Первый заместитель руководителя думской фракции КПРФ ростовчанин Николай Васильевич Коломейцев, отвечая на вопросы корреспондента «Советской России» Г.Платовой, делится впечатлениями о мятежном шествии с 23 на 24 июня 2023 года по Ростову-на-Дону и другим российским регионам Частной военной компании (ЧВК) «Вагнер» во главе с ее командиром Евгением Пригожиным:
– Вагнеровцы вошли в наш город ночью, примерно, с 3 до 5 утра с пятницы на субботу, с 23 июня на 24-е. Сейчас говорят, что они захватили город. Нет, это был не захват… Они вошли в Ростов-на-Дону организованно. В это раннее время мало кто видел, как входила ЧВК… Но, те, кто видел, приветствовали военных. Никто ничего плохого не подумал: заходит воинская часть, а у нас много ростовчан сегодня в армии, служат, участвуют в СВО.
В 6 утра 24 июня мне начали звонить дальневосточники, сибиряки, секретари партийных отделений: что у вас там происходит? А я еще спал и толком ничего не мог объяснить.
Потом начал узнавать, смотреть…
По мере пробуждения города события стали развиваться активно. Вагнеровцы оцепили центр города, блокировали мэрию, управления ФСБ, УВД и штаб Южного военного округа, военные аэродромы, в частности, в Миллерово.
Танки стояли в центре Ростова, было их относительно небольшое количество. Военные в камуфляже с автоматами находились в танках и на броне. Всего, думаю, было до батальона.
После того как ЧВК блокировали ведомства, начали собираться горожане, наблюдать, но враждебности не проявляли. Некоторые спрашивали военных: почему вы не на фронте? А большинство людей просто подходили, глазели, фотографировались, даже без особого удивления воспринимали появление военизированных подразделений в городе. Ростовчане угощали солдат продуктами, водой…
Ростов нормально относится к военным. Кроме того, как я полагаю, до трети состава военнослужащих СВО – южане, уроженцы Донецка, Луганска, ростовчане, краснодарцы, ставропольцы… Вошедшие в Ростов вели себя спокойно, и местный люд им отвечал тем же.
Не думал, что будет «поход». Но беспокойство было. Я видел, какие были настроения в этой компании. На заседаниях Госдумы наша фракция КПРФ, Геннадий Андреевич, генерал Виктор Иванович Соболев, я много раз ставили вопрос: каким законам подчиняется ЧВК? У нас нигде ничего не сказано о частных военных компаниях. Госдумой принято около 38 законов, касающихся военной службы. В них есть нормы, запрещающие порочить армию, высшее командование во время СВО. Однако Евгений Викторович Пригожин был на особом положении. Ему позволялось выражать «вольнодумные» суждения в адрес высших чинов. Почему такая привилегия у Пригожина? Может, потому, что он трижды герой – Герой России, Герой ДНР, ЛНР? При любых наградах такое недопустимо в армии, особенно когда идут бои. Почему всем запрещено так вести себя, вплоть до привлечения к ответственности, а его не пресекают?
И вот – мятеж, «Марш справедливости», как сообщил по всем доступным каналам Пригожин, они пошли на Москву, разбираться с руководством армии.
Должен отметить, что у них, у вагнеровцев, четко поставлена информационная работа. На YouTube постоянно выбрасывались сообщения об их решениях, заявлениях, можно было в режиме онлайн смотреть, что там у них происходит, где находится Пригожин, его подразделения.
Считаю, что мог бы генерал армии, Герой России, начальник Генштаба Валерий Герасимов встретиться с Пригожиным и разъяснить, что к чему. Хотя бы потому, что он, Герасимов, приглашал Пригожина в свое время…
Вагнеровцы шли несколькими колоннами в нескольких направлениях. Одна – в Ростов, вторая – в Воронеж, где случились боестолкновения. Третья группа отправилась непосредственно по М4 в сторону Москвы. Народа в ЧВК достаточно, 25 тыс. военнослужащих, а это две с половиной полнокровных сухопутных дивизии.
Чтобы напугать вагнеровцев, в Воронежской области подняли несколько боевых вертолетов, летчики открыли огонь по колонне ЧВК. Они стреляли по вагнеровцам, а вагнеровцы по ним. Погибли два летчика. Псковский губернатор Ведерников сообщил, что 24 июня в боестолкновении с мятежниками погибли военнослужащие Псковского территориального гарнизона, экипаж Ка-52 – подполковник Алексей Ворожцов и лейтенант Денис Олейников.
Наших врагов это радует. А Пригожин будто бы сказал: всех, кого пошлете, собьем. И, как видим, исполняет свои угрозы.
Лукашенко убедил Пригожина остановиться. Как только договоренность была достигнута, подразделения «Вагнер» развернулись и пошли в свои расположения. Лукашенко решил проблему и предотвратил худшее.
…Я вообще думал, что этот «марш справедливости» – постановка какая-то. Смотрю, что кадровых решений нет. Меня это очень тревожит: после столь серьезных проколов, которые высветил этот мятеж, до сих пор никаких выводов.
Я в течение года поднимаю в Госдуме вопрос о том, что неправильно, когда там «махновские подразделения» присутствуют на линии фронта. Мы считаем, что в армии, должно быть единоначалие.
У нас нет закона о ЧВК. А у нас же, кроме ЧВК, есть подразделения разных олигархических структур. Мы, коммунисты, считаем, что они должны быть в едином армейском строю под единым руководством. Надо возвращаться к классической структуре армии.
Да, за военные подвиги мы не можем хаять пригожинцев. Там действительно очень подготовленные наемники, профессиональные военные, которые имеют боевой опыт чеченских, сирийских, африканских кампаний. В спор с ними даже Нацгвардия не вступает.
Что будет с Пригожиным? О нем можно не волноваться. Сам президент Путин говорит, что Пригожин получал в год из бюджета 86 млрд рублей на содержание своей ЧВК и на все остальное. Они же его вскормили. А теперь – мятеж, мятеж…
Во вторник на заседании Госдумы я вновь поднял этот вопрос. Все соглашаются: да, нужна рабочая группа, чтобы она, исследовав происходящее, подготовила необходимые поправки, а мы их оперативно примем и вернем армии единоначалие… Комитету по обороне поручили заняться. Но, по моим наблюдениям, отношение думского большинства по-прежнему легковесно, даже ненормально.
Распространено мнение, что Пригожин – инструмент в руках околокремлевских групп… Вы ж видите, что 100 чиновников сбежали в Баку, в Турцию. Мы, коммунисты, задаем Володину вопрос: назовите фамилии, кто сбежал, это ж и есть настоящие предатели, и нужно принимать экстренные жесткие меры… Дело не в Пригожине, а в системе.
…Если не наведем порядок в законах, в тактике и стратегии в проведении СВО, нас ждут очень трудные времена. А Россия уже устала от всех трудностей, принесенных капитализмом.