Как живут северные сельские библиотеки.
Волонтеры проекта «Помощь сельским библиотекам Русского Севера» рассказали, как библиотекари из северных регионов страны возят книги в соседние деревни на санках и почему для местных жителей библиотеки – настоящие места силы.
«Деревенька наша маленькая, нет и ста человек. Нет у нас школы, ни садика, ни дома культуры. Слава Богу, есть магазин и медпункт, ну и библиотека. Это уже замечательно. Библиотека уже тоже по всем нормам должна быть закрыта, но руководители хорошие. Работаю на 0,5 ставки. Библиотека находится в помещении с двумя комнатками 3×3. Зимой очень холодно, есть печка, но такое здание, что все тепло уходит в пустоту. Всю зиму я сижу не снимая куртки, мерзнут руки и ноги. Как я приглашу на мероприятие в такой холод? Хорошо, что приходят за книгами, которые я привезу из Центральной библиотеки. Детей зимой нет. Когда смотрю посты своих коллег о мероприятиях, слезы на глазах от радости за них, что у них есть с кем проводить. Летом ребята приезжают к бабушкам, и они очень любят ходить в библиотеку. Правда, книг я им новых предложить не могу. Любят ребята что-то мастерить, клеить, рисовать. Немного за зиму что-то я им припасу. Но когда у нас весь материал заканчивается, купить негде. Надо ехать в район за 50 км».
Вот такое письмо библиотекаря из маленькой северной деревни было опубликовано на странице проекта в интернете. С помощью этого сообщества жители больших городов отправляют книги в российские села и деревни. Таких рассказов здесь очень много. Сейчас в сообществе состоят 12 тысяч человек.
Маргарита Баева уже примерно 30 лет преподает русский язык и литературу, сейчас она учит детей в частной московской школе. Еще в детстве, вспоминает Маргарита, у нее возникла непреодолимая любовь к Северу. Ее отец снимал там фильмы и привозил домой, в Москву, северные рассказы Юрия Казакова и Юрия Арбата. Вместе с сестрой Маргарита зачитывалась книгами и в 19 лет решила отправиться на Север вместе с отрядом ВООПИК – Всероссийского общества охраны памятников искусства и культуры. Оно возникло в 1965 году, в рамках движения добровольцы отправлялись в регионы и восстанавливали храмы и другие памятники. ВООПИК существовал на взносы активистов и помощь от государства.
В 1991 году 19-летняя Маргарита с подругой пришли в здание ВООПИК на Кропоткинской и попросили взять их в экспедицию. «Руководитель внимательно посмотрел на нас, потом обратился к коллеге: «Может, взять их как женщин для еды?» Я так переволновалась, что на секунду подумала, будто нас и правда съедят. Конечно, это означало готовить еду в поездке».
В итоге Маргарита вместе с компанией друзей поехала на Северную Двину, в село Кальи. В Архангельской области они две недели восстанавливали памятники деревянного зодчества, чинили церковь и колокольню: «Я никогда не забуду, как мы уплывали на корабле по Северной Двине мимо деревни Кальи, пока вдали исчезали храмы, похожие на серебряные средневековые замки».
На следующий год Маргарита хотела вернуться и продолжить работу, но из-за развала СССР у организации начались сложности – остались только единичные отряды. Двадцатилетние студенты не представляли, как самостоятельно организовать поездку, где найти леса для стройки, как заплатить архитекторам и мастерам.
Какое-то время Маргарита вместе с друзьями помогала группам археологов и историков с раскопками и восстановлением мостовых на Соловках. Она стала немного забывать про Архангельскую область, но все еще хотела вернуться. А в 2009 году узнала от друга, что постройки, над которыми они работали, сгорели. Обычный пожар в жарком мае из-за высокой нескошенной травы.
«Если бы я туда ездила и хотя бы косила траву вокруг, они бы не сгорели, огонь бы не дошел. Я поплакала-поплакала и поняла, что нужно что-то делать. Иначе многовековая красота сгорит, разрушится, а ведь это культура мирового значения. Прямо как египетские пирамиды».
В 2009 году Маргарита начала вместе с друзьями регулярно ездить на Север и восстанавливать храмы. Через несколько лет знакомый посоветовал ей организовать фонд. Назвать его решили «Вереница». Героине сюжета название кажется символическим: «Мы действительно вереницей, как птички, отправляемся на Север и тихонечко помогаем». Вместе с другими волонтерами фонда она стала регулярно путешествовать на Север, теперь уже в составе «Вереницы».
В путешествиях активисты часто встречали библиотекарей. Те помогали с реставрацией храма и проводили экскурсии по окрестностям. Маргариту сразу восхитила их стойкость: «В своих маленьких холодных библиотеках женщины героически делали всё: и разгребали снег, и топили печку, и проводили мероприятия для местных. Ездили на семинары в ближайшие города. Нередко им приходилось ради этого долго ехать на автобусе».
Волонтеры поняли, что переводить деньги библиотекам бессмысленно: во многих селах нет книжных магазинов. Даже при большом желании библиотекарь не сможет купить новую литературу. Тогда активисты начали брать с собой в поездки книги и отдавать библиотекарям: «Они плакали от счастья, потому что не верили, что кто-то за тысячи километров может их поддержать».
Обычно сельская библиотека располагается не в отдельном здании, а в здании сельского клуба. Маргарита уверена, что таким библиотекам еще повезло – клубное отопление распространяется на библиотеку, и библиотекарь не замерзнет зимой. К тому же ему в такой ситуации хотя бы есть с кем поговорить, рядом есть работники клуба. Если же клуб ремонтируют или закрывают, потому что жителей в селе становится мало, библиотеку пытаются куда-нибудь перенести. Часто сельские библиотекари сидят в валенках и топят печь, потому что электрическое отопление слишком дорогое. В библиотеки, расположенные в отдельных зданиях с собственной печкой, местные жители по возможности приносят дрова.
В селах и деревнях много читают. Отчасти потому, что в некоторых населенных пунктах совсем нет интернета. Библиотека там – настоящий центр культуры. В ней собираются на праздники и тематические вечера. «Читают женские романы, потому что женщин в селах много. Любят и классику. Часто просят отправить книги местных писателей и энциклопедии. Мир у местных жителей маленький, редко кто выбирается даже в уездный город», – замечает Маргарита Баева. Маргарита признается, что сотрудники фонда даже немного устали от запросов на «желтую литературу», поэтому стараются не отправлять слишком остросюжетные романы.
Один библиотекарь рассказал Маргарите, что за год получил от государства всего лишь восемь книг: «Библиотекари готовы терпеть всё, но когда приходят читатели и нет книг… Люди не могут из года в год читать одно и то же. Даже красочные детские книги в сельских библиотеках обычно потертые. Восемь книг на тысячное село – это преступление».
В сообществе «Помощь сельским библиотекам Русского Севера» рассказывают, что чаще всего библиотеки просят детские книги и книги для молодежи. Население постарше интересуют истории про сельскую жизнь. Обязательно крупным шрифтом.
Волонтеры долго добивались от библиотек продуманных списков пожеланий. Одна из них рассказывает: «Списки в лучшем случае состояли из известных им с советских времен авторов – как детских, так и для взрослых. Долгое время учили просить не только книгу «Зулейха открывает глаза». У некоторых до сих пор заходишь в раздел с книжными запросами, а там просто фраза «Пришлите современные книги», сами не знают какие. Те, кто с нами уже давно, научились работать со списками, добавляют туда авторов, о которых рассказываем мы или дарители». Среди журналов часто заказывают издания «Пенсионерочка» и «1000 советов». Детям – «Почемучкам обо всем на свете», «Непоседа» и «Классная девчонка».
Кроме нехватки книг сельские библиотекари вынуждены иметь дело с десятком других проблем. Маргарита Баева вспоминает, что многие библиотеки Вологодской области просто закрылись в 2014 году: «Сейчас редко где есть библиотеки, если в селе живет сто жителей. Понятное дело, что так, наверное, положено, но это большая трагедия не только для человека, который там работал, но и для всей деревни».
Библиотекарь в селе должен не просто выдавать книги, но еще и проводить мероприятия для местных жителей, заполнять вручную формуляры. Но в селах этих специалистов часто сокращают, переводят на полставки, где вместо 20 тысяч в месяц они получают 10. Количество работы при этом не сокращается.
«Дети приходят в библиотеку из разных социальных слоев, в основном из неблагополучных семьей. Однажды они у меня на мероприятии съели весь сахар. Я не представляла, что есть семьи, где дети голодают в наше время. Стала на мероприятия привлекать местных бабушек, которым мы помогаем с «Волонтерами». Те пекут пирожки и угощают детей. Дети стали приходить, зная, что их покормят, обогреют, помогут. Теперь мы даже одежду собираем и носим в такие семьи. Как-то со временем даже в селах теряется связь между людьми, живут обособленно. Я стараюсь, чтобы все знали, что есть место на селе, куда можно прийти со своей бедой», – говорит Маргарита.
Некоторые библиотеки работают в выездном режиме. Библиотекарь сам добирается в соседние деревни и привозит туда книги. Повезло, если у него есть свой транспорт. Однако многим приходится часами ехать на автобусе, а некоторые и вовсе несколько километров тащат книги на санках по сугробам.
Когда волонтеры «Вереницы» узнали, что библиотеку в трех километрах от деревни Гридинская в Архангельской области хотят закрыть, потому что в селе осталось всего лишь шестьдесят человек, они взяли на себя оплату электричества. Государству оставалось только выдавать зарплату библиотекарю. Так продолжалось два года, пока не нашлось небольшое здание с печкой, куда библиотека могла переехать. Местные жители, женщины и дети, сами отремонтировали помещение и перенесли книги в новое место.
В 2016 году добровольцы фонда «Вереница» создали свою группу «Помощь сельским библиотекам Русского Севера». Люди начали жертвовать свои книги, нашлись волонтеры, занимающиеся доставкой литературы в села и деревни.
Евгении 40 лет, она живет в Петербурге, воспитывает троих детей и работает менеджером по продажам. Несколько лет назад она увидела объявление о сборе книг для деревенских библиотек и приступила к их рассылке. В основном она отправляет детские и подростковые произведения: «Ребенку проще привить любовь к чтению с помощью новой литературы, а такой в небольших библиотеках не бывает. Дети в селах и деревнях не могут держать в руках новые, яркие, красочные книги».
В 2019 году Евгения прочитала истории библиотек из Вологодской области. Она упорядочила просьбы от библиотек. Благодаря этому появилась картотека, где библиотеки сгруппированы по регионам, областям и районам.
Дарят книги сельским библиотекам обычные люди разных профессий и увлечений, которых объединяет любовь к литературе. Часто библиотекари называют их «феями» и «волшебниками». Кто-то в сообществе помощи постоянно ищет скидки и акции, гаражные распродажи, кто-то откладывает и собирает деньги на почтовые расходы, кто-то организует сбор литературы и средства на отправку у себя на работе. Некоторые люди помогают годами, а некоторые разово – например, когда разбирают свою библиотеку или передают книги, из которых выросли дети.
Как рассказывает Евгения, многие дарители сталкиваются с выгоранием – в том числе потому, что некоторые библиотеки не пишут о получении книг и не рассказывают, как изменилась их жизнь с новой литературой. Поэтому волонтеры часто пишут рассказы и благодарности библиотекарей и проводят конкурсы. Евгения считает, что такие мероприятия интересны участникам, потому что многие дарители никогда не увидят вживую те библиотеки, которым помогли.
«Помощь сельским библиотекам Русского Севера» – это не фонд, у сообщества нет финансирования. Волонтеры общаются между собой виртуально, многие никогда не встречались в жизни.
Помочь сельской библиотеке может любой желающий. Человек, который хочет отдать книги, может написать об этом. Библиотекарь, которому нужны книги, свяжется с ним и уточнит условия доставки. Обычно дарители сами оплачивают доставку и отправляют литературу почтой. Даритель может выбрать конкретную библиотеку, которой он хочет помочь, или ждать, пока желающие откликнутся на его объявление.
Участники сообщества также могут подарить библиотекам подписку на журналы и газеты. Библиотеки пишут, какие периодические издания им интересны, администраторы заносят их в специальную таблицу, а дарители оплачивают подписку. Библиотекам нужны не только книги, но еще и канцтовары, материалы для творчества и рукоделия, настольные игры. Все это помогает библиотекарям проводить мероприятия для местных детей.
Сейчас волонтеры помогают не только северным библиотекам – в списках помощи находятся библиотеки 39 регионов России. За 2021 год библиотеки-участники сообщества получили 66 131 книгу, рассказывает Евгения.
Активисты хотят «дожить до времени, когда библиотекам не понадобится помощь», и мечтают, чтобы у них появились партнеры – транспортные компании, которые бы могли возить небольшие посылки по России в сельские библиотеки.
Подготовила Елена ЛАКРИЦ