За незаконный сбор растений и грибов, занесенных в Красную книгу и охраняемых международными договорами РФ, максимальным наказанием стало лишение свободы на срок от шести до девяти лет со штрафом в размере до 1 млн рублей. Соответствующий закон приняла Госдума в третьем, окончательном, чтении. Для справки, за убийство срок по УК РФ от 6 лет, то есть цена человеческой жизни приравнивается к ведру грибов… Странной дорогой идем…
Составы уголовных преступлений, а также наказания теперь устанавливаются по аналогии со статьей о незаконной добыче и обороте особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ. Кроме того, к уголовной ответственности не будут привлекать за преступление по неосторожности – только с преднамеренным умыслом.
«Реализация законопроекта позволит повысить эффективность защиты особо ценных объектов растительного мира в Российской Федерации и будет способствовать сохранению уникального биологического разнообразия страны», – привели слова председателя думского комитета по госстроительству и законодательству, соавтора принятого закона Павла Крашенинникова на сайте Госдумы.
Согласно сообщению, на данный момент эффективность защиты особо ценных объектов растительного мира является недостаточной. По приведенным данным субъектов РФ, в ряде регионов страны – особенно на Дальнем Востоке, Алтае, в Крыму – за последние годы увеличились случаи уничтожения редких видов растений, занесенных в Красную книгу.
Так, законопроект предполагает унифицировать подход к обеспечению уголовно-правовой защиты особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов и теперь объектов растительного мира. Ранее в России за подобные правонарушения грозили только штрафы в размере до 5 тыс. для граждан и до 1 млн рублей для организаций. Еще в 2021 году разрабатывались поправки, которые бы не затрагивали рядовых граждан, которые могут нанести вред растениям по незнанию.
Тогда глава комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров отметил, что в некоторых случаях через суд можно было добиться возмещения нанесенного ущерба, однако оценка ущерба поддавалась с трудом в случае с краснокнижными растениями, так как это вопрос не только о материальном возмещении, но и о сохранении биоразнообразия.
Как это все будет осуществляться на практике, осталось загадкой даже для маститых юристов. Во-первых, редко кто из селян представляет, какой гриб, ягодка или цветочек относятся к краснокнижным. Выходит, теперь в лес можно идти исключительно с многотомным изданием Красной книги? Кто и как собирается отлавливать нарушителей этого закона, тоже непонятно. За каждым грибником пустят по следу полицейского? Или тайгу оборудуют видеокамерами? Егеря уже усмехаются: как уследить за каждым грибником, когда их миллионы в стране?
Есть еще один немаловажный момент. К уголовной ответственности можно привлечь, если редкое растение уничтожили, повредили или собрали «с прямым умыслом, а не по неосторожности». Уголовку не заводят, если прямого умысла не было. Вот пример: летом прошлого года в Самаре человек случайно скосил газонокосилкой краснокнижный латук дубравный. Необычное растение внезапно выросло среди сорняков. По новому закону, если его примут, привлекать за такое будут? Как суд будет определять прямой умысел? А тут масса критериев, на основании которых суд устанавливает прямой умысел. Среди них: количество сорванных/собранных растений; систематичность такого сбора; уровень подготовки лица, собирающего такие растения (например, растения ядовитые и у сборщика есть необходимая спецодежда); сбор на особо охраняемых территориях.
По мнению юриста Юлии Приваловой, суд будет определять прямой умысел исходя из психологического контекста, то есть чисто субъективно, и отношения условного грибника или сборщика растений к происходящему. Если грибника поймают с ведром краснокнижных грибов, установят, что он собирался их продать в определенном количестве, то отбиться будет невозможно.
Напомню, в 2022 году в России начали действовать два приказа Минприроды, ужесточившие правила сбора грибов, ягод и березового сока. В частности, собирать грибы после их принятия стало возможно только с определенным размером шляпок. Например, лисички, сыроежки, маслята и опята можно собирать только со шляпками более 1,5 сантиметра в диаметре. У груздей, рыжиков, волнушек, белых грибов, подберезовиков и подосиновиков диаметр шляпки должен превышать 2,5 сантиметра. За нарушение также грозит уголовная ответственность.
Второй приказ регламентирует заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов – пней, бересты, коры деревьев и кустарников, хвороста, валежника, мха, камыша и тростника.
Скорее всего этот закон обернется настоящей трагедией для многих жителей северных и восточных регионов страны. «Советская Россия» неоднократно рассказывала, как целые села выживают исключительно за счет сбора в лесах дикоросов, в первую очередь грибов, ягод, трав. Перспектива загреметь в тюрьму на 9 лет лишает их этой возможности. На что в этом случае жить, судя по всему, единороссов из Госдумы мало интересует. Как считают многие эксперты, этот закон принят в интересах немногочисленной группы современных отечественных капиталистов, давно желающих закрыть вход в леса простым людям. Мало того, масштабы уничтожения тайги в нашей стране, в том числе и лесов с реликтовыми, краснокнижными деревьями, власти заботят меньше всего. А вот закрыть для простых россиян доступ туда, чтобы меньше видели и возмущались лесному варварству чиновников и лесозаготовителей, – это заботит, похоже, больше всего.
Анатолий ТАРАСОВ