Самарскому заводу «Рейд-1» предстоит пройти очередную процедуру торгов. Такой вывод можно сделать из решения Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда.
ЗАО «Рейд-1» – правопреемник завода «Рейд». Он располагается на улице Неверова, 39, в поселке Шмидта (Запанском). В советские годы предприятие относилось к военно-промышленному комплексу. Оно производило системы защиты и управления для атомных реакторов военно-морских судов. Позже завод стал приборостроительным. Там выпускали системы автоматики и защиты ядерных энергетических установок, приборы измерения давления и уровня жидкости, пишет сайт «Самара без формата».
Самарский завод «Рейд» был создан за 11 дней до начала Великой Отечественной войны – 11 июня 1941 года – по приказу Наркома сельского хозяйства РСФСР . Сначала он назывался мотороремонтный завод «Россовхозтранса». Предполагалось, что предприятие займется производством компонентов для сельхозтехники, ее обслуживанием и ремонтом. Однако трудиться по мирному профилю заводу так и не довелось.
Уже 19 августа, когда фашист рвался к Москве и завершалось окружение крупной группировки КА под Киевом, в соответствии с Указом Верховного Совета СССР куйбышевский завод был передан в ведение Наркома судостроительной промышленности и переименован в «Завод №238». Сначала он выпускал тралы и корпуса для 45-мм осколочных гранат. Затем в номенклатуре предприятия появилось электрооборудование для танков.
В течение первых 20 лет после ВОВ заводу 5 раз пришлось переходить из одного ведомства в другое. И, наконец, в 1965 году завод вернулся в «родное» МСП, его «прикомандировали» к 5-му главному управлению министерства. Предприятию доверили производство электромеханического и радиоэлектронного оборудования для флота. В 1966 году предприятие получило «понятное» название – Куйбышевский приборостроительный завод.
На заводе выпускали системы защиты и управления для атомных реакторов военно-морских судов, системы автоматики и защиты ядерных энергетических установок, приборы измерения давления и уровня жидкости. Завод в свое время принимал участие в создании ледоколов «Ленин» и «Сибирь», всех подводных лодок второго и третьего поколения.
В ноябре 1991 года предприятие было передано в ведение Министерства промышленности РСФСР, в декабре 1991-го переименовано в Самарский завод «Рейд». После развала СССР ведомственная чехарда на «Рейде» не закончилась. По мнению экспертов, именно ведомственная чехарда сыграла критическую роль в печальной судьбе «Рейда». У завода не было настоящего хозяина. Высокие госслужащие футболили «Рейд» из одного министерства в другое, никто не захотел за него отвечать, встраивать в собственные системы отраслевой кооперации, загружать госзаказами. И это при том, что завод выпускал уникальную продукцию для оборонки, в том числе – монопольную. Завод на собственном опыте пережил классическую пословицу «У семи нянек дитя без глазу», иронизируют ряд специалистов. Абсолютно никакой помощи «Рейду» не оказали Министерство обороны и областные власти. Всю историю с «Рейдом» следуют расценивать как вредительство и даже диверсию, сокрушаются ряд экспертов.
В 2004 году завод включили в перечень стратегических оборонных предприятий и тут же стали банкротить. Чудес не бывает: многолетнее чиновничье безразличие и хроническое недофинансирование подвели «Рейд» к крайней черте.
На «обломках» «Рейда» образовали «Рейд-1». Наследник сам оказался в таком же положении. И процедура не завершилась до сих пор. В 2019 году стало понятно, что для перспективных разработок Российского флота технологии самарского «Рейда» использоваться не будут. Проводить модернизацию руководство не стало. Хотя предприятия имело статус оборонного, была запущена процедура банкротства. А рабочих просто сократили – не погасив долги по зарплате.
Всего с завода «Рейд-1» было сокращено больше трехсот человек. Все они обратились в суды. Но и после получения решений взыскать заложенность по зарплате (порядка 50 млн рублей) не удалось. Чтобы расплатиться с долгами организации, имущество пустили с молотка. Но если в 2016 году цену устанавливали в размере 693 млн рублей, то спустя годы она значительно снизилась – до 312 млн в 2020 году. Но купили имущество завода значительно дешевле.
Стоимость сделки в 2021 году составила почти 50 млн, по сведениям сайта 63.ru. Покупателем стала Ольга Шаповалова – родственница самарского олигарха Алексея Шаповалова. Ольга Шаповалова приобрела корпуса № 1, 2, 3, 4, 5, 25, нежилое здание, здание компрессорной станции, станцию нейтрализации, мазутонасосную, ацетиленовую станции, трансформаторную подстанцию, котельную, склады лакокрасок и кислот, гаражи и ангары, теплопровод, водопровод, ливневой коллектор, недостроенные очистные сооружения, канализацию.
Завод «Рейд» стал жертвой сиюминутных корыстных интересов чиновников и местных дельцов. Чиновники посчитали, что на фоне якобы «деградирующих Вооружённых сил», продукция завода окажется просто никому не нужной. «Зачем помогать потенциальному покойнику, который не сегодня-завтра окончательно отдаст концы?» – примерно так рассуждали в московском и самарском Белых домах. Как отмечают специалисты, даже у властей Самарской области были все шансы спасти «Рейд». Его вполне можно было встроить в так называемый «аэро-авиа-космический кластер», которым так гордилась региональная администрация. Сегодня, в «эпоху ренессанса ВС РФ», продукция «Рейда» точно была бы востребованной…