Вечером 12 июля в Шайдурихе вспыхнул мощный пожар. Огонь с двух сторон охватил уральское село и стремительно пожирал деревянные строения. На руку стихии сыграли сильный ветер и жаркая, засушливая погода.
Жители Шайдурихи жаловались на запах гари, тянущийся со стороны лесов, несколько дней подряд. Массовые сообщения о пожаре в самом селе стали поступать около шести часов вечера. Огонь вплотную приблизился к садовым участкам.
Глава округа не отрицает, что лесные пожары бушевали вокруг села. По его словам, еще утром один из пожаров был на расстоянии более 7 километров от населенного пункта.
Местные жители сообщают, что пожар перешел с леса вблизи озера Аятского.
«Несколько дней со стороны озера шел дым, но огня видно не было. В какой-то момент я решила отвезти детей в соседнюю деревню. Собрала документы. А когда вернулась, уже был открытый огонь, – сообщила местная жительница. – До домов огонь дошел буквально за полчаса-час, вероятно, из-за сильного ветра».
Большая часть населения поспешила собрать вещи и покинуть свои дома. Некоторый процент в селе все же остался: эвакуировались 290 человек из 365.
«Несколько домов, несколько улиц сгорело. Кладбище, лесопилки… Мы чудом выехали. Ветер сменился в нашу сторону, все начало гореть. Там столько машин, вертолеты летают, будто со всей области спасателей пригнали. Еще позавчера пепел был по всей деревне, дышать было нечем! Все звонили [в экстренные службы], а нам говорили: «Всё под контролем!» Вот тебе и контроль», – жалуется местная жительница.
Примерно в 21:20 Александр Берчук, глава Невьянского округа, сообщил о введении режима ЧС. Он будет действовать до 12:00 21 июля. Одновременно с этим в село выехали министр общественной безопасности области Александр Кудрявцев и глава свердловского ГУ МЧС Виктор Теряев.
Значительная часть населения осталась без крыши над головой: сгорело 41 строение, 13 из них – жилые дома. Остальные – дачные сооружения.
«Погорельцев у нас 35 жителей, из них 3 детей. От пункта временного размещения они отказались, завтра мы встречаемся с ними, чтобы узнать, понять их потребности по обеспечению жильем, и будем уже принимать решения», – сообщил Александр Берчук.
Пункт временного размещения организовали в невьянском Доме культуры, за условиями проживания там следила прокуратура. Ведомство сообщило, что погорельцам будет оказана вся необходимая правовая помощь, в том числе в получении выплат из-за утраты имущества.
Позднее Евгений Куйвашев заявил, что сгоревшие дома жителей Шайдурихи будут восстановлены.
От массовой эвакуации села отказались. Те, кто остался в Шайдурихе, продолжали отстаивать свои дома вместе со спасателями. Также на место тушения приезжали волонтеры.
По словам историка и гида Татьяны Мосуновой, Шайдуриха очень важна для Урала.
«По легенде село было основано еще в XVII веке, в 1680 году. Это время начала нашей металлургии, строительства первых заводов. В 1703 году там уже точно жили люди. То есть это село как минимум на 20, а то и на 40 лет старше Екатеринбурга. Именно там после окончания духовной семинарии преподавал Павел Бажов», – рассказала Мосунова.
Гид отметила, что в Шайдурихе много исторических красивых домов. «Если мы ищем уральскую идентичность, это как раз те места, где она сосредоточена. Наверное, поэтому люди и не уходят оттуда, хотя их пытаются оттуда эвакуировать. Они смотрят, как горит всё, что они наживали всю жизнь», – отмечает краевед.
Шайдуриха – одна из самых посещаемых туристических частей Свердловской области. Экскурсоводы очень обеспокоены, что село постигла такая большая беда.
Свердловская область еще не успела забыть страшную трагедию в Сосьве, которая почти целиком сгорела весной 2023 года. И вот этот кошмар опять повторяется в регионе.
От домов и надворных построек села лишь кое-где остались еще стены. Шайдуриха пережила большой пожар, одна улица выгорела полностью, за что получила название Новая. Теперь ее впору переименовывать заново: домов там опять не осталось.
«Я вообще-то в отпуске! Но тут такое началось, моих ребят из соседнего поселка выдернули сюда, нельзя было остаться в стороне. Тушить будут еще очень долго. Сейчас огонь локализовали, но все может измениться. Может, где-то в дачном домике искра прилетела, занялась и шает (тлеет. – Прим. ред.) сейчас потихоньку. А потом вспыхнет – и всё по новой», – рассказал один из спасателей.
«Страховая сказала, что если этот пожар признают чрезвычайной ситуацией, то никто ничего не будет компенсировать. У нас в деревне принято страховать дома, все-таки дерево, пожар возможен. У отца моего тут пилорама старая – вот, горит. Хорошо еще, что много лет уже не работала, леса там не было, но все равно обидно, – отмечала местная жительница Елена. – Надо сейчас еще магазин как-то спасать, он без электричества остался».
Она была не в Шайдурихе, когда ей сказали, что надо ехать домой. Елена вернулась, отвезла детей в безопасное место.
«Уже было очень много дыма, а через час или даже еще раньше пламя оказалось в поселке. И, главное, с двух сторон его охватило. На той улице была пара заброшенных домов, может, в этом дело. Не знаю, почему огонь пришел как будто с двух сторон», – вспоминает женщина.
Пламя действительно охватило село с северо-восточной и юго-восточной стороны. Почему так получилось, сказать сложно. Местные полагают, что огонь мог дойти от Аятского озера до Шайдурихи сразу в нескольких местах, а переменчивый ветер мог раздуть пламя на дальнем от озера конце. Сразу несколько человек отметили, что дым со стороны озера шел несколько дней и там сгорели рыбацкие домики.
При пожаре погибла женщина. Тело нашли во время разбора сгоревшей дачи. Ей был 71 год. 73-летний муж погибшей обратился в скорую помощь с ожогами первой и второй степени, сейчас он находится в пункте временного размещения в Доме культуры Невьянска.
Еще двое мужчин получили серьезные ожоги, им тоже оказали помощь медики скорой помощи.
«Зарегистрировано два обращения. Одно от мужчины, получившего ожоги нижних конечностей, он был госпитализирован в Невьянскую больницу. Его состояние специалисты оценивают как удовлетворительное. Еще один мужчина получил ожог кистей рук, помощь ему была оказана на месте, от госпитализации он отказался», – отметили в департаменте информполитики региона.
Утром 13 июля пожар удалось локализовать на площади 4100 квадратных метров. Сейчас к тушению привлекли авиацию.
«Сейчас силы и средства пожарных сосредоточены на ликвидации отдельных очагов возгорания. Планируется задействовать и авиацию – вертолеты МИ-8 МЧС России и Министерства обороны. Также в готовности находится самолет-амфибия БЕ-200 ЧС, ночью он прибыл в Екатеринбург», – пояснили спасатели.
«Советская Россия» писала о страшных пожарах в Свердловской области в конце апреля. Тогда огонь полностью уничтожил поселок Сосьва. В общей сложности в регионе сгорели 210 строений, в том числе 143 жилых дома. Также огнем было уничтожено лечебно-исправительное учреждение ГУ ФСИН России. Тогда местные власти обратились за помощью к президенту Владимиру Путину. Он пообещал помочь материально. Видимо, никаких уроков чиновники из той трагедии не вынесли. В этот раз местные жители заблаговременно, только ощутив запах гари, начали бить в набат и звонить спасателям. Опять людей успокоили тем, что всё под контролем, усыпили бдительность. Чаще всего после пожаров власти начинают винить самих погорельцев. Дескать сами виноваты, не застраховали имущество. Видимо, чиновникам сложно понять, что страховка домов в России стоит непомерно больших денег для основной части населения деревень. Люди по-прежнему рассчитывают на то, что они живут в безопасном государстве и надеются на помощь в случае чрезвычайных ситуаций. Компенсации от властей всегда выплачиваются смехотворные. 40, 50, а то и 10 тысяч рублей. И людей оставляют один на один со своей бедой. В этот раз от пожара пострадало старинное село, огонь уничтожил не только жилые дома, он выжег и его колорит. Но, видимо, это мало кого интересует. Так же, как и не интересует власть имущих судьба погорельцев, которым придется буквально начинать жизнь с нуля из-за страшной трагедии.
Елена ЛАКРИЦ