В массе тружеников земли такой классовой природы, в единстве с ними живу и я с ранней поры. Осиротевший из-за безвременной кончины отца, я с пяти лет стал помощником матери в заботах о младших сестренке да братике и о хозяйстве. Мама доит коров на молочно-товарной ферме колхоза, а у меня на присмотре наша корова, птица и огород – в трудах по мере взросления.
Итак, с чего начинается Родина? В селе – с коровы да огорода и держится на передовом сельском хозяйстве. Его развитие, в том числе и животноводства, – это была вся моя жизнь, работа на самых ответственных участках с защитой степени кандидата сельскохозяйственных наук, 21 год на посту директора государственного племенного завода «Победа» Кулундинского района Алтайского края.
В советскую эпоху наш племзавод шел в гору, содержал 4500 голов крупного рогатого скота и 30 тысяч овец. Поскольку и при капиталистических «реформах» его оставили в государственной собственности, то даже в сплошном погроме страны приватизацией наш трудовой коллектив практически полностью сохранил передовое хозяйство. Племзавод был внесен в список крупных, экономически и социально значимых организаций Алтайского края, входил здесь в пятерку лучших племенных хозяйств, неоднократно занимал призовые места по развитию племенного животноводства России.
И, конечно же, не без учета этого указом Путина в 2002 году нашу лучшую доярку Татьяну Андреевну Березенко удостоили почетного звания «Заслуженный работник сельского хозяйства России». Мы с ней побывали на торжествах в Большом Кремлевском дворце.
Мне редактор нашей районной газеты однажды сказал: «Коля, ваша «Победа» – как непотопляемый корабль. Все в 90-х годах развалились и пошли ко дну, а вы до сих пор на плаву».
Все убедились: для выживания и при капитализме мы должны по-прежнему дружно работать общиной и сберечь племзавод. Тем более что блеснула надежда. В 2005 году ехал на машине из Новосибирска и услышал по радио о поддержке сельского хозяйства. Обрадовался: ну, думаю, дожили до светлого дня.
Увы, рано радовался – поддержка оказалась лишь для штанов, и то не каждому, а для избранных. Заниженные цены на продукцию села убивают производство. Вот пример: и нашему заводу в четвертом квартале 2006 года требовалось 2 миллиона рублей компенсации за подорожавшее дизельное топливо. Но в управлении сельского хозяйства края сказали: «Пока Мякушко там сидит, не дадим».
Но, господа, я ведь тут же ушел, а вы все равно не дали. Вывели племзавод из государственной собственности и, как везде в ходе прихватизации, вопреки воле трудового коллектива, устроили по инициативе главы района А.Н. Лукьянова «спасение», а фактически растаскивание имущества по частным собственникам. Провели специально чубайсами рассчитанную на уничтожение производительных сил операцию банкротства под видом «финансового оздоровления предприятия».
Смысл узаконенного развала «Победы» показал журналист Юрий Горбачев в статье «Алтайский способ прикарманивания деревень», опубликованной в газете федерального округа «Сибирь: Момент истины». Конечно же, после проведенной по указанию главы края А.Б. Карлина проверки в акте написали: «Факты, изложенные в газете, не нашли своего подтверждения».
Однако затем и журналист газеты «Алтайская правда» А.С. Муравлев в обстоятельной статье «Беды «Победы» подтвердил факты бед, их причины и действия или бездействия подчиненных и власти, которые у читателя вызывают законные вопросы о ее губительной для народа буржуазной паразитической сути. «Слово «Победа» превратилось в слово «Беда». Около тысячи тружеников лишились работы, не получают зарплату. Пустуют производственные помещения. Закрыты детские сады и клубы. Безработица, бескормица, бестолковщина, безнадега…»
За прошедшие с тех пор полтора десятилетия ликвидируется и сама жизнь во многих селах. На землях племзавода хорошели восемь сел, а что с ними ныне? В Белоцерковке из 40 дворов пока дышат только 6. В Константиновне обезлюдели 60 квартир городского типа, в школе было 100 учеников, а сегодня – лишь 14, и т.д. Опустошение продолжается.
Уничтожен не только наш совхоз – советское хозяйство, но и крестьянские домашние хозяйства. С улиц Константиновки выгоняли на выпас два стада – сотни коров да отары овец. Сейчас во всем селе – несколько коров привязаны за колышки на лужайке у дворов.
Во избежание этой беды коллектив «Победы» стремился и после лихих 90-х сберечь свое единство – прежде всего, в государственной собственности, А у самой власти заслуга – дарение государственного племзавода частным дельцам. И сегодня вызывают ужас, например, открытые аукционы 2010 года по продаже имущества объявленного банкротом бывшего крупнейшего племзавода «Победа». Огромный набор различных сельскохозяйственных машин выставили на продажу по цене нескольких племенных быков. И в 2016 году племзавод окончательно вычеркнули из списка действующих предприятий. А ведь ему бы жить да жить!
В СССР вызванные неблагоприятными условиями долги хозяйств списывали, социалистическое государство создавало все возможности для развития предприятий во благо народа. А при навязанном России колониальном положении в глобальном капитализме?
Очень своевременная и правильная статья П.А. Пономаренко в «Советской России» от 2 апреля 2022 года «Как выбираться из лабиринта?» Автору 83 года, и он так же, как и я, не может спокойно смотреть на села – не плакать, а рыдать хочется. «Враги сожгли родную хату» – сразу приходит на ум эта песня.
И моя душа сегодня стонет: за что погибли на войне мои родные дед и прадед – чтобы кучка моральных уродов дорвалась до власти и издевалась над народом?
Ведь что сделали приватизацией и «финансовым оздоровлением» под маркой банкротства – бомбежкой не сделаешь. Господин Карлин в 2010 году забрал Лукьянова из района в край своим заместителем по сельскому хозяйству. И какова же тут роль личности и специалиста? Тем паче что как раз Лукьянов защитил в Москве кандидатскую диссертацию по теме финансового оздоровления.
Но независимо от ученых степеней присутствующих во власти всё в сырьевой колонии валится. Где гордость Алтайского края – соседний с нами целинный ордена Ленина совхоз «Кулундинский»? Крупнейший производитель зерна и продукции животноводства стерт с лица земли – о нем напоминает лишь малый остаток с тем же названием.
Уничтожение этой отрасли идет с ликвидации по банкротству племенных хозяйств. Особенно очевидно это в соседнем с нами Немецком национальном районе. В марте 2022 года проданы последние части убитого банкротством «Племзавода «Сибирь»: ветеринарный участок; машинный двор и контора дирекции. На днях оставленные с носом кредиторы заслушали отчет.
Объявленный в 2019 году банкротом колхоз «Племзавод имени Чкалова» в августе 2022 года по частям выставляется на торги.
Совсем недавно, в 2020 году, завершено уничтожение племзавода имени Карла Маркса.
В конце 2017 года здесь же полным поражением всех отраслей завершили жизнь племзавода «Колхоз «Победа». Все четыре племзавода в одном районе свидетельствовали о высоком развитии здесь животноводства и растениеводства, о благополучии в селах.
По сей день уже дольше пятилетки, с расчетом до конца нынешнего года, тянется распродажа по кусочкам «Линевского племзавода» Смоленского района.
В сентябре 2021 года отбросил копыта в пропасти банкротства племенной конный завод «Новый путь» Благовещенского района.
В июле 2022 года продолжалось начатое более трех лет назад банкротство племзавода «Сростинский» Бийского района, растут потери, теряют работу труженики ферм.
Входивший при социализме в число лучших хозяйств Сибири по разведению крупного рогатого скота герефордской породы госплемзавод «Чарышский» Усть-Калманского района был по бросовой цене продан частному собственнику, в некое княжество-чванство «Изумрудная страна». И, как и втянутые в эту «страну» еще около полусотни бывших колхозов да совхозов и десяток перерабатывающих предприятий, уже многие годы бьется в судороге искусственного банкротства.
Есть резон обратить особое внимание, прежде всего, на эти примеры. Если подвергаются разгрому, превращаются в развалины даже племенные заводы, авангард отрасли, то, что же происходит с массой товарных хозяйств и в целом с животноводством?
Дважды ордена Ленина Алтайский край в 1990 году содержал крупнейшее за всю свою историю стадо – 2 миллиона 42 тысячи голов крупного рогатого скота, а в 2021 году – лишь 649 тысяч, пока уцелело меньше третьей части былого. А уничтожены животноводческие фермы и содержавшиеся в них стада с поголовьем 1 миллион 400 тысяч голов – сколько мяса и молока от этого скота не получено только за один минувший год? А каков колоссальный вес потерь за все годы навязывания капитализма, разве не из-за такого ограбления вымирает народ? История знает такие примеры?
Безостановочная ликвидация животноводства ведется при полном замалчивании государственного преступления, хотя вот уже свыше 30 лет каждый месяц падение отражается в показателях отчетности. Так и на 1 июня 2022 года по сравнению с соответствующей датой предыдущего года поголовье крупного рогатого скота уменьшилось еще на 4,4%, при этом коров – на 4,5%.
Естественно, в такой же резне все отрасли животноводства. Из прежней отары в 1 миллион 600 тысяч овец и коз еще попадаются на глаза особи общим числом около 170 тысяч – почти десятая часть. Выращивали 780 тысяч свиней, теперь – около 350 тысяч. Ныне идет сокращение еще на 10–11%.
На преступное уничтожение животноводства пребывающие во власти закрывают глаза. Мы не видим – значит, и народ не видит, так и говорить не о чем. Однако и создаваемые при этом ослепительные рекорды зерна тоже закрывают провалы в другой базовой отрасли сельского хозяйства – в полеводстве.
И хотя Алтайский край был и остается чемпионом по размерам ежегодно используемых посевных площадей, но и сегодня является рекордсменом по их заброшенной части – в 1 миллион 200 тысяч гектаров. Вдобавок, с учетом заброшенных пастбищных и сенокосных угодий, в крае урезано производство кормов. Разве не на миллионы тонн условного зерна?
С учетом этого недобора у добросовестного хозяина никогда не повернется язык толкать речи о рекордах заготовки зерна – как будто бы о высшем достижении в развитии приватизированного сельского хозяйства. Сегодня как до неба – до уровня гармоничного многоотраслевого развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности эпохи дважды ордена Ленина Алтайского края.
Без этого катастрофа – разрушение жизни сел и деревень и превращение их в безлюдные пустыри. Каждый видит это даже в уничтоженных банкротством племзаводах, не говоря уже о других хозяйствах. Но правящие круги уже свыше трех десятилетий остаются недееспособными свидетелями вымирания населения. В нашем крае в 2021 году на 1000 жителей родилось едва 8,3 ребенка! Это в несколько раз меньше необходимого, чтобы остановить вымирание и обеспечить неуклонный рост народа в темпах советского времени. В крае при капитализме стало на 400 тысяч жителей меньше.
Смотришь на стариков в бездетных селах и тяжкую думу думаешь: ваши деды и отцы такое будущее готовили, ради этого трудились, не покладая рук? А вы разве не тоскуете, что же после вас будет с вашим домом, со всеми плодами ума и сердца, с родной землей?
Давно уже ясно, что власть рабочих и крестьян не допустила бы и одного бездетного года в жизни народа, как она не позволила этого и при самых горестных последствиях величайшей войны.
А власть реставраторов капитализма не только своей эксплуататорской сущностью уже свыше трех десятилетий продолжает свой убийственный курс, но строит все новые и новые прогнозы дальнейшего сокращения коренного населения и гибели великой миролюбивой тысячелетней России.
И какую оценку тут дают буржуазным «кадрам, которые решают всё», с такими пагубными для страны результатами?
Высокие награды и служебный рост. Глава края А.Б. Карлин удостоен двух орденов и медали «За заслуги перед Отечеством», за большой вклад в социально-экономическое развитие края и т.д. По случаю круглой даты на верхней ступени Карлина целый месяц расхваливали чуть ли не до экстаза: «10 лет работы Карлина губернатором подобны взлету реактивного самолета!»
Только в какую сторону? Одно добивание Алтайского тракторного завода чего стоит. Александр Богданович – достойный продолжатель гайдаро-чубайсовского направления: «Америка даст «джон-диры», зачем нам свои трактора?» Пропахал поперек возрождения сталинской индустриализации.
Его заместитель – А.Н. Лукьянов получил более 20 наград, нагрудных знаков, особенно примечательны звание «Почетный работник агропромышленного комплекса России» и золотая медаль министерства за вклад в развитие (!) того же агропромышленного комплекса, да орден «За заслуги перед Алтайским краем».
При этом никто из правителей не видел хотя бы государственной (по сути, обвинительной) статистики? Не слышал плач крестьян на уничтожаемых животноводческих фермах и селах? Не знал мнение народа, высказанное на митингах, в выступлениях народных депутатов и в патриотических газетах?
Или таким образом скрытно поощрялось не созидание, а разрушение, заложенное империалистами Запада в пьяные мозги Ельцина и подлые душонки чубайсов, в обманные внутренние и внешние отношения превращенной в сырьевую колонию России? Ставились на весы не местные колбаса и сыр, а бумажные, теперь уже и цифровые, плоды с конвейеров бюрократии?
После принятия Государственной программы 2005–2006 годов по поддержке сельского хозяйства обанкротили, развалили еще больше хозяйств, чем в злополучные 90-е годы. И все это, считаю, сделала внутри страны пятая колонна, издавна скрытно вскормленная агентами мирового империалистического центра и рассеянная по всем регионам.
И по большому счету только жадность, только частная собственность развалили и держат в узде ослабленную колониальным капитализмом Россию. Пьянство, наркомания с трудом, но лечатся, а жадность к деньгам, по моим жизненным наблюдениям, – никогда!
Частник превращает работника в раба, а в коллективном хозяйстве человек ощущает себя частицей хозяина – трудового коллектива, равноправным членом крестьянской трудовой общины для счастливой жизни всех и каждого. К этому она была направлена при социализме, что особенно остро почувствовали люди при явлении новых помещиков.
В работе директором совхоза-племзавода убедился в силе товарищеской поддержки. Моральная, душевная поддержка, чувство локтя и в самых тяжелых делах позволяют горы свернуть. Ростом производства наши села постепенно поднимались к городским удобствам, но со всеми преимуществами жизни в условиях чистоты и здоровья родной природы.
Однако обманной «перестройкой» и танковыми залпами буржуазных «реформ» нас переселили из СССР, из социалистического общества, в совершенно противоположную страну – с эксплуататорским строем, с его волчьим оскалом. И через три мучительных десятилетия ввергнутого в вымирание народа глава государства Путин высказывается о том, что в подавляющем большинстве стран существующая модель капитализма исчерпала себя и в ее рамках нет больше выхода из клубка всё более запутанных противоречий.
На основе всего происходящего в России каждому крестьянину до мозга костей, до печенок очевидно, что не из модели, а из самого капитализма нет больше выхода – и уже не остается времени для разговоров об этом. Давно пора, как быка за рога, поставить всё на место и вернуть нашу великую, нашу любимую Родину на путь развития в соответствии с законами истории.
с. Мышкино,
Кулундинский район,
Алтайский край