Вместе с красными защищали родину

Этому социальному слою российского общества в начале 20-го века не везло. Трудовой люд, особенно те, кто на жизнь зарабатывал себе физическим трудом, недолюбливал интеллигентов, которые и жили непонятно на какие средства, и одевались зачастую в непонятную, но, как правило, опрятную и отутюженную одежду. Даже тот факт, что эти люди зачастую приносили Российской империи мировую славу – например, как создатель первой в мире унифицированной системы химических элементов профессор Менделеев, как изобретатель первого в мире радио Попов, уникальный физиолог Павлов, летчик, совершивший первую в мире «мертвую петлю» на легкомоторном самолете Нестеров, изобретатель первого в мире вертолета Сикорский и т.д. Этот список можно продолжать и продолжать. Только вот это не меняло статус этих знаменитостей. Большинству из них в народе приклеивали устойчивый статус «буржуинов», т.е. врагов трудового народа.

Правда, когда свершилась Октябрьская социалистическая революция, которую организовали и свершили большевики под руководством типичного интеллигента Владимира Ленина, среди первых, признавших эту революцию, были, опять же, интеллигенты и, особенно, молодые поэты. Среди них были А. Блок, С. Есенин, В. Маяковский и другие. Но опять же часть трудового люда такое поведение последних и им подобных не понравилось, т.к. они считали, что такие интеллигенты были не искренни, и к ним надо относиться очень осторожно. Вспомним булгаковское «Собачье сердце», где рабоче-крестьянский патруль пришел «раскулачивать» профессора Преображенского, имевшего в своем владении, по их мнению, незаслуженно излишнюю жилплощадь, а потому частично предназначенную для экспроприации. И такое пренебрежительное отношение к «бывшим» оставалось длительное время…

Вместе с тем В.И. Ленин неоднократно призывал не рубить с плеча всех подряд «буржуинов», а уметь выбирать из них кадры, полезные для дела революции, и уметь использовать их способности для построения социализма в новой России. А эту задачу можно реализовать в том случае, учил Ленин, выступая на III съезде РКСМ, если перед молодежью будут стоять «задачи хозяйственного возрождения всей страны, реорганизация, восстановление и земледелия, и промышленности на современной технической основе, которая покоится на современной науке, технике, на электричестве». Эти актуальные задачи, разумеется, нельзя было решить без опоры на квалифицированные кадры, подготовленные в царской России.

Пример подбора кадров подал лично В.И. Ленин. Он знал Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича в первую очередь как профессионального революционера и  журналиста, но последний, кроме журналисткой деятельности, неоднократно организовывал на высоком управленческом уровне работу различных партийных изданий (например, редактировал газету «Рабочий и солдат» и ряд других). А когда Владимир Ильич был избран председателем Совнаркома республики, Ленин именно Бонч-Бруевича назначил первым управляющим делами Совнаркома. Его организаторские способности во многом помогли Ленину отлично организовать деятельность этой очень важной структуры.

*    *    *

Учитывая, что немцы в отсутствие Договора о перемирии продолжали занимать российские земли Бонч-Бруевич предложил Ленину срочно создать рабоче-крестьянскую Красную Армию, состоящую из красногвардейцев и добровольцев из разрозненных частей царской армии, в том числе из офицерских чинов. Это предложение было принято, и Ленин в январе 1918 года издал Декрет об организации РККА. 12 февраля псковский губисполком принял постановление о формировании частей Красной Армии в губернии. К 22 февраля в Красную Армию записалось уже 450 человек. Созданные части вступили в бой с наступавшими немцами, что позволило сдержать их натиск до 3-х часов ночи 25 февраля. Этого было достаточно, чтобы губернские учреждения организованно были эвакуированы в Великие Луки. В сражении под Псковом, где красные воины успешно сдерживали натиск немцев. Особо отличился 2-й красноармейский полк под командованием бывшего штабс-капитана царской армии Александра Черепанова.

Подобных примеров добровольного перехода царских офицеров и генералов в ряды РККА было более чем достаточно. Но если капитан Черепанов был представителем офицеров среднего звена, то есть смысл напомнить о переходе на службу народной армии и представителей других воинских званий. Так подполковник И. Василенко перешел на службу к красным весной 1919 года, и ему было доверено командование 9-й, 11-й, 14-й дивизий. С июля 1919 года в стране учреждена должность Главкома Вооруженных сил республики. На эту должность был назначен человек с левыми взглядами, хотя и бывший полковник императорской армии С. Каменев. До этого советская власть доверила ему исполнять должность командира дивизии и командующего Восточным фронтом, где он проявил себя только в положительном плане.

Но особо хочется сказать, несомненно о самом знаменитом, генерале времен Первой мировой войны Алексее Алексеевиче Брусилове. Этот профессиональный военный прошел все без исключения ступени военной службы от курсанта военного училища до командующего фронтом. О его смелости говорит, например, тот факт, что всего за 1877–1878 годы его участия в Русско-турецкой войне он был трижды награжден самыми высшими орденами. Верхом его профессиональной карьеры считается разработка и проведение под его непосредственным руководством блестящей операции по разгрому и окружению (в период с 4 июля по 13 августа 1916 года) на Юго-Восточном фронте крупнейшей для того времени австро-венгерской группировки войск в районе Закарпатья. Достаточно напомнить, что русские войска под командованием Брусилова на протяжении фронта шириной в 350 км углубились в тыл противника на 70–120 км, и выведя из строя около 1,5 млн человек, захватив при этом следующие трофеи: 381 орудие, 1795 пулеметов, 448 бомбометов и минометов, а заодно и захватив при этом территорию в 25 тысяч квадратных километров. Не «виновник» торжества, не военные, а сам народ назвал эту операцию «брусиловским прорывом», под названием которого он так и вошел в обиход и в анналы военной истории и науки.

Этот всемирно известный генерал, после революции сам последовал в советские органы и заявил о своей приверженности социализму. Новая власть вводит его вначале в состав Военно-исторической комиссии по исследованию и использованию опыта войны 1914–1918 годов, затем назначает инспектором центра управления коневодства при Наркомземе, а в 1922–1924 годах назначает главным инспектором кавалерии РККА, доверяя принять все целесообразные меры по возрождению русской кавалерии в войсках.

Алексея Алексеевича любили не только военные, специалисты коневодства, но широкие слои населения, его уважала и высшая власть. Потому и в скорбный час его хоронили с самыми высокими воинскими почестями на Новодевичьем кладбище.

Еще один пример блестящей карьеры бывшего высокопоставленного царского офицера – это биография Бориса Михайловича Шапошникова. Больших карьерных успехов он добился еще до революции. К тому времени он побывал во многих ипостасях военного положения, пока не был назначен в сентябре 1917 года на должность командира 16-го гренадерского Мингрельского полка с присвоением до этого звания полковника. В декабре 1917 года на съезде делегатов военно-революционных комитетов он был избран начальником Кавказской гренадерской дивизии. В марте 1918 года был демобилизован, но уже через 2 месяца добровольно вступил в Красную Армию. Его военные познания настолько впечатляют руководство, что его назначают начальником оперативного управления полевого штаба Реввоенсовета республики. В Гражданскую войну он разрабатывает большинство директив, приказов, распоряжений фронтам и армиям, за это в 1921 году награждается орденом Красного знамени.

В 1925–28 годах ему доверено командовать Ленинградским, а затем Московским военным округами. В 1935–38 годах он начальник и профессор Военной академии им. Фрунзе, а с мая 1937 года – начальник Генерального штаба РККА. В мае 1940 года ему присвоено звание маршала Советского Союза. По состоянию здоровья он вскоре покидает работу в Генштабе. Его переводят на пост замминистра обороны, но оставляют членом Ставки Верховного главнокомандующего до конца жизни (умер в марте 1945 года). О его высочайшем авторитете в армии свидетельствует следующий факт. Сталин обращался к нему только по имени-отчеству, в то время как всех остальных военных называл «товарищ…» и далее по фамилии.

*    *    *

Были среди царских офицеров и такие, которые сознательно шли на подвиг ради защиты полюбившейся им Советской России. Вот, к примеру, не всем известная эпопея «вхождения» в большевизм, а затем и совершение подвига ради защиты советской власти прапорщика Сергея Лазо. Он был сыном дворянина, обитавшего в то время с семьей в Молдавии. Блестяще закончив среднюю школу, поступил на обучение в Петербургский технологический институт, затем перевелся на физико-математический факультет МГУ. Затем судьба, словно специально, повернула его жизнь на военные рельсы.

Началась Первая мировая война, и его из-за нехватки офицерских кадров забирают на учебу в Алексеевское пехотное училище. Он блестяще заканчивает его, о чем свидетельствует тот факт что, после учебы ему присваивается звание прапорщика, а уже через несколько месяцев он становится подпоручиком. Его направляют на службу в 15-й Сибирский запасной стрелковый полк, дислоцировавшийся в Красноярске. Пришедшее к власти Временное правительство объявляет новый порядок назначения командиров: их теперь стали выбирать. 4-я рота полка единодушно избирает на эту должность строгого, принципиального, но справедливого Сергея Лазо.

Существенные перемены происходят в его политической биографии. Вначале он примыкает к партии эсеров, которое направляет его делегатом на I Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов. Послушав выступления и дискуссии делегатов, понимает, что ближе всего ему по духу большевики, и примыкает к ним. 29 октября 1917 года Лазо, во главе отряда красногвардейцев, арестовывает губернатора красноярской губернии. Активно участвует в борьбе против колчаковцев в районе Омска, Иркутска, Транссиба. Лазо назначается командующим Забайкальским фронтом, участвует в боях против японских захватчиков, которые оккупировали ряд областей Приморья. В качестве зампредседателя Военного совета временного правительства ДВР он готовит восстание во Владивостоке. Однако японцы раскрывают замысел и арестовывают трех членов Военного совета. Наиболее жестоко интервенты пытают Лазо, который, по одной из версий, нападает на охранников. В ответ последние связывают его и живым отправляют в топку паровоза. Члены военного совета Алексей Луцкий и Всеволод Сибирцев вначале были расстреляны, а затем сложены в мешки и также брошены в топку паровоза. Так по-фашистски действовали восточные оккупанты-«цивилизаторы».

В целом большинство офицеров и бывших царских военных чиновников признали советскую власть и выразили готовность служить народу. Только в летний период 1918 года на призыв РККА под знамена Советской власти встали 35502 бывших офицера, 3441 военных чиновника, 3494 врача. С 12 июля 1918 года по 15 августа 1920 года в Красную Армию влились 48409 бывших царских военных и чиновников.

*    *    *

В первую очередь шли служить советской Родине выходцы из рабочих и крестьянских семей, которых было много, прежде всего, среди младшего офицерского состава, особенно унтер-офицеров. Выходцы из этой категории не только отличались большим рвением на службе, но во многом стали в будущем костяком высшего командного состава Красной, а затем и Советской армии. Так школу унтер-офицеров прошли герой гражданской войны Чапаев, будущие звезды советского офицерского корпуса маршалы Жуков, Рокоссовский, Конев, Говоров, Малиновский, Тимошенко и другие.

*    *    *

Чтобы сделать некоторые выводы приведу перед этим следующие примеры. Напомню, что всего лишь за месяц русские войска летом 1916 года совершили настолько мощный и неожиданный бросок в Закарпатье на австро-венгерские войска, что в результате этой блестящей операции, названной в честь ее разработчика «брусиловским прорывом», русские войска уничтожили и захватили в плен 1,5 млн вражеских солдат. Схож этот подвиг с другим подобным, 80-летие которого вся страна дружно и с гордостью отметила 2 февраля этого года. Речь идет о Сталинградской битве, за 200 дней которой наши героические войска уничтожили и взяли в плен также 1,5 млн немецко-фашистских солдат и офицеров, в том числе фельдмаршала Паулюса с его трехсоттысячной группировкой.

Эти грандиозные результаты невольно сравниваешь с теми скромными, на мой взгляд, результатами, которых добились российские войска в спецоперации на Украине. Конечно, ее замысел был справедлив: сделать упреждающий удар по бандеро-фашистскому киевскому режиму, вскормленному Западом во главе с США специально для удара по нашей стране и ее уничтожения или разделения на части. Конечно, наши воинские части ведут героическую и мужественную борьбу фактически опять с объединенными силами НАТО, подготовленными западными инструкторами на натовских полигонах. Однако, значит не все было достаточно продумано и взвешено, коль налицо за год ВСО достигнуты столь скромные успехи.

Выскажу собственное мнение: чтобы успехи наших славных бойцов на передовой линии борьбы с бандеровцами на Украине были еще более значимы, есть смысл лучше изучать исключительно эффективный опыт борьбы русских войск под командованием царского генерала Брусилова в 1916 году и опыт славных советских военачальников, в том числе советского генерала Чуйкова, сокрушивших в 1942–43 годах полчища германских фашистов и их европейских союзников в Сталинградской битве. В том числе более внимательно следовать выполнению стратегически важного следующего завета основателя советского государства В.И. Ленина: «Раз дело дошло до войны, то все должно быть подчинено целям этой войны».

 

Вячеслав БОВКУН

Москва

 

 

 

Другие материалы номера