Реинкарнация: автомобиль минус АВС и подушки безопасности

История автомобильной марки «Москвич» в постсоветские (да даже и в поздние советские) годы была извилистой и прихотливой. В 1990-е пассажиры фиолетовой ветки метро, проезжая открытый участок у станции «Текстильщики», могли наблюдать бесконечные табуны нераспроданных машин «Москвич-2141» под снегом и дождем. А каких только марок не присваивали продукции завода АЗЛК: и ALEKO, и «Юрий Долгорукий», и «Святогор», и «Иван Калита», толку, однако, было не так много. Сам завод, менявший хозяев, менял и имена – вплоть до «Автофрамоса». Остановились было на Renault Россия, но ситуация изменилась.

Теперь, когда французский хозяин Renault покидает Россию, Москва взяла завод снова на баланс. И планирует выпускать «Москвичи» уже в этом году, а в ближней перспективе еще и электромобили. Стратегическим партнером будет «КамАЗ», хотя он и производит тяжелые грузовики. Что в итоге получится за машина, любители страстно гадают, но по наиболее основательным слухам что-то китайское.

В государственную собственность переходит и «АвтоВАЗ», от которого тоже отказывается Renault, имевший там большую часть пакета. Французская доля переходит Российскому государству в лице института НАМИ, по словам министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, символически, за рубль. Здесь, правда, Renault сохраняет право выкупа своей доли в течение шести лет. Но что за машины будут производить? Пока «АвтоВАЗ» берется отвечать за сервис машин Renault в России.

Рассуждая о том, как может развиваться ситуация, эксперты высказывают разные мнения. «Ну я хочу напомнить, что несколько лет назад небезызвестный Михаил Прохоров пытался электромобиль производить в России – и довольно быстро отказался от этих иллюзий», – заметил председатель движения автомобилистов России ДАР Виктор Похмелкин.

«С моей точки зрения, российский автопром мог существовать только в условиях партнерства с иностранными компаниями, – полагает эксперт. – Мы упустили тот момент, когда можно было на собственной основе это развивать. Прежде всего за 70 лет советской власти, когда автомобильный транспорт был не в почете, и мы в автомобилестроении очень сильно отстали. Боюсь, что отстали навсегда».

За последнее время были сделаны правильные шаги, созданы совместные предприятия, и в РФ стали производить хорошее машины, отметил Похмелкин. «Сейчас, если мы будем все делать с нуля, никаких хороших машин создать не сможем, – считает он. – В ближайшие 10 лет точно. Даже если подключить самые лучшие умы! Кроме того, сейчас хлынет китайский автопром, который гораздо лучше нашего развит. В лучшем случае появятся совместные предприятия с ним».

Схожего мнения придерживается и руководитель межрегиональной общественной организации «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. «Какой „Москвич“ возродить? Карбюраторный, что ли? Ну, видимо, да. Потому что правительство уже предложило идею разрешить двигатели „Евро 0“ выпускать. Это и есть „Москвич“ карбюраторный! Что тут оценивать?».

«АвтоВАЗ» показал, точнее, санкции показали, что у нас не существует отечественного автопрома, – констатировал Лысаков. – Есть Renault, Ford – эти компании получали огромные таможенные преференции и льготы налоговые – ради чего? Чтобы у нас локализация была. В КНР за два года 80% научились делать сами! А у нас сколько лет они работают – локализация 30–40%. И получилось, что мы не можем «Ладу» эту несчастную выпускать, потому что мозги управления двигателем нам поставляла компания Bosch. Сейчас она их не поставляет – и конвейеры встали. Не могут сделать элементарную вещь, машинка-то простая. Не смогли заместить за столько лет!».

«Минпромторг уже заявлял, что электромобили у нас будут к 2022 году, а водородные к 2023-му, – напомнил Лысаков. – Где они? Ими не пахнет!».

В то же время руководитель общественного движения «Федерация автовладельцев России» Сергей Канаев напомнил о насущной необходимости сохранить в РФ автопром во что бы то ни стало хотя бы потому, что в нем заняты множество рабочих.

«Да, китайцы нам рынок насытят за полгода, но и свое производство надо сохранять, – подчеркнул Канаев. – И будь то „КамАЗ“, „АвтоВАЗ“, сейчас это вообще неважно. Смеяться над этим не надо, смеяться над нами будут другие, когда у нас вообще исчезнет вся отрасль. Много ругали наши смешные машины типа „Лада-Гранта“, а вы понимаете, что в условиях санкций это единственные машины, которые неотключаемы? Любой Mercedes с 2012 года, все импортные машины можно отключить, остановить на дороге. Когда я это говорил, все смеялись. И вот мы до этого дожили. В ближайшие 10 лет с поставками нам хороших автомобилей будет все очень сложно. Ну да, будут поставлять запчасти, параллельный импорт, но как и по какой цене будут ввозиться к нам хорошие машины?»

А то, что на «Москвиче» собираются делать электромобили, это, по мнению Канаева, и вовсе самое лучшее и правильное, что можно в нынешних условиях там делать. «У нас всегда была проблема прежде всего с двигателями, – отметил эксперт. – На электромобиль нужен инверторный двигатель. А вот с ними у нас проблем-то и нет, начиная с атомной энергетики. Вопрос в том, сколько это все будет весить и стоить, но тем не менее…»

Другие материалы номера