Европейский суд по правам человека посчитал российскую систему распознавания лиц противоречащей сразу двум статьям конвенции о правах человека. 4 июля ЕСПЧ опубликовал решение по делу активиста Николая Глухина, в котором признал массовое (неизбирательное) использование системы распознавания лиц нарушающим право на неприкосновенность частной жизни и противоречащим «насущной общественной потребности». Также, ссылаясь на доклад комиссариата ООН и международные конвенции, ЕСПЧ постановил, что распознавание биометрических данных участников мирных собраний противоречит свободе самовыражения и создает условия для различных злоупотреблений.
Активиста Николая Глухина задержали в московском метро 30 августа 2019 года – через несколько дней после его одиночного пикета в поддержку обвиненного по «дадинской» статье Константина Котова. Опознать Глухина на станции метрополитена помогла работающая в автоматическом режиме система распознавания лиц. Отвечая на обвинения ЕСПЧ в нарушении права на неприкосновенность частной жизни, представитель России заявил, что распознавание лиц участников мирных собраний якобы необходимо для профилактики экстремизма. Однако суд не счел эти доводы существенными и постановил выплатить Николаю Глухину компенсацию в размере 16 200 евро.
Чтобы разобраться в том, как и в каких масштабах российские силовые структуры используют систему распознавания лиц для борьбы с несогласными, ЕСПЧ обратился к вышедшему в начале 2022 года докладу правозащитного проекта «ОВД-Инфо» (признан иноагентом в РФ).