Полицейские задержали 73-летнюю женщину, которая пыталась поджечь военкомат в Первоуральске Свердловской области. Перед этим на протяжении нескольких дней она брала займы в банке, чтобы закрыть кредит, которого не было.
Сначала «сотрудники Центробанка» потребовали ее перевести 400 тысяч рублей, чтобы избавиться от долгов. Якобы какой-то злодей открыл на ее имя кредит. Любовь Георгиевна ответила: да что вы, у меня таких денег никогда не было, на счете есть только 200 тысяч накоплений. Но «дознаватель» выкрутился из ситуации. Он заявил, что тогда надо срочно перевести эти деньги «на безопасный» счет. Бабушка согласилась. После этого ей предложили перекрыть те самые гигантские кредиты мошенника своими. Пенсионерка несколько дней ходила в банк и набрала займов более чем на 200 тысяч.
Вскоре женщине снова позвонил «дознаватель из ФСБ» и торжественно поблагодарил за помощь в поимке мошенников. И пообещал вознаграждение от «полиции» в виде 600 тысяч рублей. Также «пенсионерке-следователю» предложили продолжить сотрудничество с силовиками и принять участие в еще одной «операции» за 200 тысяч.
Ей дали кодовое имя и куратора, отправили за автомобильным маслом и бутылкой шампанского. Игристое Любовь Георгиевна вылила в раковину и залила туда горючую смесь. Ей сказали, что коктейль Молотова нужен исключительно для того, чтобы «напугать террористов, которые орудуют у комиссариата».
Бабушка доехала до военкомата на автобусе, купила зажигалку. Но на месте никак не могла с ней разобраться, а одновременно снимать на телефон не получалось (попросили снять «операцию» на видео). Уехала. «Куратор» успокоил – дело не в ней, а в горючем, надо попробовать бензин. Когда Любовь Георгиевна вернулась с бензином, ее задержали. В отношении нее возбудили уголовное дело за хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору (максимальный срок до семи лет). Звонивших ищут.
Сотрудники правоохранительных органов устанавливают личности мошенников.
Добавим, что это не первый случай за последние несколько месяцев, когда российские пенсионеры, задержанные по подозрению в нападении на военкоматы, отделения банков и другие объекты, рассказывают, что их толкнули на это мошенники. 27 марта в Нижнем Тагиле пожилая женщина пришла к зданию военкомата с ацетоном, марлей и пластиковыми бутылками. После задержания она рассказала, что получает звонки от неизвестного, который представляется ей сотрудником банка и заставляет устроить пожар в военкомате. Он же дал ей инструкцию по изготовлению зажигательной смеси.
12 февраля пенсионерка в Татарстане подожгла отделение Сбера. 63-летняя Айсулу Ш. вошла в предбанник отделения банка, разлила на полу горючую жидкость и подожгла ее. После этого она скрылась, но ее быстро задержали. Женщина рассказала, что поджечь банкомат ее заставили мошенники. Сначала она отправила им 100 тысяч рублей, а затем они пообещали вернуть деньги – но только после того, как она подожжет отделение Сбербанка.
В августе прошлого года пенсионерка подожгла машину чиновника Минобороны. По ее словам, она думала, что участвует в спецоперации и помогает российским военным. Она рассказала, что телефонные мошенники сначала убедили ее взять кредит – на то, чтобы бороться с бандитами, а потом сжечь машину и крикнуть при этом «Азов – сила!». Родственники пенсионерки заверили, что она сама поддерживает СВО.
Сотрудники ФСБ неоднократно обращались к гражданам, особенно к пожилым людям, доверием которых так легко воспользоваться. Граждан просят быть бдительными и не вестись на такие звонки от мнимых сотрудников банка и правоохранителей. Но возникает вопрос: а как вообще номера телефонов пожилых людей, самых доступных для мошенников жертв, вообще появляются в руках злоумышленников? И кто должен отвечать за сливы номеров телефонов и имен их владельцев? И отвечает ли кто-то за это по закону?
Получается, что в вопросе информационной безопасности в нашей стране царит полнейшая неразбериха. Особенно это беспокоит на фоне принятого в конце прошлого года закона о биометрии, против которого активно выступала КПРФ. Не так пугают телефонные номера, раздобытые мошенникам, как то, с чем могут столкнуться в будущем россияне, чьи биометрические данные так же будут кем-то проданы мошенникам и злоумышленникам. Ведь биометрия – это личные, персональные, уникальные данные человека. Это его голос, его лицо. А недавно стало известно, что уже в мае в России могут появиться цифровые паспорта…
Может быть, для начала следовало бы сделать так, чтобы мошенники не могли покупать телефонные номера россиян и толкать их на преступления? А пока очередной пенсионерке грозит до 7 лет за попытку поджога военкомата, а тем, кто продал ее телефонный номер и имя, не грозит ничего. Они продолжают получать свою прибыль и наживаться на самом незащищенном, наивном и готовом помочь своей стране слое населения – пенсионерах!
Елена ЛАКРИЦ