Skip to content
Top Menu
17.11.2025
  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Газета "Советская Россия"

Газета "Советская Россия"

Выпускается с июля 1956 года

 Версия сайта для слабовидящих
  • Главная
  • Новости
    • Главные новости
    • В мире
    • В потоке событий
    • Голос народа
    • Культура
    • Социальная хроника
    • Политика
    • Слово партнёрам
  • Номера
    • Все номера
    • 2023
    • 2022
    • 2021
    • 2020
  • Авторы
  • Об издании
    • О газете
    • Редакция
    • Блог редакции
    • Написать в редакцию
  • Подписка
  • Реклама
Main Menu
В потоке событий

В Мурманск под огнем

05.05.202310.05.2024 - 1 комментарий
1
Поделился

Накануне Дня Победы над нацизмом и окончания Второй мировой войны публикуем интервью с ветераном войны из стран антигитлеровской коалиции. Британец Джон Харрисон уча, участник северных конвоев, доставлявших через Норвежское и Баренцево моря помощь западных союзников в северные советские порты.

Встреча участников юбилейного конвоя моряков Советского Союза, США и Англии, ходивших в арктические рейсы, крайний слева – Джон Харрисон

С августа 1941-го по май 1945 года караваны британских торговых судов в сопровождении кораблей Королевского военно-морского флота доставляли в Мурманск и Архангельск в рамках программы ленд-лиза военные материалы и вооружение для Красной армии. Северные, или арктические конвои, получившие в Великобритании кодовое название «операция «Дервиш», проходили в условиях арктической непогоды и непрерывных атак немецких подлодок и авиации. Это была одна из самых героических и тяжелых операций британского флота во Второй мировой войне. В ее ходе союзники потеряли 85 торговых и 16 боевых кораблей сопровождения, а также более 3 тыс. моряков.

За четыре года 78 британских конвоев, в составе которых было около 1400 торговых судов, доставили в Мурманск и Архангельск более 4 млн тонн грузов, в том числе 7 тыс. самолетов и 5 тыс. танков. Британский ветеран северных конвоев Джон Харрисон встретил войну 24-летним лейтенантом. Он служил на легком крейсере «Белфаст», одном из кораблей британского флота, входивших в боевое охранение конвоев. Его корабль участвовал также в высадке союзников в Нормандии летом 1944 года. Сейчас крейсер «Белфаст» пришвартован к набережной Темзы в Лондоне и превращен в мемориальный военный музей. В интервью радио «Свобода» Джон Харрисон вспоминает, что с энтузиазмом воспринял объявление Великобританией войны нацистской Германии в 1939 году.

– Это был вздох облегчения. Все мы на корабле с радостью восприняли объявление войны. Я сразу же привел в боевое состояние корабельные орудия. Я был артиллерийским офицером, и это входило в мои обязанности, как и хранение боеприпасов. В дальнейшем я этим занимался на всех кораблях, на которых служил.

 

– Как вы попали на флот?

– Это был мой собственный выбор. По профессии я инженер, и это сыграло свою роль в моем выборе. Мне нравилась моя профессия, и когда меня призвали на флот, то сразу же предложили заняться корабельной артиллерией. В моем подчинении находились корабельные орудия всех калибров, я отвечал за их боеспособность. Такая должность существовала на всех кораблях Королевского флота. Боевая мощь корабля была зоной ответственности таких офицеров, как я.

– В вашей семье были военные? Участвовал ли ваш отец в Первой мировой войне?

– Мой отец работал инженером на авиационном заводе в Фарнборо. В Первую мировую оттуда не брали в армию. Когда мы жили в Фарнборо – мне тогда было четыре года – там работал пленный немецкий офицер, который помогал ремонтировать самолеты. Помню, он подарил мне серебряный бокал и компас. Я тогда впервые увидел этот прибор. Он объяснил, как им пользоваться и как летчики используют его во время полетов. Думаю, это также сыграло свою роль в том, что я стал морским офицером.

– Вы были ранены, когда «Белфаст» подорвался на немецкой магнитной мине. Как это произошло?

– Я служил на «Белфасте» с первого дня, когда он сошел на воду в 1939 году. Мне очень повезло в тот день, когда корабль подорвался на магнитной мине. Было это в ноябре 1939-го. Стояла прекрасная погода, и почти весь экипаж находился на верхней палубе. Пробоина была ниже ватерлинии. Из-за этого всем нам повезло: был ранен лишь 21 человек, в том числе и я, и только один человек погиб. Это стало уроком для Адмиралтейства: после этого инцидента был изобретен способ размагничивать корабли. Это спасло многие жизни и множество военных кораблей и торговых судов.

– После ремонта «Белфаст» участвовал в северных конвоях, и вы продолжили на нем служить. Насколько опасны были походы в Мурманск с грузом для Красной армии?

– Служба на море, где бы вы ни находились, всегда опасна. Особенно во время войны. А суровые погодные условия походов в Мурманск под атаками немцев были вдвойне опасны. Если вы идете служить на флот, вы ожидаете непогоду. Нашей главной заботой во время конвоев было избежать атак немецких подлодок и самолетов, особенно при проходе у берегов оккупированной немцами Норвегии. Меня больше всего заботили на «Белфасте» корабельные орудия, их боеготовность и исправность. Мы эскортировали и охраняли торговые суда, причем не только британские, но и русские. Поход в Мурманск был очень опасным. Когда мы добирались туда, русские нас очень благодарили за грузы и за охрану. Надо сказать, что это была нелегкая работа – пробиваться в Мурманск под немецким огнем. Потери всегда были немалые. После ранения врачи списали меня с корабля и отправили в госпиталь. Я хотел было остаться в строю, но врачи приказали: «Госпиталь! Только госпиталь, и никаких разговоров!»

– Какой груз перевозили северные конвои?

– Продовольствие и вооружение. Главным образом продовольствие, но за оружие русские были особенно благодарны. Помню, случился один странный эпизод. По приходе в Мурманск кто-то из моряков дал женцине на пирсе плитку шоколада, но у нее ее отобрали какие-то официальные лица.

– Какое впечатление произвели на вас русские в Мурманске?

– Мне они понравились. Они прекрасно понимали, что происходит, и были очень гостеприимны, давали нам все, что мы хотели. Чаем угощали. Конечно, рекой лилась водка. В общем, нас принимали очень хорошо. Русские были очень благодарны за груз и за то, что я приводил в порядок орудия на их кораблях. Надо сказать, что я отвечал еще и за все орудия, которые были на торговых судах, а многие из них принадлежали русским. Их благодарность была безмерной. Меня удивило тогда, что у русских все врачи были женщинами. И они были очень благожелательны. Все русские, с которыми мы встречались, относились к нам просто замечательно.

– Как сложилась ваша жизнь после войны?

– Меня откомандировали в штаб-квартиру Королевского флота, где я получил новое назначение в Глазго. Там я долго работал после войны. Когда я вернулся домой – как сейчас помню, в 3.30 пополудни, – то сказал жене, что я в полном порядке, полностью излечился после ранения. На что она ответила: «Замечательно, ступай наверх, отдохни!» Однако из-за моего не совсем удовлетворительного после ранения состояния мы с женой решили, что не будем больше иметь детей. У нас был ребенок, но он умер во время войны.

Генри МАКСАМ

The New York Times (США)

Другие материалы номера

  • С праздником Победы!
  • Прочитано в СР
  • Наша память – наша совесть – наша сила
  • Концерт на поле боя
  • Клятва народных мстителей
  • День Победы и Четвертый рейх
  • Водяной — соратник Мотороллы
  • В небесную команду Гастелло
  • Бессмертный полк семьи
  • Банкстеры
  • «Бессмертный полк» шагает по планете

Похожие новости

15 ноября в Подмосковье состоялся II (ноябрьский) пленум ЦК КПРФ

17.11.2025

Крепнет трудом орловский тыл

17.11.202517.11.2025

Освобождаем родную землю

17.11.202517.11.2025

Навигация по записям

Предыдущая новость «Бессмертный полк» шагает по планете
Следующая новость В небесную команду Гастелло

Свежий номер

  • 127 (15683), 15 ноября 2025 г.

    127 (15683), 15 ноября 2025 г.

    15.11.2025

Календарь публикаций

Май 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
« Апр   Июн »

Архив номеров

Май 2023
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
« Апр   Июн »

Опрос

Подорожание чего Вы сильнее всего ощутили в последнее время?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Мы в соц.сетях




Блог редакции

  • Как стать участником форума (комментатором) на сайте. Подробная инструкция
  • Требуется ваша помощь!
  • Обновляем сайт
  • Готовимся к переезду

Свежие комментарии

  • Prokoview к записи Вечное бремя природы
  • robot к записи «Стране необходима Программа Победы»
  • yurij к записи Вечное бремя природы
  • yurij к записи Освобождение от должности
  • yurij к записи Продукты дорожают

Слово партнёрам

  • Магнитные трековые светильники: революция в освещении интерьера

  • Сравнительные характеристики шипованной и нешипованной зимней резины

  • Продвижение сайта по высокочастотным вхождениям

  • Экология и недвижимость: Сколько стоит вид на парк в Москве?

  • Одни из лучших компаний по ремонту квартир в Москве — ТОП 10

Праздники

Ноябрь 2025

Понедельник, 17 ноября

Весь день
День участковых уполномоченных полиции в России

Ежегодно 17 ноября в России отмечается профессиональный праздник — День участковых уполномоченных полиции (до 1 марта 2011 года — «День участковых уполномоченных милиции»), установленный приказом Министерства внутренних дел РФ № 868 от 6 сентября

https://www.calend.ru/holidays/0/0/1239/
Повторяется ежегодно

Об издании

Газета «Советская Россия»

Свидетельство о регистрации СМИ №01218 от 29.06.1992

Главный редактор: В. Чикин

Разработка

Сайт создан в Site Works

ВОЗРАСТНОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ

21+

Меню

  • О газете
  • Редакция
  • Блог редакции
  • Подписка
  • Правила поведения на сайте
  • Реклама
  • Старый сайт
  • Старый HTML сайт
Авторсие права: © 2025 Газета "Советская Россия".
Работает на Wordpress
Главная
Вход
Вход
Регистрация
Регистрация
Авторизация
Регистрация
*
*
Войти, используя социальный аккаунт
Вход Потеряли пароль ?
Авторизация
Регистрация
*
*
*
Пароль не введен
*
Войти, используя социальный аккаунт
Зарегистрироваться
Авторизация Регистрация
Генерация пароля
Получить новый пароль