В апреле в России началась запись детей в первый класс. Каждый год это становится настоящим испытанием и проверкой нервов родителей на прочность.
Из года в год тысячи родителей с секундомером в руках ровно в 0.01 часа 1 апреля нажимают кнопку на сайте, чтобы выбрать школу и записаться в первый класс. И из года в год сайт виснет и «глючит». Позже выясняется, что в документах, поданных на ребенка из сада и других ведомств, куча ошибок. Такие дети системой «не считываются», они в итоге никуда не записываются. Сталкиваются с этим и простые смертные, и сами же законотворцы.
В крупных городах родители злятся, пытаясь продраться сквозь госсайт, и толпами осаждают школы и МФЦ, а на периферии жители впадают от этой системы в ступор.
– В нашем поселке в школу идут 8 человек, в нашу местную и того меньше, 5–6 думают записаться, – рассказывает сельский учитель Валентина. – Нам-то зачем эта электронная запись? И так учеников и учителей всех знаем наперечет…
Мамы и папы, разобравшиеся в форме записи, не спешат радоваться. В Ростовской области и в Екатеринбурге сотни детей не смогли попасть в 1-й класс рядом с домом. Просто в ночь накануне открытия записи их номера в очереди отодвинулись на сто и больше позиций назад. Места выше заняли льготники.
– Это очень странная ситуация, потому что дети, живущие на закрепленной за школой территорией, – тоже «льготники», дети с преимущественным правом поступления, – говорит юрист Станислав Попов. – Но тут есть тонкости. У детей полицейских, военнослужащих, судей, прокурорских работников действительно есть право внеочередного приема. Но только если это школа-интернат, расположенная по месту прописки. В обычных школах у них первоочередное право, но есть ремарка – «при наличии мест». Сейчас к этой категории льготы добавили детей участников СВО. Преимущественным правом приема в школу обладают дети, чьи старшие братья или сестры уже там учатся, или живущие на закрепленной за школой территории. В некоторых регионах действуют еще местные законы, например, о первоочередном приеме детей учителей. Есть школы, прием в которые осуществляется на конкурсной основе. Учредители имеют право ввести вступительные испытания и опираться на их результаты при приеме.
Другая проблема с законом о льготе для «полнородных братьев и сестер». Они должны учиться в одной школе согласно федеральному закону, принятому в 2019 году. Но многие школы состоят из нескольких корпусов, разбросанных по совершенно разным адресам. Фактически это разные школы, которые чиновники по известному им одним принципу слили в «школьный холдинг». С ситуацией, когда младшего ребенка пытаются зачислить в дальний корпус, столкнулась москвичка Евгения.
– У меня старший пошел в 5-й класс в школу рядом с домом, а младшая вышла из детсада. Разумеется, ее я записала в нашу любимую школу на госпортале. Смотрю, там адрес совсем другой. И да, оказалось, что это корпус номер два. Нам туда надо ехать пять остановок на метро или больше часа на наземном транспорте добираться. Я в ужасе. Сама медик, утром рано нужно быть на работе. Рассчитывала, что старший будет маленькую уводить-приводить, школа-то в нашем дворе. Теперь даже не знаю, что делать…
Но даже когда ребенок уже учится в школе рядом с домом, расслабляться не стоит. В апреле 2023 года родители школьников 6–9-х классов в Рязани пожаловались в Генпрокуратуру на закрытие в школе десятых классов. Мамы и папы учащихся 75-й школы подписали жалобы о грубом нарушении прав своих детей. Они отправили письма в восемь ведомств – детским омбудсменам разных уровней, председателю СК России Александру Бастрыкину.
Скандал разгорелся из-за высокой загрузки. Учреждения закрывают десятые классы, а учащихся хотят перевести в другие школы. По словам родителей, для подростков это «серьезная психологическая травма», потому что о переводе их предупредили незадолго до экзаменов. После жалоб родители сообщили о давлении на детей. Директор и классные руководители начали каждый день приходить на уроки к десятиклассникам и требовать срочно выбрать новую школу. Отметим, эта школа находится в густонаселенном микрорайоне Рязани. В ней учатся около 2,7 тыс. человек. Но по нормативам должны не более 1,1 тыс. человек.
Школы Тюменской области недавно прославились на всю страну своей многочисленностью. В школе №92, например, учатся 8704 ребенка – это больше населения самого большого тюменского села Абатское: там проживают 8094 человека. Учатся школьники в трех корпусах, но возглавляет учебное заведение один директор.
В школе №65 учатся 8105 детей. В школе №94 по сравнению с предыдущими малолюдно: там обучаются «всего» 4710 учеников, однако только первых классов там 20. Лидером по количеству первых классов остается школа №92 – их там 34, и это больше, чем букв в русском алфавите…
В прошлом году случился прецедент. Роспотребнадзор оштрафовал директора новосибирской школы №76 Надежду Равлюк на 30 тысяч рублей за то, что детей в школе больше положенного. Директор попыталась оспорить штраф в суде Октябрьского района, но получила отказ. Тогда за нее решила заступиться прокуратура, которая направила апелляционную жалобу в Новосибирский областной суд. Но и областной суд оставил в силе решение регионального управления Роспотребнадзора.
– Мы считаем, что состава правонарушения нет. В Новосибирске переполненных школ много, можно в любую заходить и штрафовать, – прокомментировала тогда помощник прокурора Октябрьского района Новосибирска Марина Кабакова.
Что же произошло? Школа №76 расположена на одной из главных улиц в городе. В ней учатся в основном дети из активно застраивающихся новых микрорайонов «Марсель» и «Европейский берег», а также окрестных многоэтажек. В итоге при максимально допустимой загрузке в 520 учеников в школе их чуть ли не в три раза больше. При этом отказать в приеме детей в первый класс директор не имеет права – ребята зачислены по месту прописки.
Ситуация не уникальная, а наоборот, типичная для городов России. Уникально то, что за результаты интенсивной точечной застройки ответственность понесла почему-то директор школы.
Если раньше от нехватки школ страдала в основном периферия страны, то теперь из-за массовой застройки страдают от этого и мегаполисы и их пригороды. Все начинается с записи в детсады – малыши вырастают скорее, чем получают возможность попасть в государственный садик. А когда этот этап пройден, возникает новая проблема. Записать ребенка в первый класс становится задачей, решить которую без потерь умудряются не все. Хотя фактически это узаконенное в стране нарушение прав детей. Решение очевидно, оно на поверхности – надо возлагать на застройщиков обязанность возводить новые школы и детские сады. Но пока застройщики жилых кварталов вводят их в эксплуатацию совершенно не заботясь об инфраструктуре, и школы возводятся гораздо медленнее, чем вырастают многоквартирные человейники экономкласса.
Елена ЛАКРИЦ