Варварское разрушение памятника советским воинам-освободителям Латвии и ее столицы Риги от немецко-фашистских захватчиков переполнило чашу терпения. И не только из-за глубоко личного духовно-нравственного отторжения фашизма и очередного преступного акта надругательства над священной памятью павших соотечественников в Великой Отечественной войне за честь, свободу и независимость нашей Родины – СССР, за освобождение человечества от фашизма. Оскорблены и лично мои достоинство, честь гражданина России и моей семьи Данилиных.
Мой двоюродный брат Данилин Николай Николаевич, боец Красной армии, погиб при освобождении Риги в 1944 году. Родился 19 декабря 1926 г. в деревне Большое Чаусово Курганского района Курганской области, призван в ряды Красной армии Курганским военкомом в 1943–1944 г. Со слов земляка, а также родственника, посетившего Ригу более 20 лет назад, его имя – ефрейтор Данилин Н.Н., якобы было обозначено на памятнике вместе с именами других павших бойцов и командиров. В ответе после обращения к Книге Памяти указано: Данилин Николай Николаевич, в/ч 66415–Я, пропал без вести.
Сколько можно еще терпеть издевательства над памятью наших родных и близких?! Почему так нерешительны, нерезультативны меры, которые принимают российское правительство, юридические, дипломатические органы России по защите наших конституционных прав и общечеловеческих прав согласно Уставу ООН? Тогда, может быть, потомки если не всех 27 миллионов соотечественников, погибших во время войны за то, чтобы мы сейчас жили, то хотя бы потомки 150 тысяч бойцов и командиров, погибших при освобождении Латвии и Риги, могли бы наконец почувствовать и невозможность рецидива фашизма, и торжество справедливости и гуманизма, национальных жизненных и традиционных ценностей всех народов России. У нас горестные воздыхания в СМИ, протестные плакаты перед представительствами иностранных государств в России, а у них – нагнетание русофобии (с остановками в ожидании реакции России), а затем нарочито публично и показательно, под свист и рукоплескание изъязвленной нацизмом толпы, методичное разрушение памятника тяжелой строительной техникой. Против нас – санкции, а мы свободно пропускаем любых граждан, в том числе террористку, гражданку Украины Н. Вовк, через нашу границу с «недружественными» странами – в Эстонию, Латвию, Литву…
Памятник был сооружен на народные средства, которые, по утверждению современных разрушителей, якобы собирались «принудительно». Действительно, в то время подпольные местные нацисты, согласно принципам конспирации, «принудительно» вносили деньги. Зато современное «единодушное одоб-рение» народом широко рекламируемого вандализма, творимого правителями Латвии по их замыслу, выколачивается полицейскими дубинками и слезоточивым газом. Почему в словесной «жвачке» сглаживается факт надругательства над этими затраченными народными средствами, а также беззаконного присвоения права распоряжаться ими? Боязнь «затронуть» свои недавние похожие сценарии? В Конституции РФ записано: «Российская Федерация чтит память защитников Отечества, обеспечивает защиту исторической правды». Почему оказались так малодейственны связи – культурные, экономические, политические, духовные – с многочисленными этническими россиянами, в том числе имеющими российское гражданство, их общественными объединениями в Латвии? Ведь русские – это не только по национальности русские, это все граждане нашего Отечества. Общественность каждой республики, автономной области и округа в составе России, чьи соотечественники пали в Латвии, вправе жестко спросить с ее правительства за творимый вандализм.
Создается впечатление, что подчас государственные органы в РФ лишь сотрясают воздух грозными заявлениями и, видимо, не слышат, как граждане многих народностей России, чьи деды пали в Латвии, негодуют в связи со сносом памятников и в Прибалтике, и в других странах.
Александр ДАНИЛИН