В правительственном отчете, прозвучавшем с думской трибуны на прошлой неделе, о демографии не было сказано ни слова. Тогда как в Госдуме депутаты-коммунисты, да и справроссы, регулярно с большой тревогой говорят об углубляющемся в России демографическом кризисе. Об этой проблеме шел разговор и во время встреч депутатских фракций с председателем правительства. Мишустина спрашивали, что правительство собирается предпринять, чтобы оттащить Россию от пропасти вымирания, чтобы, наконец, рождаемость опережала смертность, а не наоборот. Это так же важно, как достижение победы в специальной военной операции на Украине, подчеркивали депутаты.
Премьер, однако, обошел эту тему, ему нечего было сказать. Планы-то, конечно, есть, например, нацпроект «Демография». Но он как-то выбился из перечня нацпроектов, о которых Мишустин сказал, что они выполнены почти на 100%. «Демографии» в этом списке нет. Эксперты из ВШЭ (Высшая школа экономики) называют «Демографию» провальным нацпроектом. И данные, которые приводят депутаты, подтверждают этот вывод.
С 1990 по 2021 год население РФ уменьшилось на 12 с половиной миллионов человек. Вымирать Россия начала с 90-х, продолжила вымирать в нулевые и далее – в XXI веке. Были пара лет, когда убыль россиян чуточку затормозилась, рождаемость на немножко превысила смертность. Но это была всего лишь короткая пауза. Далее вымирание продолжилось, рождаемость остается позади высокой смертности.
В то время, когда власть гордилась магазинами, наполненными различными товарами, продуктами, противопоставляя рыночное изобилие полупустым полкам в советское время, страна стала устанавливать антирекорды по вымиранию граждан. В 2000-м РФ потеряла 958 532 человека, на что пораженные аналитики ответили: хуже было только в годы Великой Отечественной войны, тогда из жизни уходило 30–50 человек на 1 тысячу.
Не успело общество пережить удар первого антирекорда, как грянул второй, еще более удручающий: в 2003-м умерло 2,37 миллиона наших сограждан.
По России ударил колокол!
Даже в самых высоких кабинетах стали осознавать: процесс вымирания населения надо решительно остановить, иначе начнется обезлюживание территории самой большой в мире по площади страны. Для России рост рождаемости, рост численности граждан – важнейшее условие безопасности государства.
Причины негативных демографических тенденций были очевидны: резкое падение уровня жизни, социальная незащищенность, безработица, низкая оплата труда, рост цен на самое необходимое, неимоверные поборы в виде тарифов ЖКХ, налогов, штрафов, процентов, платность в образовании и медицине, бедность, неуверенность в завтрашнем дне. Особенно остро переживали тяготы жизни семьи с детьми.
До правящих рыночников дошло: переборщили с ограблением масс, надо хоть что-то вернуть людям. Стали вводить пособия семьям, появился материнский капитал. В совокупности щедроты от власти были не слишком значительными, но все же семьям с детьми стало что-то перепадать, и это в определенной степени переломило ситуацию, рождаемость мало-помалу стала увеличиваться.
Однако начиная с 2016 года естественный прирост снова сменился убылью. В 2018-м на 224 тыс. человек умерло больше, чем родилось, 2019-й тоже вышел в минус.
20-е годы ознаменовались новыми антирекордами: в период с декабря 2020-го по ноябрь 2021-го смертность превысила на 2,4 млн человек. В это время бушевал COVID-19, и правительственные чиновники с легкостью списывали высокую, интенсивную убыль народа на пандемию. Но социологи добавляют, что не только COVID-19 виноват, но и здравоохранение после оптимизации оказалось не готово оперативно лечить людей и от инфекции, и от других заболеваний, которые никуда не делись и в пандемийный период.
Власти, пытаясь сглаживать напряжение, разворачивали госпитали, закупали лекарства, приборы ИВЛ. Но так и не признали свою вину в бездумном реформировании важнейшего звена в сохранении жизни граждан – медицины. Как раз к COVID-19 были истреблены инфекционные отделения и больницы, как излишне расходующие бюджетные средства, закрыты медпункты в сельской местности. В первый, самый острый момент, когда заболевшим требовалась безотлагательная помощь, люди не могли ее получить. Это сыграло не последнюю роль в массовом вымирании населения во время пандемии.
В 2022-м, несмотря на ослабление инфекции, убыль россиян продолжилась, умерло на 555 тыс. больше, чем родилось. К тому же 800 тыс. граждан РФ уехали из своей страны «по разным причинам». Хотя причина известна. После объявления о специальной военной операции на Украине тысячи молодых людей, испугавшихся призыва на фронт, убежали кто в Казахстан, кто в Грузию, кто в Израиль… Россия ужалась на 1 миллион 300 тысяч человек. В Госдуме сравнивали, что такая убыль равносильна исчезновению города Омска.
И все же не бегство граждан, а высокая смертность и снижение рождаемости являются основными факторами демографического провала в РФ. Сегодня многие молодые семьи отказываются обзаводиться детьми.
По последним данным, в РФ 42 миллиона семей, из них 18 миллионов не имеют детей. Демографы считают, что этот показатель будет расти наравне с увеличением числа бесплодных женщин и бесплодных мужчин. К примеру, доля бесплодных женщин за последние годы выросла с 7 до 12 процентов.
Свыше 15 миллионов семей имеют всего одного ребенка, 6 с половиной миллионов – семьи с двумя детьми, и только 2 миллиона – многодетные семьи, это всего 5% от общего числа семей в РФ.
Демографы подсчитали: чтобы в стране рождаемость устойчиво превышала смертность, нужно, чтобы не менее 10 миллионов молодых семей имели, как минимум, троих детей. По нынешним меркам это уже многодетные семьи, они нуждаются в особой поддержке государства.
КПРФ давно выступила с инициативой принять закон об особом статусе многодетных семей. Разумеется, это затратный закон. Но, как говорят сами же рыночники, за все надо платить. Если власть хочет сохранить страну, ее целостность и независимость, она обязана раскошелиться и, по крайней мере, вернуть народу то, что отняла у него во время так называемых реформ и формирования класса миллиардеров – опоры капиталистической системы, навязанной России.
Вспомните, господа, как отняли у людей их честно заработанные дореформенные сбережения, как отняли у народа предприятия, где годами трудились целые семейные династии, обеспечивая себе благополучную жизнь. Вспомните, как отняли у граждан бесплатные образование и медицину, недорогие лекарства, дешевые хлеб, молоко, специализированные кухни детского питания. Как лишили людей умеренной платы за услуги коммунального хозяйства. А потом добили всех пенсионной реформой в угоду МВФ.
Теперь пришло время платить по счетам. Конечно, власть юлит, пытаясь отделаться крохами. Нынешний нацпроект «Демография» – это 1,5% от ВВП страны, тогда как в европейских странах на демографию тратится от 3 до 4% ВВП.
Коммунисты считают, что в РФ необходимо выделять 4% ВВП на поддержку рождаемости, чтобы выбраться из демографической ямы, в которую страна просела в последние 30 лет.
В РФ, кстати, есть свой удачный опыт по спасению демографии. На Сахалине за пять лет, с 2011 по 2016 год, СКР (суммарный коэффициент рождаемости) вырос с уровня 1,56, что было ниже среднероссийского в 1,58, – до 2,16, обеспечивающего естественное воспроизводство населения. Многодетных семей стало более чем в два раза.
Что сделал Сахалин, чтобы получить такой результат? Увеличил расходы на помощь семьям с детьми до 2,2% регионального ВВП, т.е. в 4 раза, что и сработало.
Как отмечалось в докладе Общественной палаты, посвященном демографии, в Сахалинской области поддержка семьи, материнства и детства стала реальным приоритетом. «Для семей с детьми, прежде всего многодетных, были приняты более пятидесяти мер поддержки. Самые востребованные – жилищные. Область два года назад полностью обеспечила собственным жильем семьи с пятью и более детьми и приступила к решению жилищных проблем семей с четырьмя детьми».
К сожалению, не у всех регионов РФ есть финансовые возможности поднять расходы на демографию. Но в общероссийском масштабе правительство обязано учесть опыт Сахалина и увеличить расходы на демографию в 4 раза, что составит около 2,5 триллионов в год. Эти вложения, по мнению аналитиков, не исчезнут бесследно, как случается с вливаниями в большой бизнес или в банки, они сразу же возвратятся в экономику.
Чего в нынешней России опасаются молодые семьи, ограничиваясь одним ребенком? У родителей нет уверенности, что смогут, скажем, троим детям дать хорошее образование и обеспечить им достойное будущее. Не все семьи имеют средства на оплату спортивных секций, кружков, репетиторов. Депутаты считают, что государство обязано детям этих многодетных семей обеспечить бесплатные занятия спортом, в развивающих кружках, факультативах. Высказываются предложения полностью оплачивать за счет государства среднее специальное и высшее образование детям из многодетных семей. Тогда российское общество будет пополняться образованной, гармонично развитой молодежью, тогда каждый талант раскроется.
Материнский капитал, добавляют демографы, необходимо распространить и на третьего ребенка, что повысит шансы на улучшение жилищных условий молодой семье.
Все такого рода соображения были изложены депутатами М. Мишустину при встречах с ним накануне его отчета в Госдуме. Думцы ждали ответа от премьера. А он ничего не сказал о демографии, из чего следует, что расходы на семьи правительство увеличивать не сбирается.
В Госдуме приняли свое решение: под руководством бывшего детского омбудсмена, а нынешнего вице-спикера Госдумы от «Единой России», матери семи детей Анны Кузнецовой сформировали рабочую группу для подготовки межфракционного законопроекта о многодетных семьях. В сегодняшних законах нет даже понятия «многодетная семья». Пора восполнить пробелы юридические и социальные, говорят депутаты и надеются, что им удастся уговорить правительство, в частности, Минфин, профинансировать самым серьезным образом демографические программы, оказание помощи семьям с детьми.
Это должны быть не единовременные подачки, не копеечные выплаты, а серьезная доплата семье, чтобы на не бедствовала. Общественная палата предлагает и думские коммунисты поддерживают эту инициативу – мамам многодетных семей, которые, как правило, не работают, платить зарплату за их труд по воспитанию детей и обихаживанию семей. И это не жалкие минимумы должны быть, а нормальные зарплаты, на уровне средней по промышленности.
Правительству придется также учитывать, что удар по демографии нанесет и война на Украине. Поэтому без промедления надо начать всеобъемлющую поддержку семей, прежде всего, многодетных и тех, чьи отцы-мужья ушли на фронт.
Есть, конечно, более радикальные и результативные решения для России, их, совершенно точно, примет Донбасс. Это смена курса. Достал уже всех шулерский рынок, Россия его отвергает, пора переходить на социализм. В обществе социалистической справедливости дети будут рождаться с радостью, а семьи будут жить счастливо.
Галина ПЛАТОВА