На первом канале ТВ идет юбилейный показ великого сериала «17 мгновений весны» в сопровождении повторяющихся роликов с пояснениями: как создавалось любимое кино. Поддался искушению и наш автор Г. Турецкий, предложивший некое «биографическое сопровождение». Для телезрителей познавательно.
Наверное, нет никого, кто не смотрел бы гениальную постановку «Семнадцати мгновений весны». Впервые этот сериал появился в 1973 году. Многие помнят: в часы показа улицы городов пустели. Выше всяких похвал сыграны роли: Штирлиц (Вячеслав Тихонов), Мюллер (Леонид Броневой), радистка Кэт (Екатерина Градова), профессор Плейшнер (Евгений Евстигнеев), пастор Шлаг (Ростислав Плятт), Шелленберг (Олег Табаков). Как впечатляюща была и музыка Микаэла Таривердиева (слова Р. Рожественского). Словом, все навсегда запоминаемо в «Мгновениях», и зрители узнали еще и постановщицу этого гениального фильма – кинорежиссера Татьяну Лиознову. Узнали и сразу же искренне возблагодарили. И потому сейчас, уже через много-много лет, вспомним мгновения ее собственной жизни. Жизни Легенды.
«Мгновение 1-е». Лиознова Татьяна Михайловна (Моисеевна) родилась 20 июля 1924 г. в Москве, в еврейской семье. Отец – Моисей Александрович Лиознов (1894–1941) был родом из Херсонской губернии, инженер-экономист. Воюя в ополчении во время Великой Отечественной войны, пропал без вести в декабре 1941 г. Мать – Ида Израилевна Лиознова (1899–1978), родом из Черниговской губернии, работала экономистом в главном управлении материально-технического снабжения (Главснабе) Народного комиссариата черной металлургии (НКЧМ) в Москве. Брачными узами себя более никогда не связывала, потеряла во время войны трех братьев. А Татьяна, по окончании школы, в 1942 г., поступила в Московский авиационный институт, но, проучившись один семестр, бросила: небо и самолеты – не притянули.
Зато магнетическим оказалось «Мгновение 2-е». В 1943 г. поступила во ВГИК, в объединенную (режиссерско-актерскую) мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. По окончании испытательного семестра ее собирались отчислить, однако характер проявился весьма непростым, коллеги звали ее даже «железной» – Татьяна смогла переубедить, показав свои учебные работы. Танец Кармен из ее «курсовой» впоследствии вошел в фильм С. Герасимова «Молодая гвардия» (1948) – как танец Любки; а сама Лиознова уже принимала участие в постановке в качестве помощника режиссера.
«Мгновение 3-е». В 1949 г., по окончании с «красным дипломом» ВГИКа, была распределена на Киностудию имени М. Горького. Однако, поскольку в стране шла кампания «по борьбе с космополитизмом», почти сразу же и уволили. Какое-то время работала в «Литературной газете». Но в основном вместе с матерью жили в двух маленьких комнатах в коммуналке – кроили и шили одежду
«Мгновение 4-е». Однако параллельно «железная» все-таки вместе с С. Герасимовым в 1952 г. поставила спектакль по пьесе Хэ Цзинчжи и Дин Ни «Седая девушка» в Театре им. Е. Вахтангова. Совместно с Владимиром Беляевым написали две пьесы; одну по мотивам китайских народных сказок, вторую – по мотивам корейского фольклора. И вместе с ним ставили спектакль «Голубая звезда» в Московском ТЮЗе.
А поскольку в 1953 г. кампания по борьбе с космополитизмом была свернута, наступило «Мгновение 5-е». Т. Лиознову восстановили на Киностудии им. М. Горького в качестве художественного руководителя ТПО детских и юношеских фильмов; с 1953 г. стала работать ассистентом режиссера у своего учителя Сергея Герасимова. Также была вторым режиссером фильма Бориса Бунеева «Таинственная находка» (1953), дебютной картины Станислава Ростоцкого «Земля и люди» (1955). Кстати, в это «мгновение» возникли еще и определенные отношения. Так в режиссерских «мгновениях» наступила пора самостоятельного творчества. Всего сняла 9 фильмов – но каких!
«Мгновение 6-е». С. Герасимов и Т. Макарова пишут сценарий, как простая русская учительница (играет Т. Макарова) выхаживает раненого английского летчика, с самолета, сбитого над оккупированной фашистами территорией. И 26 мая 1958 г. на экраны выходит первый поставленный Т. Лиозновой фильм «Память сердца».
«Мгновение 7-е». 17 апреля 1961 г. – премьера фильма по сценарию Веры Пановой «Евдокия». История Евдокии (замечательно сыгранной Людмилой Хитяевой), ее мужа Евдокима из небольшого провинциального городка, и их приемных детей.
«Мгновение 8-е». Как человек глубоко советский, Лиознова в 1962 г. вступает в КПСС (что сильно скажется на ее взглядах уже в «Перестройку»).
«Мгновение 9-е». Так случилось, что погиб близкий товарищ Татьяны – летчик Василий Калашенко. Лиознова удочерила, а затем воспитала дочку Василия Людмилу (впоследствии Лисину) как родную. И фильм следующий свой посвятила уже погибшим летчикам-испытателям – 26 августа 1963 г. советские кинозрители увидели драму о создании реактивного самолета МиГ-9, о судьбах конструкторов и испытателей – «Им покоряется небо». Фильм принес Т. Лиозновой первую международную награду «Золотое крыло» Международного фестиваля авиационных и космических фильмов во французском Довиле.
«Мгновение 10-е». 23 марта 1966 г. Т. Лиознова представила свою четвертую режиссерскую работу – «Рано утром». Простую житейскую историю о брате и сестре, рано потерявших родителей, но не оставшихся без внимания общества, помогающего детям найти свою дорогу в жизни.
«Мгновение 11-е». 15 марта 1968 г. состоялась премьера фильма Т. Лиозновой «Три тополя на Плющихе». Молодая женщина Нюра (Татьяна Доронина), мать двоих детей, которая впервые приезжает в Москву продавать домашнюю ветчину, – и интеллигентный таксист Саша (Олег Ефремов). История знакомства двух людей, история симпатии, сближения – правда, без дальнейшего развития отношений. Главная песня – «Нежность» («Опустела без тебя земля») А. Пахмутовой – Н.Добронравова, а фильм в 1969 г. получил первую премию на Международном кинофестивале в Аргентине, «за реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность».
Т. Лиознова в 1969 г. становится заслуженным деятелем искусств РСФСР, награждается Орденом Трудового Красного Знамени.
«Мгновение 12-е». В 1971 г. на экраны вышли «12 стульев» Л. Гайдая, где Остапа Бендера сыграл Арчил Гомиашвили. На взлете популярности артист знакомится с Татьяной Лиозновой, и складываются определенные отношения. Причем такие, что – с его слов – она даже мыслила снять его в роли Штирлица в своей будущей ленте. Однако Вячеслав Тихонов, дескать, узнав о том, что образ русского разведчика прочат грузину, устроил скандал. И Гомиашвили, якобы разругавшись, отказался даже сыграть Мюллера, предложенного ему в качестве компромисса. И с Т. Лиозновой они расстались навсегда.
«Мгновение 13-е». Перед съемками «Семнадцати мгновений…» Лиознова несколько месяцев скрупулезно отсматривала советскую и немецкую кинохронику. На площадке у нее хватало волнений и забот – снять такой огромный фильм и руководить большим количеством капризных звезд. Но сняла! И какой! Вышедшие в 1973 г. на экран «Мгновения», с песней «Не думай о секундах свысока» М. Таривердиева, стали легендарным сериалом. Невероятный успех и поголовный интерес зрителей. Т. Лиознова в 1974 г. была награждена Орденом Октябрьской революции, стала народной артисткой РСФСР. В 1976 г. – еще и лауреатом Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых.
Однако случился и связанный с сериалом негатив. Сериал, вообще-то, базировался на романе Юлиана Семёнова. Но только базировался. Т. Лиознова много чего добавила или убавила и сама – и считала поэтому, что в число авторов сценария (в титрах) должна быть включена тоже.
Однако тому решительно воспротивился Юлиан Семёнов, в спор на его стороне вмешался и М. Таривердиев – и в результате отношения с ними Т. Лиозновой стали на долгие годы испорченными. Всего только из-за «упоминания» ее в титрах как соавтора сценария. После чего режиссер вообще устроила для себя «относительный отдых». С 1975 по 1980 г. вместе со Львом Кулиджановым руководила новой режиссерско-актерской мастерской во ВГИКе. Выпустила один курс. Жила с матерью, с которой у нее были близкие отношения; поскольку Ида Израилевна много болела, Татьяна ухаживала за ней. Кончина матери в 1978 г. была для нее тяжелым ударом. И только в 1980 г. Т. Лиознова вернулась к своей творческой режиссерской деятельности.
«Мгновение 14-е». 14 марта 1981 г. вышла на экраны двухсерийная лента «Мы, нижеподписавшиеся». Опять собрала на съемочной площадке Леонида Куравлёва, Ирину Муравьёву, Аристарха Ливанова, Юрия Яковлева, Клару Лучко, Олега Янковского.
Ансамбль звезд собрался в «Мгновении 15-м», к которым присоединились Александр Абдулов, Вера Васильева и др. 17 февраля 1982 г. состоялась премьера мюзикла «Карнавал». Эту ленту она считала «самой личностной картиной». Награждена орденом Октябрьской революции (28 июня 1982 г.), в 1984 г. стала уже народной артисткой СССР. Сложились и определенные личные отношения с заместителем председателя Совета министров СССР Владимиром Кириллиным.
Однако приближалась «Перестройка». Она пришлась на «Мгновение 16-е». 3 марта 1987 г. на телеэкраны вышел последний фильм Татьяны Лиозновой – «Конец света с последующим симпозиумом» по пьесе американского драматурга Артура Капита.
Трехсерийный телефильм, в котором рассказывалось об американском миллионере, заказавшем американскому же писателю пьесу про ядерную войну, советские зрители увидели всего лишь один раз. М. Горбачев и объявленная им «Перестройка» фильм этот с антиамериканским содержанием посчитали неактуальным, положили на полку, и на том режиссерская деятельность Татьяны Лиозновой закончилась Она – как истинно советский человек, член КПСС, стала вообще не нужна.
Вошла только – с момента основания и вплоть до роспуска в 1992 г. – в Антисионистский комитет советской общественности (АКСО). Была членом Союза кинематографистов Российской Федерации. Резко отрицательно высказалась о распаде СССР, назвала это самой большой болью своей души.
И «Мгновение» приблизилось уже последнее, «Семнадцатое» – образно говоря, последние 20 лет дожития. Правда, еще, за старые заслуги, к своим Дням рождения награждалась. Орден Дружбы народов, орден Почета, орден «За заслуги перед Отечеством» III ст. (20 июля 1999 г.), орден «За заслуги перед Отечеством» IV ст. (20 июля 2009 г.).
Однако здоровье сдавало. В последние годы за ней ухаживала та самая приемная дочь Людмила Лисина. Нужно было еще и немало средств на лечение…. И 29 сентября 2011 г. выдающийся советский кинорежиссер Лиознова Татьяна Михайловна скончалась. Урна с прахом была захоронена на девятый день, в одной могиле с ее матерью на Донском кладбище. В 2016 г. на здании Киностудии им. М. Горького повесили мемориальную доску с фотографией Татьяны Лиозновой. Режиссер проработала там 40 лет, оставила просто выдающийся вклад в советское кино. Таковы «17 Мгновений» ее далеко непростой жизни.
Геннадий ТУРЕЦКИЙ