В августе судьба занесла меня из Оренбурга на Камчатку и Северные Курилы. Я давно мечтал побывать на Дальнем Востоке. И вдруг друзья собрались на родину – город Северо-Курильск, где прожили более 30 лет. И едут вместе с бывшими северянами. Тут и я влился в компанию.
Путешествие вызвало у меня восторг и гордость за нашу великую страну. Русский народ единой многонациональной семьей освоил огромные просторы, в это братство влилось местное население с самобытной культурой, традициями, что значительно пополнило общее духовное богатство.
Многое удивляет в жизни на Курильских островах. Доброта людей. С какой радостью встречают соседей и просто знакомых. Такое ощущение, что здесь все родственники. Мои друзья рассказывали, что немало тех, кто, заработав пенсию, или по другим причинам выезжали жить в центральные области страны, но через некоторое время возвратились. «Домашний» образ жизни на острове, местный климат, грандиозная природа океана и первоначального восхода солнца над всей страной так завораживают, что многие люди не могут перенести разлуку.
Конечно, жизнь неумолимо меняет структуру и технологию производства. Везде механизация и автоматизированные линии по добыче и переработке морской продукции. В океане этим занято восемь современных судов Северо-Курильска.
Сказались и лихие 1990-е годы развала и рыбной отрасли. Порт, рыболовецкие суда, перерабатывающие цеха теряли пригодность. И люди, особенно молодежь, стали разъезжаться.
Но все хлебнувшие патриоты продолжают жить и работать на самой восточной кромке страны. Можно сказать, что именно их мужество, их преданность своему краю позволили сохранить этот край как первороссийскую территорию. Если в московских властных коридорах еще и подумывали, не отдать ли наши острова японцам, то у местных российских граждан мыслей таких не возникало.
В последние годы островной город преобразился. Я впервые здесь, мне многое одинаково нравится, а вот моим спутникам, прожившим здесь три с лишним десятка лет, обновления очень бросались в глаза. Большинство домов – как новенькие, преобразила их обшивка цветным сайдингом. Городок развивается. Стали строить дома трехэтажные с хорошей внутренней планировкой, с большими застекленными лоджиями. Квартиры по комфорту нисколько не уступают московским.
Конечно, с особым интересом отнеслись к новому спортивно-оздоровительному комплексу, в котором разместился 25-метровый бассейн. Спортивные залы укомплектованы тренажерами. Строится школа, большой спортзал, бассейн и крытая ледовая площадка. Старая школа, ставшая аварийной от землетрясений, закрыта. Построен красивый детский сад с игровой площадкой. Правда, родители недоумевают: в старом детском саду было 140 мест и свободных не было, а в новом на 30 мест меньше. Что, прогнозируют уменьшение деторождения?
Завершение строительства школы в плановые сроки сорвано из-за обострившихся отношений между подрядчиком и руководством города. И здесь личные амбиции стали выше интересов граждан.
Надо отметить, и здесь, на далекой окраине, борются за интересы людей труда. Чернега Александр Андреевич, как его называют, местный оппозиционер. Он подмечает недостатки, просчеты, недоработки, борется против разворовывания местного бюджета, пишет в различные инстанции, самостоятельно издает информационный листок тиражом 200 экземпляров. Этого на трехтысячный город. Два экземпляра подшивают в библиотеке.
В средней школе хорошая библиотека, в последнее время обеспечивается новыми книгами. Здесь с любовью оформлены тематические стенды для детей. А вот из центральной периодической печати ничего нет. Как пояснил А. Чернега, он выписывал для библиотеки газету «Советский Сахалин», но последние номера были только за 2022 год.
В этом же здании размещен краеведческий музей. Нашим экскурсоводом была Елена Котенко. В музее несколько залов. Первый зал рассказывает об освоении Курильских островов русскими мореплавателями, затем об оккупации на десятилетия японцами, и об освобождении в 1945 году.
Второй зал о природе и животном мире. Природа на Курилах удивительная. В дни нашего пребывания стояла солнечная погода. Температура 18–20 градусов тепла. Неожиданно поднимается ветер, низко опускаются облака на могучие плечи сопок, вершины которых сверкают на солнце и сквозь облака.
На удивление много и разной живности: горностаи, лисы, мыши, крысы, песцы. Видел на острове Шумшу большого медведя. С удивлением узнал, что медведи переплывают через пролив с материка на остров во время прилива и отлива океанской воды. И особая гордость местных жителей – это олени. Их завезли на остров Шумшу. Теперь на острове уже стадо из 200 оленей.
Коренное население – айны, они жили в чумах, занимались охотой и рыболовством. На острова пришли русские, потом и японцы. Агрессивность японцев, приведшая к войне, негативно сказались на малочисленном коренном населении. Уже в сороковые годы прошлого столетия японцы, готовясь к войне с СССР, превратили Курильские острова в оборонные объекты. Но операция советских войск по освобождению Курил длилась всего десять дней.
Прошло уже 78 лет с тех пор. А на островах до сих пор повсеместно напоминание той войны: остатки дотов, дзотов, окопов и траншей, заросшие травой аэродромные полосы, самолетные капониры. А на острове Шумшу до сих пор валяются остатки военных самолетов.
В Северо-Курильске чтят память советских солдат. На центральной площади установлены памятные плиты, на которых выбиты имена более тысячи солдат, отдавших свои жизни за освобождение Курил. В сквере ведутся работы по установке нового памятника. Этот период в жизни островов хорошо отражен в отдельном зале местного музея.
Айнов на островах не осталось. Их поголовно японцы вывезли на свой остров Хоккайдо, где в настоящее время их осталось не более 20 тыс. человек. А из них свой язык с особыми наречиями помнят не более 20 человек. Уверен, в СССР судьба и этого народа была бы благополучной.
В советское время острова активно обживались. На острове Парамушир, где обосновался Северо-Курильск, имелось подсобное хозяйство: свиньи, коровы. Была своя хлебопекарня, и хлеб был просто отменным. Девяностые годы негативно сказались. Потихоньку разваливалась основная отрасль – рыболовство. Плохо стало с доставкой продуктов. Подсобные хозяйства были ликвидированы. Люди стали уезжать. Если в 1960-е годы на острове проживали от 8 тыс. до 10 тыс. человек, то на сегодня численность населения едва дотягивает до 3 тысяч.
Но появились частные предприятия. Главная улица Сахалинская по одну сторону вся в магазинах, в которых есть практически все, что и в магазинах на материке. Построили теплицы, в которых выращивают помидоры, огурцы, перец, лук и клубнику, зелень. В открытой почве выращивают и картофель. Правда, хлеб стал завозной.
Отдельный разговор по ценам. Они очень высокие. Например, помидоры по 700–800 руб. за килограмм, есть даже арбузы, но по 105 рублей. Покупательная способность курильчан и граждан центральной части страны сопоставима.
Предприятия оснащаются современными рыбодобывающими судами, новыми линиями по переработке рыбы. Построена еще одна рыбоперерабатывающая база «Алаид», уже седьмой год в Северо-Курильске рыборазводный завод выращивает мальков красной рыбы. Местный цех по изготовлению копченой, соленой, вяленой рыбной продукции реализует ее не только местным жителям, но и по заказу рассылает в различные края страны.
Радовало: городок живет и развивается. Улицы заасфальтированы, тротуары выложены из цветного камня. На улицах много легковых автомашин. Во дворах детские площадки с мягким покрытием. Хороший сквер. Красивы автобусные остановки, везде урны, скамейки. На тротуаре по всему городу до порта часто можно видеть мам с детскими колясками, молодежь и семейные пары.
Остров с Петропавловском-Камчатским сообщается вертолетом и пассажирским пароходом «Гипанис», который доставляет продукты и грузы.
Есть, конечно, ограничения, связанные с погодой, когда на остров не летают вертолеты и не может пробиться пароход.
Курильские острова входят в состав Сахалинской области. До Северо-Курильска пароход идет не менее пяти суток. Для местных жителей ближе Петропавловск-Камчатский, до которого вертолетом около двух часов лета. Когда-то на бывший японский аэродром на острове Шумшу летал пассажирский самолет. Но было неудобно пассажирам с чемоданами идти почти два километра до пристани, откуда не каждый день из-за погоды ходил катер в Северо-Курильск. Теперь аэродром заброшен. А в Северо-Курильске строится новая взлетная полоса длиной 700 м, чтобы принимать легкомоторные пассажирские самолеты. Будет налажена прямая связь и с областным центром – Южно-Сахалинском.
Курилы живут и развиваются. И залог этому – патриотизм местного населения и притягательность этих мест, красота и богатство своей природы. Те, кто побывает в этих краях, часто прикипают душой и остаются здесь навсегда.
В последнее время активно развивается туризм. При нас на остров вертолетом и пароходом прибыло несколько туристических групп из разных мест страны. В основном молодежь потянуло познакомиться с Дальним Востоком, Курилами, сходить на вулканы, покупаться в горячих источниках. И это прекрасно.
Но есть и вопросы к властям. Мало призывать к патриотизму, любви к родным краям. Необходимо и создавать условия для расширения туризма. Трудно туристам, если помимо затрат за перелет на Камчатку, затем на острова, заплатить еще более 50 тыс. рублей, чтобы добраться, например, до горячих гейзеров на вертолете или на соседний остров Атласово пароходом.
И тем не менее в этом году – определенный бум по сравнению с прошлыми годами. Местные предприниматели сразу это учли и не только организуют туристические маршруты, но и создают инфраструктуру. Так, в Северо-Курильске начато строительство новой гостиницы на 400 мест.
Очень хочется верить, что русский Дальний Восток, русская Камчатка и Курилы станут современным обжитым краем.
Владимир НОВИКОВ,
член КПРФ
Оренбург