Государство продолжает в образовании курс на популяризацию технических направлений. В этом году на инженерные специальности выделено 40% бюджетных мест. И это после приемных кампаний прошлых лет, когда вузы объявляли о недоборе именно в этой сфере. И это на фоне снижения интереса выпускников школ к физике и профильной математике. Уже как будто все указывает на то, что «Москвич» в космос не летит, не выходит у Данилы каменный цветок и не превращается в золото ржавое железо. Но поиски философского камня не прекращаются, и алхимический эксперимент исправно финансируется государством. Все для «скорейшего импортозамещения и достижения научно-технологического суверенитета России».
В этом году в российских вузах выделено 626 278 бюджетных мест. Из них 72% – на бакалавриат и специалитет, и 40% от общего числа – на инженерные направления и информационные технологии. В абсолютных цифрах выходит, что выпускникам 11-х классов доступно более 180 тысяч бюджетных мест в технических вузах. В СМИ фигурирует 245 тысяч мест, но это, вероятно, с магистратурой и аспирантурой. Однако чтобы лучше понять, каково реальное соотношение спроса и предложения на рынке образования, имеет смысл говорить все же о самом массовом наборе, который, в свою очередь, жестко привязан к результатам ЕГЭ. А по ЕГЭ на техническом направлении распределяются, видимо, все же 180 тысяч мест.
Претендовать на эти места могут абитуриенты, сдававшие профильную математику и еще один экзамен по выбору (физика, информатика, химия). Математика обязательна. Так вот, ее в этом году сдавали 282 тысячи одиннадцатиклассников. Это на 20 тысяч меньше, чем в 2022-м и на 84 тысячи меньше, чем в 2021-м. Притом что бюджетных мест в прошлые два года было выделено почти столько же. И был недобор, как мы помним. Важно также понимать, что не все сдающие профиль успешно с ним справляются. И дело не столько в абсолютных двойках (7–15% в среднем в зависимости от региона), сколько в непреодолении порога для подачи заявления в вузы. В прошлом году по стране таких было не менее 20%: из 302 тысяч человек необходимый минимум в 39 баллов преодолели только 240 тысяч выпускников. В этом году такой статистики еще нет, но если взять те же 20%, то из 282 тысяч, выбравших профильную математику, принять участие в конкурсном отборе в вузах могут не более 226 тысяч человек.
Конкурс, как видим, совсем смешной получается. А ведь еще стоит учесть, что не все сдающие профильную математику идут в технические вузы. Кто-то выбирает педагогику (тем более что там тоже с каждым годом бюджетных мест все больше), экономику, менеджмент, социологию. Даже на психологию требуется профильная математика. Значит, надо смотреть, сколько выпускников выбирают физику, химию и информатику.
А вот с физикой, например, дела обстоят совсем грустно. Ее популярность падает каждый год. Нынче ее выбрали 89 тысяч человек, или 14%. От общего числа сдающих ЕГЭ. Это минимум за последние десять лет. Если с 2012 по 2016 год доля школьников, сдающих этот экзамен, составляла 26–27%, то в последние пару лет их процент снизился до 16–18 (128 тысяч сдавали в 2021 году и 124 тысячи в 2022-м). Двоек, правда, по физике обычно немного – около 5% (за этот год данных нет), но и средний результат не впечатляет – 54,8 балла. Впрочем, он не сильно меньше, чем по математике (55,6) и по химии (56,3).
К слову, о ЕГЭ по химии. Ее выбрали в этом году еще меньше выпускников – 74 тысячи. И это, опять же, меньше, чем в предыдущие годы (95 тысяч в 2022-м и 106 тысяч в 2021 году). Этот экзамен не раз фигурировал в скандалах. Он собирает, наверное, самый большой урожай двоек (по отдельным регионам до 30–40%). И ученики, и родители, и учителя постоянно жалуются на какие-то нерешаемые задачи, непонятные формулировки заданий, странные критерии при проверке. Неудивительно, что теперь выбирать химию просто боятся. И никакое увеличение бюджетных мест, никакое снижение проходных баллов на направления, связанные с химической промышленностью, не могут абитуриентов заставить рисковать.
Зато рост демонстрирует ЕГЭ по информатике. Если в 2020 году экзамен сдавали 105 тысяч выпускников, то в этом году уже 130 тысяч. Молодежь стремится попасть в сферу IT – там и деньги, и льготы. Вот только в этой области бюджетных мест уже гораздо меньше, особенно в топовых вузах типа МФТИ, ИТМО, ВШЭ, МГУ, СПбГУ. При этом коммерческие отделения, в среднем занимающие долю более 55% от всего набора, не испытывают дефицита в желающих учиться. Многие, сдав информатику на невысокий балл, предпочитают платить за учебу в Москве и Петербурге, а не идти в региональные университеты. А те 40% бесплатных мест, которые государство выделило на технические направления, сосредоточены большей частью в провинции. Получается, только половина от сдающих информатику реально рассчитывают на бюджет.
Если же прибавить к этой половине всех сдававших физику и химию, то получится меньше 230 тысяч. Это меньше тех, кто выбрал профильную математику. Какая-то часть из этого числа (наверное, как и в прошлые годы, порядка 20%) не преодолели порог, достаточный для подачи заявления в вуз. И что же? Остается примерно 180 тысяч на 180 же тысяч бюджетных мест. И это при том, что и часть химиков и физиков уйдут на платные отделения известных вузов. По факту, меньше, чем один к одному. Конечно, приемные кампании все равно будут нервными. Как всегда, будет создан искусственный ажиотаж за счет того, что каждый абитуриент подает документы на десять направлений. Суета, беготня, слезы. Но реальный конкурс в большинстве технических вузов будет очень низкий, опять случится недобор. То есть настоящей конкуренции практически не будет. Хорошо ли это? Хорошо ли, что инженерные специальности придут массово осваивать даже самые слабые троечники?
Благо, есть и другие регулирующие факторы. И, вероятно, меньшинство из бывших троечников, прошедших в вузы, будут строить для нас самолеты, мосты и автоматизировать системы управления. По статистике, по специальности, полученной в вузе, в нашей стране работают всего 49%.
Впрочем, в описываемом случае около трети и дипломы не получат. В технических вузах нынче самый высокий уровень отсева – от четверти до трети отчисляются в первые 2,5 года обучения. Кроме того, по данным исследований Центра социологии высшего образования, наибольший риск отчисления имеют студенты, принятые в вуз с низкими результатами ЕГЭ (менее 50 баллов). Из-за слабой школьной подготовки из университетов выбывают в 1,5 раза чаще, чем по всем другим причинам, причем выбывают обычно в первую волну отсева. Кто-то не выдерживает уже первой сессии, кто-то отчисляется сам после второй или третьей, потому что чувствует, что не тянет программу.
Вот так порядок в образовании наводит какая-то невидимая рука. Не то чтобы она, эта лапа, все расставляла на заслуженные места – она ведь тоже растет не всегда из плеч. Но хотя бы насколько-то заваленный баланс выравнивается. Однако возникает вопрос: а может, не стоит изначально этот баланс нарушать? Может, не стоит выделять сотни тысяч бюджетных мест в сфере, которая не может их переваривать? Да еще и отнимая эти места у историков, филологов, социологов, экономистов, политологов. Если в этой стратегии не усматривается ни эффективности, ни человечности, то зачем все?
Марина ЯРДАЕВА,
педагог
Санкт-Петербург