У Азизы Нормухамедовой беда: Червишевский рынок в Тюмени закрывается, а покупатели не рассчитались с ней
– 25 лет назад я приехала в Тюмень из Ташкента. Нужно было кормить семью, у меня четверо детей. Всё делала с нуля, своими руками, – рассказывает женщина, с горечью осознавая, что теперь придется начинать всё сначала. Снос рынка для нее – переломный момент в жизни. Ей теперь нужно искать себе новое место работы и «строить бизнес» заново.
Женщина буквально жила на работе. Приходила к своему небольшому магазинчику у входа на рынок рано утром, приводила прилавки в порядок, перебирала овощи, фрукты и торговала. А вечером, когда улицы пустели, гасила свет, всё закрывала и уходила в съемную квартиру неподалеку. И так долгие годы. За это время покупатели уже примелькались. Люди приходили к ней за ароматными абрикосами и свежей зеленью, а заодно делились семейными новостями, радостями и горестями. Потому Азиза и накладывала целый пакет продуктов и отдавала в долг – до пенсии. Позже такое сердоболие сыграло злую шутку с ней. Теперь на помятых листках, куда вписывались все должники от руки черным фломастером, нарисованы страшные цифры. Это огромные суммы с шестью нулями, которые так и не отдали постоянные покупатели Азизе.
– Я на этом месте столько лет стою. Понимаете, это уже мне не чужие люди, они мне родственники. Как я им откажу? Берут ведь кто: бабушки, дедушки в основном. Берут картошку, а сами на фрукты смотрят. Ну как я не угощу? Одна женщина аж на колени упала передо мной и благодарила, когда я ей груши подарила. Я ей говорю: «Зачем так делаете, моя хорошая?» А она говорит, что груши давно не ела. Нет денег у людей, понимаете, нет. Многие хотят внучат угостить, у кого-то день рождения или еще праздник. Наберут фруктов и овощей и просят отдать деньги с пенсии. Я им доверяю, даю, – рассказывает женщина. – Меня ругают, говорят: «Зачем в долг даешь, зачем бесплатно отдаешь?» А кто им поможет? «Пятерки», «Монетки» ваши им в долг не дают. Мне не жалко, я помогу. Только обо мне никто не думает. У меня у самой перед базами долги…
Сейчас женщине должны больше двух миллионов рублей. Некоторым покупателям возвращаться на рынок стыдно – денег-то как не было, так и нет. Потому Азиза иногда буквально вылавливает людей, идущих с работы домой, и напоминает им о долгах. Правда, в ответ снова слышит безнадежное: «На днях отдам, вот получу и отдам».
Многим Азиза простила долги. Прямо при нас в последний рабочий день рынка она, окончательно потеряв надежду, разорвала свою долговую книгу и выбросила. Она не обижается на людей. Единственное, что ее тревожит сейчас, – собственная судьба.
После закрытия рынка ей нужно вместе с остальными торговцами срочно съехать. Но продуктовый прицеп, который покупают в качестве мобильных магазинчиков, стоит примерно полмиллиона рублей. Таких денег у женщины нет. Возможно, если бы ей удалось собрать деньги со всех должников, то этой проблемы и не было бы. Но пока у Азизы только один план – пытаться работать в своем старом ларьке на закрытом рынке.
Она неуверенно рассуждает, как ей устроиться, а потом со вздохом добавляет: «Всё будет хорошо, главное, чтобы все были живы и здоровы. Будет здоровье – будет и работа».
Работать нелегально, как это делают многие в городе, Азиза не готова рисковать. Говорит, что это грозит не только штрафами, но и конфискацией товара. Да и не привыкла женщина так торговать. На родном Червишевском тракте свободных мест в магазинах пока нет. А арендовать земли – чертовски дорого. Тем более владельцы просят деньги года на два вперед.
Люди объединились, стучат во все двери, чтобы власти пересмотрели свои планы. Они уже обратились в администрацию и к депутатам. Но ответ пока один: земля не муниципальная и выделена застройщикам… А люди, выходит, не муниципальные…
Юлия МАЛЬЦЕВА
Тюмень