В эти дни, 120 лет назад, начал свою работу II съезд РСДРП, на котором были приняты необыкновенно важные решения, во многом определившие будущее русского социал-демократического движения, а также судьбу нашей страны и всего человечества. Отмечая годовщину большевизма, который, как известно, «существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 года», хотелось бы вспомнить, в какой обстановке проходил этот судьбоносный съезд, каковы были его итоги и в чем заключается его принципиальное значение.
I съезд Российской социал-демократической партии состоялся в 1898 году в Минске. Несмотря на то, что он объявил об образовании партии, партия создана не была. Более того, члены избранного на том съезде Центрального комитета партии были арестованы, и в прежнем составе он уже не восстанавливался.
После съезда стал заметен идейный разброд в марксистских организациях, в которые были привнесены «легально-маркистские» оппортунистические настроения в силу того, что в них вступали целые массы революционно настроенной молодежи, а их теоретическая подготовка, к сожалению, была очень слабой. Главным оппортунистическим течением в русской социал-демократии в то время, безусловно, был «экономизм», суть которого очень верно определил Ленин в своей брошюре «Социализм и война»: «Его (экономизма. – В.Г.) политическая сущность сводилась к программе: «рабочим – экономическая, либералам-политическая борьба».
В этот период также происходит нарастание рабочего движения и становится очевидной близость революции.
Понятно, что данные условия диктовали необходимость создания единой централизованной политической партии рабочего класса. Однако, по мнению Ленина, которое тогда разделяли не все, прежде чем выполнить эту задачу, нужно было четко определить цели и задачи будущей партии, начать широкую пропаганду взглядов революционной социал-демократии, а также решительно размежеваться с «экономистами».
В годы, предшествовавшие II съезду, Ленин решил ряд крайне важных вопросов, что во многом и обусловило решительную победу Владимира Ильича и его сторонников в Лондоне.
Во-первых, была создана общерусская политическая газета «Искра», которая, как позже отметит Ленин, «победоносно провела борьбу с «экономизмом» во имя принципов революционной социал-демократии».
Во-вторых, Ленин разработал план построения партии, определил, какими должны быть ее характер и роль в отношении рабочего класса. Он считал, что будущая партия должна стать передовым отрядом пролетариата, а ее главная задача в данный момент должна заключаться в том, чтобы «поднять рабочих до социал-демократического политического сознания».
В своей книге «Что делать?» Ленин подробно осветил свое видение партии рабочего класса, а так же вскрыл все пороки и недостатки оппортунистической философии «экономистов», доказав, что они вводят рабочий класс в заблуждение и предают его интересы и на самом деле представляют собой партию не революционеров, а реформистов.
Итак, к июлю 1903 года Ленин и его сторонники подошли с четким представлением о том, что должна представлять собой партия пролетариата, которую предстояло создать. Кроме того, Ленин произвел полный идейный разгром «экономизма» и благодаря широкому распространению его труда «Что делать?» к моменту открытия второго съезда РСДРП большинство партийных работников воспринимали кличку «экономист» не иначе как оскорбление. Между тем созданная Лениным на рубеже веков газета «Искра» уже стала главным выразителем революционных задач новой революционной эпохи и вела активную борьбу за создание единой революционной партии пролетариата.
17 (30) июля 1903 года открылся II съезд РСДРП, на который съехалось несколько десятков делегатов, представлявших 26 организаций. Его главная задача, как позже скажет Ленин в своей работе «Шаг вперед, два шага назад», состояла в «создании действительной партии на тех принципиальных и организационных началах, которые были выдвинуты и разработаны «Искрой».
На съезде был поднят целый ряд принципиальных вопросов, решалось будущее российского рабочего движения, поэтому Ленин придавал ему огромное значение и все время его работы испытывал невероятное нервное напряжение. Н.К. Крупская вспоминала: «С самого начала съезда нервы его были напряжены до крайности. Бельгийская работница, у которой мы поселились в Брюсселе (съезд начинал свою работу в столице Бельгии. – В.Г.), очень огорчалась, что Владимир Ильич не ест той чудесной редиски и голландского сыру, которые она подавала ему по утрам, а ему было и тогда уже не до еды. В Лондоне же он дошел до точки, совершенно перестал спать, волновался ужасно».
Обстановка на съезде была невероятно сложной, потому что он представлял собой арену ожесточенной борьбы верных искровцев во главе с Лениным против оппортунистов всех мастей, которые оспаривали необходимость диктатуры пролетариата в программе партии, а также выступали против положения о внесении социалистического сознания в рабочее движение марксистской партией новой типа.
В своих выступлениях на съезде Ленин последовательно защищал вышеупомянутое положение о диктатуре пролетариата, включение которого в программу партии можно считать большой победой сторонников Ленина, так как оно делало программу пролетарской партии истинно революционной. Кроме того, Ленин также обосновывал важность аграрной части программы, убедительно доказывая, что крестьянство может стать союзником пролетариата: «Нельзя сомневаться в том, что при известных условиях переход того или иного слоя трудящихся на сторону пролетариата отнюдь не невозможен. Все дело в том, чтобы точно определить эти условия».
Главной задачей социалистов, как считал Ленин, было «указать крестьянам, где начинается революционно-пролетарская задача крестьянского пролетариата». Владимир Ильич опровергал обвинения в наивности, исходившие от оппонирующих ему делегатов, которые пытались доказать, что надежда Ленина на крестьян не имеет под собой никаких доказательств. Он также нанес сокрушительный удар возражениям, что «крестьянство не удовлетворится нашей программой» и «пойдет дальше», заявив, что «мы не боимся этого, для этого у нас есть наша социалистическая программа, и потому мы не боимся и передела земли». В реальности вся полемика Ленина и оппортунистов по крестьянскому вопросу базировалась на том, что последние просто не хотели революции, поэтому и неприязненно относились к союзнику пролетариата в будущей революции – крестьянству. Владимир Ильич же, напротив, страстно желал свержения старого строя и был абсолютно убежден, что в этой борьбе рабочий класс в лице крестьянства обязательно обретет союзника. Аграрная часть программы партии, разработанная Лениным, была принята в итоговом документе.
Ленинские принципы по национальному вопросу также были поддержаны съездом. Более подробно, Владимир Ильич осветил их в своем реферате, впоследствии представленном в виде статьи «Национальный вопрос в нашей программе». В данной работе он обосновал необходимость признания «права на самоопределение за всеми нациями, входящими в состав государства», отметив, что «социал-демократия всегда будет бороться против всякой попытки путем насилия или какой бы то ни было несправедливости извне влиять на национальное самоопределение». При обсуждении данного вопроса заявили о себе бундовцы и польские социал-демократы, которые попытались возразить Ленину. Время в очередной раз доказало правоту и дальновидность Владимира Ильича, так как именно признание права наций на самоопределение вплоть до отделения позволило привлечь на сторону большевиков все угнетенные при царизме национальности и приобщить их к общему делу строительства самого справедливого государства на планете, основанного, прежде всего, на принципе пролетарского интернационализма.
В конечном итоге съезд принял программу «Искры», которая определяла как ближайшие задачи пролетариата, которые нужно было выполнить в ходе буржуазно-демократической революции (программа-минимум), так и его основные задачи (программа-максимум): осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата.
Ленин и его сторонники также получили поддержку большинства по вопросу об организационных принципах построения партии. Так, например, присутствовавшие на съезде делегаты от Бунда доказывали, что их организация является единственным представителем европейского пролетариата в России, поэтому ей должно быть предоставлено право войти в партию на федеративных началах. Владимир Ильич же постарался убедительно доказать, что партия нового типа должна базироваться исключительно на принципах интернационализма, то есть ее нельзя строить по федеративному принципу, как предлагали бундовцы, потому что в данном случае это бы могло расколоть партию по национальному признаку.
Устав партии, за небольшим исключением, также был принят ленинский, самое главное, что сторонникам Ильича удалось отстоять принцип централизма в построении партии.
Мы осветили основные вопросы, обсуждавшиеся на этом историческом съезде, а также решения, которые были приняты в ходе голосования, и сейчас хотелось бы перейти к самому главному: в чем же заключается принципиальное значение данного съезда для русского социал-демократического движения XX века и для нас, коммунистов XXI столетия?
Безусловно, II съезд РСДРП можно считать поворотным моментом не только в российском, но и в мировом рабочем движении, поскольку на нем была создана пролетарская партия нового типа, которая сыграла решающую роль в революционной борьбе русских рабочих против самодержавия и капиталистического строя, в борьбе самоотверженной, непримиримой и победоносной.
Много лет спустя Ленин в брошюре «Социализм и война» точно определит значение утвержденной на съезде программы партии: «За несколько лет до революции (1905 года. – В.Г.) социал-демократия выступила с самой последовательной и непримиримой программой. И борьба классов, выступление масс во время революции 1905 года подтвердили эту программу». Так писал Владимир Ильич в начале Империалистической войны. Впереди будут Февраль и Октябрь 1917-го года, приход большевиков к власти, революция в деревне в 1918-м году, реализация многочисленных социалистических преобразований во всех областях жизни страны. Все это большевики-ленинцы осуществляли, опираясь на ту самую программу, принятую на II съезде РСДРП.
С утверждением в стране диктатуры пролетариата эту программу можно было считать выполненной. Наступила новая эпоха, в связи с чем в 1919 году была принята вторая программа партии, в которой была сформулирована новая задача большевиков – строительство социалистического общества.
Большевизм же как течение политической мысли и политическая партия продолжил существовать. В 20–30-е годы большевики осуществят невиданную по масштабам модернизацию страны, в 1945 году приведут наш народ к победе в Великой Отечественной войне, затем организуют восстановление народного хозяйства страны и обеспечат его дальнейшее развитие.
Вне всякого сомнения, нашего внимания заслуживает та программа, которая была боевым руководящим документом большевистской партии в период нескольких революций, в ходе которых им удалось на деле подтвердить правильность ее положений и доказать возможность ее воплощения в жизнь. Также нам с вами следует подробно анализировать идеи и принципы большевизма, чью годовщину мы сегодня отмечаем, потому что только так, вооружившись теорией, проверенной на практике, и опытом наших великих предшественников, мы сможем прийти к окончательному установлению в нашей стране социалистического строя.
Вадим ГРЕБЕННИКОВ,
член Красногорского отделения КПРФ МО