Министр спорта России Олег Матыцин – об участии россиян в Олимпийских играх и смене гражданства спортсменами.
Для наших болельщиков крайне болезненным остается вопрос участия российских спортсменов в Олимпиаде-2024. Не считаю необходимым уделять этому внимание и ставить проблему в качестве приоритета. Да, большая часть спортсменов сборной России не сможет принять участие в соответствии с тем регламентом, который определили Международный олимпийский комитет и федерации. Это неправильно, это дискриминация и политизация, это всем понятно. Объективно туда спортсмены уже не поедут. И наша задача сейчас – находиться в диалоге с МОК и федерациями насчет тех спортсменов, кто пока имеет возможность поехать на Игры, и обеспечить их участие. Но без перехода красной черты – подписания деклараций, осуждения внешней политики страны. Допускаем и надеемся, что часть спортсменов примут участие.
Для нас важнее формирование нашей независимой системы, самодостаточной, которая имеет систему соревнований, систему подготовки спортсменов, систему подготовки кадров и инфраструктуры. У нас есть ресурс – и федеральный, и региональный, – и бизнес-ресурс, есть понимание со стороны федераций, есть предложения по новому формату соревнований, часть из них уже прошли апробацию – Игры стран СНГ, Международный фестиваль студенческого спорта. Есть формализованные договоренности с нашими партнерами в рамках БРИКС и ШОС, есть часть стран, которые подписали с нами меморандумы о развитии спорта. Уже есть опыт проведения летней Всероссийской спартакиады среди сильнейших, скоро будет зимняя Спартакиада. Поэтому мы, с моей точки зрения, сформировали устойчивость развития системы российского спорта. И дальше будем внимательно смотреть, что будет происходить в мировом сообществе, но не вижу значительных рисков для каких-то разрушительных последствий от этих санкций.
Что касается разговоров о числе сменивших гражданство российских спортсменов, то ответственно заявляю, что этот процесс не стал массовым. Из членов сборных команд практически единицы сменили спортивное гражданство. Считаю важным и спортсменам, и тренерам, и федерациям дать возможность понять и сравнить, что они теряют и что приобретают. В России в последние годы выстроена очень мощная система социальной и материальной поддержки спортсменов, и, конечно, человек, который меняет спортивное гражданство, эту поддержку теряет. Я уже не говорю о возможности получения образования, получения в дальнейшем профессиональной работы в области спорта. Со сменой спортивного гражданства эти перспективы становятся более туманными. Что приобретает спортсмен или тренер? Ну, наверное, какие-то краткосрочные материальные бонусы. Но, знаете, это как в известном стихотворении, каждый выбирает по себе. Человек выбрал, и это его право, и я бы не давал таких оценок, как предательство. Другое дело, что человек должен понимать, благодаря кому и чему, благодаря какой системе и государственной политике он состоялся. Насколько для него это важно и является ли базовыми жизненными ценностями, решает опять же сам человек. Наша задача как государственного органа – сформировать правильную информационную политику, при которой бы человек понимал, к чему приведет его выбор. Также нужно обеспечивать очень быстрое реагирование на изменение, сохранность материальных и социальных гарантий, возможности реализоваться за счет новых форматов соревнований, за счет того, что мы вносим изменения в единую всероссийскую классификацию, которая дает возможность получать новые разряды и звания. Главный акцент сейчас сделан на создании мощной конкурентной среды внутри российского спорта, чем и отличался советский спорт. Тогда чемпионат СССР был площадкой смотра талантов и очень мощным стимулом добиться успеха. Звание чемпиона Советского Союза было не менее ценным, чем чемпиона Европы или мира. Наша задача – вернуться к этому статусу и обеспечить развитие регионов. У нас сейчас 89 субъектов, и школы в каждом из них для нас значимы, каждая имеет педагогический, образовательный потенциал. Просто нужно поднять этот плодородный слой российского спорта и дальше формировать механизмы, как превратить его в богатый урожай, если выражаться аграрным языком.
Всё большую актуальность приобретает обратный процесс – легионеры массово получают российские паспорта. Футбол и хоккей наиболее показательны в этом смысле. Я спокойно отношусь к этому. Если люди заслужили право быть гражданами Российской Федерации за счет своих спортивных успехов, их вклад в развитие российского спорта имеет большую значимость, то я к этому отношусь положительно. Мы рекомендуем со стороны Министерства спорта принимать такие решения. Но я бы осторожно к этому подходил, это не должно быть временной и политической конъюнктурой. Я считаю, что стать гражданином такой великой страны и иметь право выступать за сборную – это большая честь. За сборную выступают не легионеры, за нее должны выступать россияне, и спортсмен должен быть национальным продуктом.