Продолжение темы «СР» 22 сентября 2022 года
2022 год объявлен в России Годом культурного наследия. Указ президента гласил о популяризации народного искусства и сохранении культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов.
Прекрасный повод для развития культуры, повышения ее статуса, уровня заработной платы ее работников, доступности ее центров для народа и раскрытия его творческого потенциала. Национальный проект «Культура» предусматривает укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации.
Как известно, к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относится следующее.
Приоритет духовного над материальным. Защита человеческой жизни, прав и свобод человека. Семья. Созидательный труд. Служение Отечеству. Нормы морали и нравственности. Гуманизм. Милосердие. Справедливость. Взаимопомощь. Коллективизм. Историческое единство народов России. Преемственность истории нашей Родины…
Возможно ли эти ценности сохранить и развивать при нынешнем политическом устройстве России, если имеется огромный разрыв между доходами богатых и бедных, судьбу страны определяет олигархическое окружение власти, страна не имеет собственной идеологии, экономика и политика государства зависима от транснационального капитала, других, далеко не дружественных, стран, рабочий человек подвергается эксплуатации и полностью зависит от работодателя и зачастую бедствует? А 20 миллионов беднейшего населения могут лишь мечтать о социальной справедливости, ежедневно думая лишь о том, как прокормить семью и обеспечить ее самым необходимым. О каких нормах морали и нравственности может идти речь, если все видят и знают, как и кем разворовываются и присваиваются народные богатства, коллективизм не приветствуется, а развивается культ индивидуализма, соперничества? Через игнорирование, очернение достижений Советской эпохи нарушается преемственность поколений. О каком приоритете духовного над материальным можно говорить, если целью образования, воспитания является подготовка грамотного потребителя, а не творца? Сможет ли наша культура реализовать в своей деятельности самобытность традиций народа, отразить его цели, желания, чувства собственного достоинства, если государство и политически и экономически зависимо от недружественных государств, которые навязывают свои так называемые демократические ценности? Они как нож в масло внедряются в жизнь страны через страстное желание правящей верхушки войти в глобалистский мир в качестве сырьевого придатка для обслуживания иностранного капитала и достойной жизни себе и своим родственникам за рубежом.
Таким образом, заложено не только разрушение своей культуры, но и фундамента безопасности страны. Страна и народ живы, когда обеспечивается полная независимость государства, сформулирована его идеология, поставлены четкие цели и задачи развития на основе отечественных культурных ценностей и традиций.
Как же государство поддерживает национальную культуру сегодня?
Несмотря на то, что культура наконец-то вошла в перечень приоритетных сфер деятельности, концепция внутренней связи культуры с другими сферами общественной жизни до сих пор не получила полного признания, несмотря на общепринятую риторику о всепроникающей силе культуры и искусства. Тому есть ряд причин:
1. узкое понимание властью понятия культуры;
2. низкий правовой и общественный статус культуры;
3. оценка культуры с точки зрения экономической эффективности.
В контексте реализации государственной политики культура сводится исключительно к регулированию деятельности сети культурно-досуговых учреждений. Это приводит к искажению понятий и умалению роли культуры в общественном развитии. Концепция 2020 демонстрирует, что культура постепенно перестает быть сферой ответственности государства, в результате чего происходит перенос центра тяжести в поддержке культуры на плечи населения. Культурная политика государства низведена к оказанию услуг населению вместо преобразующей, воспитательной роли в обществе.
Финансирование культуры по-прежнему носит остаточный характер – от 1 до 1,5% бюджета.
Почему государство проявляет подобное отношение к сфере культуры?
Как известно по учению Маркса, какой экономический базис, такая и надстройка. Существующая в РФ экономическая система (базис) была в основном сформирована 1990-е годы как производная политической надстройки, созданной под влиянием и при участии Запада. Как показывает опыт последних лет, сформированные базис и надстройка капиталистического общества не нацелены на проведение глубинных социально-экономических реформ в России.
Она заточена на получение максимальной прибыли, а не на участие в решении задач, стоящих перед Россией. Однобокая, ущербная, архаичная и колониальная модель интеграции России в мировую экономику обходится стране и гражданам в сотни миллиардов долларов. Явления мировой глобализации не ограничиваются сферой экономики, а в значительной степени воздействуют на все ключевые сферы жизни общества – идеологию, культуру и политику. Таким образом, ни отечественный капитал, ни тем более иностранный не заинтересованы в развитии российской экономики, тем более ее культуры. Более того, идет проникновение западных ценностей массовой культуры по различным каналам. Мы сегодня являемся свидетелями глубокого кризиса в культурной и духовно-нравственной сфере общественной жизни. Этому способствует отсутствие идеологической концепции страны, централизованной системы управления и единой политики в сфере культуры. А это порождает идеологическое деструктивное мышление у части населения: «Нас невозможно сбить с пути. Нам все равно куда идти». Культурно-духовное пространство и культурный облик нового российского общества формировались в процессе разрушения советского. Какая уж тут преемственность! Не потому ли российская власть, «Единая Россия» до сих пор не принимают решение о праздновании 100-летия СССР, в ходе которого на основе советской культуры можно было бы увидеть сохранение и претворение в жизнь народа основополагающих традиционных ценностей.
Процветает деревня – процветает страна, в упадке деревня – в упадке страна. «Деревня – это глубины России, почва, на которой выросла и расцвела наша культура» (Ф. Абрамов). Общинность, коллективизм, бережное отношение к природе-кормилице, трудолюбие, крепкие семейные узы, служение Отечеству, взаимопомощь – характерные черты российского крестьянства. Придя к власти, большевики с самого начала занялись развитием культуры, которая смогла бы воспитать человека-творца, человека коллективного труда, нравственно, духовно и культурно развитого, человека восхождения. Начиналась эта работа от изб-читален до Домов культуры, музеев, развития искусства кино до ликвидации безграмотности. Развитие культуры было тесно связано с общественной и производственной деятельностью, и прежде всего с образованием и наукой. Писатели, кинематографисты, ученые, артистическая среда поддерживали сельскую культуру на основе новой социалистической идеологии, которая предоставляла возможность трудящимся быть хозяевами своей страны.
Сегодня села вымирают. За 30 лет с лица земли исчезло 37 тысяч российских деревень, 24 тыс. детских садов, 25 тыс. школ. Подобная опасность нависла и над селами нашего района. За 30 лет у нас построен один-единственный Дом культуры, хотя большинство из них требуют либо капитального ремонта, либо строительства нового здания. Фундамент районного Дома культуры был заложен в 1939 году и открыл свои двери после войны. Некоторые культурно-досуговые центры находятся в приспособленных помещениях. Остаточный уровень финансирования культуры не позволяет его работникам иметь достойную заработную плату. Она самая низкая даже среди других работников бюджетной сферы. Основная задача перед культурно-досуговыми центрами – развитие самодеятельного художественного творчества, проведение различного рода праздников местного значения, таких как День села, Казачий разгуляй, День пожилого человека и т.д.
Наглядно можно увидеть попытку приобщения жителей сел к национальной культуре, сохранению народных традиций на «Празднике села». Это событие местного значения, важное только для жителей данного села. Праздник официальный и должен быть тесно связан с семейными судьбами, биографиями конкретных людей, с истоками появления села и одновременно с будущим. Однако в большинстве сел все ограничивается коротким поздравлением главы района или села, выступлением художественной самодеятельности, в основном хоровой, галантерейной торговлей, шашлыками, небольшими платными услугами для развлечения детей. А там, где были представлены победители лучшей усадьбы, им была выделена награда – по машине щебня. В районном центре, в котором финансовых средств побольше, балуют жителей экзотическими зрелищами, связанными с показом верблюдов, осликов, других животных. Если где-то и затрагивается история села, то без советского периода (исключая Великую Отечественную войну). И даже Ермаковский филиал Шушенского историко-этнографического музея, обязанный своим появлением В.И. Ленину, который вместе со своими соратниками провел в Ермаковском совещание «Протест 17-ти», не имеет никакого упоминания не только об этом событии, но и о самом присутствии Владимира Ильича. Вся информация об этом хранится в «сундуке по имени компьютер», и по особой просьбе коммунистов этот сундук открывается и ведется рассказ, подвергающий большому сомнению правильность избранного пути основателем Советского государства и его соратниками.
Почему замалчивается этот период нашей истории? Ответ известен. Нынешняя ситуация на селе проигрывает по всем статьям советской истории села. Производство советского времени разрушено, нового не создано. Молодежь бежит из села. Десятки заброшенных усадеб, отсутствие новостроек, заросшие деревьями, непаханные поля, стареющее население, высокая смертность, низкая рождаемость, большая прослойка нищего населения, высокое число разводов, почти сравнявшееся с числом зарегистрированных браков, говорят не только об отсутствии будущего у села, но и о его угасании сегодня. «На былых пашнях – бурьяны и бурьяны в душах людей» (В. Распутин).
Если говорить на празднике села о его непрерывной истории, включая советский период, то придется напомнить землякам о том, что было 12 сельхозпредприятий, больше десятка перерабатывающих, строительных организаций, ежегодно сдавалось в эксплуатацию по 3–6 социальных объектов, десятки домов для жителей, как благоустраивалась территория сел, повышался уровень комфортности жизни. Ветераны вспомнят, что они имели возможность отдыхать в санаториях, в путешествиях по стране и за рубежом. Эти путевки были льготными, а часто и бесплатными. Молодежь уезжала учиться и возвращалась в село. Повышался профессиональный уровень работающих.
Сегодня хороших специалистов на селе трудно найти. Чествовать на празднике некого – нет производства. Вспоминать о ветеранах труда, ВОВ – это снова возвращаться в советское время, что очень невыгодно нынешней власти. Да и все, что они строили и защищали, разрушено. Поэтому проведение подобных праздников сегодня не предполагает разговор о людях села, о его непрерывной истории за небольшим исключением. Данные мероприятия сегодня – это бутафория праздника и приобщения жителей к культуре.
И хотя тема патриотизма у нашей власти иногда звучит в речах, в установлении новых памятников, верстовых столбов в память о строителях Минусинского тракта, создании школьных исторических музеев, посвященных героям ВОВ, о советской истории района власть умалчивает.
Но один объект, касающийся истории советского времени, она регулярно вместе с казаками и местным духовенством посещает – памятник жертвам репрессий. Но почему-то не возникают памятники Героям Социалистического Труда, детям войны – труженикам, которые создали мощную экономику района, его славу. Хочется верить, что когда-то появятся памятники Трудовой Славы района, а также памятник многочисленным жертвам дикого капитализма России. О какой преемственности традиций можно говорить, если властью выхолощено содержание советских праздников – 1 Мая, Дня Советской Армии? Выброшен из праздничного календаря День Великой Октябрьской социалистической революции, а в день Победы маскируется Мавзолей создателя первого государства рабочих и крестьян, заложившего не бомбу под фундамент государства, а основу всех его побед. Вместо флага с серпом и молотом, с которым страна стала великой державой, развивается трехцветное полотнище, с которым царское правительство не одержало ни одной победы. Зато его использовали белогвардейцы, активно сотрудничавшие со странами Антанты против своего народа, компрадорское временное правительство и власовская армия предателей. Всё, что так или иначе связано с советской эпохой, вычеркивается из народной памяти. А значит, умышленно прерывается одна из основ отечественной культуры – преемственность традиций. И не удивительно. Ведь многие представители российской власти, имеющие богатства в западных странах, где проживают их семьи, не приемлют отечественную историю, ее культуру в полном формате. А выбирают лишь выгодные для них исторические факты. И воюет власть с советской историей при помощи идеологии, называемой антисоветизмом и вымарыванием ее страниц из памяти народа. Как удержаться культуре в полном ее предназначении на селе, сохранить непрерывность ее традиций? Как обеспечить «единство широты знаний и благородства чувств» у наших граждан? Эту ситуацию могло бы спасти местное самоуправление, активная работа общественности. Однако местная власть идет в фарватере краевого руководства и выполняет лишь номинальную часть сохранения культуры. Сотрудничество с общественностью пресекается на корню в проведении мероприятий, посвященным памятным датам советского времени. При этом районное руководство культуры ссылается на указания «сверху». А вышестоящее начальство указывает на статью об общественном самоуправлении и открещивается от какого-либо давления. Общественность готова сама провести подобные мероприятия и просит лишь предоставить один из залов Дома культуры для его участников. Но и в этом им отказывается. Приходиться ютиться в небольших арендованных помещениях различных организаций. И это, несмотря на то, что национальный проект предусматривает «возможность проявить себя тем, кто поддерживает и сохраняет национальные обычаи и традиции народов России, занимается патриотическим воспитанием, участвует в культурных событиях на волонтерских началах». Никакого самоуправления в районе нет. Власть с разоренной экономикой, нищенским бюджетом давно стоит на паперти перед вышестоящим руководством. Народ уже давно не хозяин в своей стране. Он нужен лишь как послушный электорат в период выборной кампании и в лучшем случае – как зритель на мероприятиях, проводимых учреждениями культуры. Как бы задушевно, профессионально, ни пели народные хоры, ансамбли (а это основное занятие сельского населения в культурно-досуговых центрах), какие бы ни проводились мероприятия, похожие на праздники села, это не сможет решить главную задачу культуры – формирование, развитие ценностных основ жизни российского общества и возрождение на их основе русской деревни. Власть по западному образцу привела российскую культуру в соответствие с господствующей экономической системой. Массовая и повседневная культура новой России является одной из сфер рыночных отношений – индустрией развлечения и досуга, где жители нужны лишь как зрители, оплачивающие ее услуги. Не потому ли массовая западная культура, разрушающая русские, советские идеалы и стереотипы так легко замещает их в общественной жизни и ведет к деградации общества. Полная реализация задач, стоящих перед российской культурой, возможна лишь в суверенной стране с собственной идеологией, где власть принадлежит народу, который сам определяет свою судьбу, судьбу страны, сохраняет и развивает свои культурные традиции.
Галина НОВИКОВА Ермаковский р-н, Красноярский край