Встреча с министром во фракции КПРФ

На встрече с фракцией КПРФ, состоявшейся в канун Нового года, Антон Алиханов, заступивший с мая 2024 года на должность министра промышленности и торговли после губернаторства в Калининградской области, обещал поднимать просевшую отечественную промышленность на базе российских разработок, оборудования и материалов. В своей работе он надеется на крепкую политическую поддержку коммунистов. 

Делясь министерскими планами с депутатами фракции, ее лидером Геннадием Андреевичем Зюгановым, который пристально следит за становлением оборонного комплекса, А. Алиханов демонстрировал решительный настрой «на возвращение РФ независимости, на обеспеченность государства всеми необходимыми средствами производства». Основной упор, говорил министр, «делаем на развитие станкостроения, современных обрабатывающих центров, промышленных роботов. …Особо учитываем… как сказал Геннадий Андреевич, потребности нашего ОПК, отраслей машиностроения, работающих в интересах связанных секторов экономики».

Заметен, по оценке Алиханова, рост военной промышленности, «продолжается реализация программы президента по обновлению основных фондов оборонных предприятий». И эта программа будет продлеваться, «чтобы завершить в ближайшие годы расширение мощностей, в том числе в спецхимии и в других оборонных направлениях».

Говорил министр и о принципиальных переменах: «Сейчас все сферы потребления повернулись лицом к отечественной промышленности, нет проблем с заказами. Только сроки выполнения очень сжатые, поэтому активно привлекаем к совместной разработке новой продукции научные организации, вузы, отраслевые сообщества и самих заказчиков».

 Вспомнили о советском опыте

«В правительстве, – по признанию Алиханова, – мы достаточно подробно обсуждаем возобновление советской практики научно-производственных объединений, она успешно себя зарекомендовала в нашей стране в предыдущие годы, необходимо к ней вернуться на новой технологической основе».

И, похоже, советская практика скоро даст результаты. Взяться за дело готовы вузы Новосибирска, Томска, Уральского, Южного федеральных округов. Ученые и производственники настроены на эффективную совместную работу.

Приходится министерству возвращать России и сырьевой суверенитет. «В тех отраслях, где используются химические вещества с применением редкоземельных металлов, мы фиксируем долгосрочные балансы, выстраиваем небольшие госпланы», – рассказал глава Минпромторга.

Но на пути положительных перемен встала зловредная ключевая ставка Центробанка в 21 процент. Теперь «возникли сложности с привлечением заемных ресурсов в условиях высоких банковских ставок. А наши производственные проекты отличаются большой капиталоемкостью, длинными сроками реализации и невысокой рентабельностью».

«Несколько лет мы боремся за спасение уникального завода, – обратился к Алиханову депутат-коммунист от Новосибирска Ренат Сулейманов. – Предприятие важное, мы же начинаем возрождать станкостроение, кроме того, оно успешно выполняет зарубежные заказы, сейчас строит станки для Индии. Но собственник завода не заинтересован в развитии производства. Он, как в 90-е, хотел бы обанкротить предприятие, убрать его и на расчищенной площадке строить дома… Я писал запрос в министерство с просьбой не допустить уничтожения «Тяжстанкогидропресс».

Министр обнадежил сибиряка:

«Действительно, по «Тяжстанкогидропресс» была попытка банкротства, чтобы порезать всё потихоньку на куски и перевести под стройку. Мы такой подход не поддерживаем. Был разговор с губернатором. Появился заинтересованный инвестор, который хотел бы заняться развитием предприятия. Министерство со своей стороны его готово поддержать финансовыми инструментами. Нам нужна номенклатура, которую производит завод».

Санкции санкциями, а в РФ, как в прежние годы, оптовая и розничная торговля принадлежат иностранным торговым сетям. Прохождение по ним отечественным товарам крайне затруднено. Отчасти по этой причине в РФ отстает производство товаров народного потребления.

Ситуацией обеспокоен Николай Арефьев. Он спросил министра, «что предпринимается, чтобы торговля была национальная и наши национальные товары доходили до россиян?»

Для Алиханова проблема не нова.

«Будем действовать через законодательное регулирование, правительство предлагает законопроект о «российской полке» с жестким регулированием вопроса о представленности российских товаров по конкретным позициям. Примем такой закон и постепенно будем расширять номенклатуру», – заверил министр.

Министерство возвращает автолавки и создает дополнительные стимулы для такой выездной торговли. Особенно они нужны в регионах Новороссии. Заодно развивается продовольственная кооперация и кооперации в торговле, что важно и необходимо.

 А что с авиастроением?

Депутат Артем Прокофьев (избран от Казани) решил прояснить, что происходит с производством в Казани самолета Ту-214. Выпуск машин неожиданно прекратился, авиаперевозчики отказываются их закупать. Ждут выгодного импорта?

Алиханов раскрыл механизм подготовки современного авиатранспорта. «Ввозится импортный самолет, но за него не платится ни таможенная пошлина, ни НДС, берется лизинг за рубежом под полтора-два процента. Самолет старый, но после капитального ремонта преподносится как новый. Для авиаперевозчиков такие закупки были выгодны. Отечественным машинам конкурировать с относительно недорогим бэушным импортом было практически невозможно. В итоге российское авиастроение разрушалось».

Крайне важно, подчеркивал Антон Андреевич, не допустить спекуляций, что якобы наша промышленность ничего не может, и надо вернуться к закупке иностранных самолетов. Если эта позиция возобладает, будет катастрофа…

«Мы вложили в самолетостроение огромный объем государственного ресурса, чтобы создать достаточно быстро свои машины. На самом деле в мире нет примеров, когда за пять-шесть лет и двигатель создается, и самолет под этот двигатель. Тут и научная работа, и расшивка капитальных мощностей по серийному строительству – это крайне амбициозная задача. Но нельзя отступать… Мы будем поддерживать казанскую площадку, Ту-214 – перспективная машина. Она будет востребована!»

Коммунисты одобрили решительность министра, в планах которого – сохранение отечественного автопрома, в частности, «АвтоВАЗа», расширение выпуска «Метеоров» на Зеленодольском судостроительном заводе. «В этом году началась поддержка маршрутов этих судов на Волге, Минэкономразвития и Минтранс выделили федеральные деньги на поддержку серийного производства этих кораблей», – добавил министр.

«Надеюсь, что общими усилиями и при государственном подходе министерства к производству, промышленности, мы выберемся из этого тупика, который называется «либеральный капитализм», – подытожил диалог фракции с министром Г.А. Зюганов

                                               Галина ПЛАТОВА

Другие статьи автора

Другие материалы номера