Первый этап реализации проекта по модернизации Транссибирской железнодорожной магистрали и Байкало-Амурской магистрали до сих пор не реализован. Завышение цены только по трем объектам составило 1 млрд рублей, ранее также сообщалось об уголовных делах.
«На сегодня у нас пока не реализован до конца первый этап. Что касается пропускных способностей, они у нас по первому этапу – по 30% участков – не достигнуты, – заявила представитель Генпрокуратуры РФ Екатерина Пересыпина на совещании в Совфеде. – Серьезное идет отставание и по второму этапу. В связи с этим под угрозой срыва реализация проекта «Транссиб за семь дней». Насколько нам известно, с начала реализации данного проекта и по сегодняшний день существенно ситуация не изменилась».
Только в 2022 году на трех объектах проекта выявлено завышение стоимости на 1 млрд рублей. Прокуратура вместе с казначейством обнаружила «незаконную схему авансирования организаций, которые либо находились в состоянии банкротства на момент выдачи авансов, либо имели невыполненные обязательства». Было возбуждено два уголовных дела в отношении «руководителей двух железных дорог за лоббирование интересов подрядных организаций», но не уточняется, с чем они связаны.
Кроме того, прокуроры обнаружили факты затягивания сроков проектной документации – некачественные документы до трех-четырех раз направляются на Главгосэкспертизу, чтобы менять проектные решения.
При этом о нарушениях при расширении Восточного полигона (железнодорожных путей, ведущих на Дальний Восток) сообщалось уже в течение нескольких лет. Например, президент РФ Владимир Путин еще в 2021 году требовал рассмотреть вопрос «об ответственности должностных лиц, допустивших срыв сроков планов-графиков». Срок поручения был 1 июля 2021 года.
Первая очередь проекта оценивалась в 520,5 млрд рублей Вторая – в 720−760 млрд. На стройке уже официально нашли мошенничество на 1,5 млрд рублей. В 2021 году из-за недостатка рабочей силы к проекту начали привлекать военнослужащих, студентов и заключенных.
http://council.gov.ru/events/news/143669/