В последний день весенней сессии Госдумы восьмого созыва активно обсуждались проблемы российского транспорта по докладу министра В. Савельева. В дискуссии принял участие и наш постоянный автор Н.В. Арефьев. Вот его оценки и предложения.
Сегодня мы рассматриваем вопрос о реализации государственной политики в области транспорта. Я не хотел бы возлагать всю ответственность за прошлую политику на действующего министра транспорта, поскольку он работает в министерстве недавно. Но министерство существует давно, и оно в ответе за ту политику, которая осуществлялась все эти 30 лет.
Первая поправка к транспортной политике уже прозвучала. Это то, что Министерство транспорта должно отвечать не только за федеральные программы и за федеральный транспорт, но и за региональный и муниципальный транспорт тоже. Регионам каждый год навязывают профицитный бюджет, профицит изымает Министерство финансов и отправляет в ФНБ, а регионы остается без денег, так что о дорогах и транспорте приходится только мечтать. Из-за плохих дорог в муниципальных районах не ходят автобусы, маршрутки и даже не едет скорая помощь.
Муниципальный транспорт подвергся полному разгрому. К 2022 году трамваи исчезли из 9 городов, вагонный парк сократился вдвое, а число перевезенных пассажиров сократилось в 5 раз.
В 24 городах численностью более 200 тысяч человек навсегда ликвидировано троллейбусное сообщение. Вчера мне позвонили из Костромы, там по решению губернатора закрыли троллейбусное сообщение. Ну вот здесь все транспортное начальство – вы что-то в состоянии предпринять, чтобы троллейбусы в Костроме остались?
Говорят, покупайте электробусы? Но стоят они 25 миллионов рублей, и не по карману таким городам, как Кострома!
Сегодня статистика производства транспорта такова: в советское время троллейбусов производили 2300 штук в год, в 2021 году выпустили всего 318 штук по цене 4 миллиона рублей за единицу.
Автобусов производили 51 тысячу в год, в 22-м году – 12 тысяч и 12% купили по импорту.
Самыми дорогими сегодня остаются современные трамваи. Их цена около 60 миллионов рублей за вагон, да еще обслуживание. В год их выпускается всего 85 единиц, но они по карману только крупным городам.
Необходимо менять политику в транспортной сфере и менять радикально.
Императрица Екатерина II как-то сказала: «Управлять – значит предвидеть!»
К сожалению, все последние 30 лет правительство России даром предвидения не обладало, не было его и у Министерства транспорта. Менялись министры, но политика в этой области не менялась, Министерство шло в фарватере желаний и амбиций бизнеса, зараженного манией импорта, что привело к замещению транспортных средств импортными изделиями и уничтожению своего транспорта и предприятий, его производящего.
Поэтому сегодня надо говорить не о сиюминутных достижениях Минтраса, а о его политике, которая привела к полной деградации всех транспортных систем и производства транспортных средств. Самое главное, чтобы политика ориентации на импорт больше никогда не повторялась. И это вторая поправка к государственной политики в сфере транспорта. Однако тревожные симптомы в этом плане имеются! В прошлом году в Россию ввезено 443 тысячи автомобилей, импорт грузовиков вырос в 4 раза, автобусов – на 68%.
Еще перед санкциями в рейтинге Всемирного банка Россия находилась на 30-х местах в мире по показателю доступности и качества транспортной инфраструктуры, по качеству железнодорожной – 33-е место, по качеству автодорожной – на 111-м месте, по качеству воздушных и водных портов Россия находилась на 87-м и 82-м местах соответственно.
40% дорог России не соответствуют транспортно-эксплуатационным нормам.
Россия – огромная страна. Главенствующую роль в транспортной инфраструктуре всегда играла сеть железных дорог.
Приватизация МПС привела к снижению пассажирооборота и грузооборота. Перевозка грузов железнодорожным транспортом сократилась в 2022 году почти в 2 раза по сравнению с 1990 годом.
Отменены около 300 поездов дальнего следования из 820 и 600 электричек.
По сравнению с 1990 годом, снижение грузоперевозок составило:
– морским транспортом – в 4 раза
– внутренним водным – в 5 раз
– воздушным – в 4 раза
– трубопроводным – осталось на том же уровне
– и только автомобильным, самым дорогим, – увеличение в 2 раза. Вместе с «Платоном» автотранспорт стал одной из причин роста розничных цен!
Огромная территория России требует особого отношения к развитию авиационного хозяйства.
Однако сеть авиационного сообщения в РФ все годы сокращалась.
– Из 1302 аэропортов, имевшихся на начало 1992 года, осталось 227, а 5 лет назад было 329.
Рост тарифов привел к сокращению объемов пассажирских перевозок:
– на легких самолетах почти в 40 раз
– на самолетах вместимостью 12 мест – более чем в 50 раз
Можно терпимо отнестись к падению объемов на 5–10%, но в 50 раз – это вредительство!
В 2022 году в стране эксплуатировалось 1290 самолетов, из которых 70% иностранного производства, обеспечивающие 95% трафика.
Ориентация авиационных компаний на импорт загубила отрасль авиастроения, Россия практически перестала выпускать свои самолеты.
Флагман авиации «Аэрофлот» не имеет ни одного отечественного самолета, и только компании «Россия» и «Победа» имеют 78 супреджетов.
У нас 12–16 млн человек на 70% территории РФ практически отрезаны от жизни страны.
До 2030 года предусматриваются поставки 1036 самолетов гражданской авиации. Однако отстает производство двигателей. Если в 2022 году изготовлено всего 12 самолетов, то выполнение намеченных целей ставится под сомнение.
Не лучше обстоит дело в речном транспорте. Самый дешевый вид транспорта оказался не у дел. Малому бизнесу он не нужен, а большего нет!
Исчезли суда на подводных крыльях, на воздушной подушке, речные трамваи, да и вообще пассажирские суда, осталось только немного круизных.
Региональные судостроительные заводы стоят без дела и постепенно сносятся, как ненужные.
Поэтому, если говорить о новой политике в сфере транспорта, то прежде всего необходимо запретить здесь приватизацию, которая нанесла колоссальный ущерб отрасли. Установить импорт транспорта на уровне 10% от потребности и не более, остальное надо выполнять на отечественных предприятиях. Министерству транспорта вменить в обязанность заниматься всеми видами транспорта на всей территории России, в том числе решением транспортных проблем в регионах и муниципалитетах.
Н.В. АРЕФЬЕВ,
первый заместитель председателя
Комитета ГД по экономической политике,
секретарь ЦК КПРФ