответ содержит и ряд «весьма позитивных» моментов, сказал Блинкен: «Мы указали на сферы, где, по нашему мнению, мы могли бы укрепить безопасность для всех, включая Россию».
«Мы открыты к диалогу и предпочитаем дипломатию», – сказал глава Госдепа, добавив, что теперь решение за российской стороной, при этом США рассматривают «все варианты» санкций в случае эскалации вокруг Украины.
Генсек НАТО Йенс Столтенберг, проводивший пресс-конференцию вскоре после Блинкена, подтвердил: блок не откажется от принципа «открытых дверей».
НАТО, по словам Столтенберга, готово обсуждать вопросы размещения ракет, контроля над вооружениями и прозрачности военных учений, а также предлагает установить прямую линию связи и возобновить работу совета Россия–НАТО.
Альянс будет усиливать свое присутствие в Черном и Балтийском морях, ждет от Москвы
«немедленной деэскалации» и требует вывести войска из Украины, Грузии и Молдавии, где они «размещены без согласия» этих стран, заявил он.
Блинкен также заявил, что рассчитывает на разговор с главой МИД РФ Сергеем Лавровым в ближайшие дни для проработки следующих этапов переговоров.
Он отметил, что США «открыты к диалогу, мы предпочитаем дипломатию».
Ответ США на предложенные Москвой гарантии безопасности не может удовлетворить Россию и не может быть принят, заявил РИА Новости первый замглавы международного комитета Совета Федерации Владимир Джабаров.
Он добавил, что Россия подготовит ответ после консультаций с союзниками, в том числе Китаем.
Замглавы МИД РФ Александр Грушко дал понять, что быстро это не произойдет. «Почитаем. Изучим. Партнеры наш проект изучали почти полтора месяца», – сказал он.