Накануне вечером по телевидению обсуждали интересную тему – о работающих бедных. Спикером был какой-то проправительственный эксперт из «Единой России». Он отметил, что в западных странах бедность по-другому считают, поэтому статистически бедных много и у них. Только бедные другие малость. Дальше его понесло, что называется. Во-первых, он сказал, что в советское время тоже мало получали. Ну получали-то мало, так и цены годами не менялись. ЖКХ, лекарства – все стоило копейки. И потом, то, что недоплачивали нам, шло в «общий котел» – строили жилье, школы, театры, институты, стадионы. То есть была перераспределительная экономика, и было понятно, куда идут недоданные на руки средства. А сейчас-то почему мы меньше, чем при Советах, получаем?
Во-вторых, на звонки телезрителей он отвечал, что маленькая зарплата – следствие того, что предприятие нерентабельно. Привел пример – есть завод по холодильникам в Нижних Мамырях и Верхней Пышме. Один рентабельный, там зарплата побольше, а второй – нет, и поэтому там платят минималку. Хотелось бы заметить, что холодильников у нас теперь вообще не делают, а в советские времена их делали не в Пышме, а в Юрюзани.
А дальше еще возмутительнее. Он заговорил про рентабельность медицины! Какая же может быть «рентабельность» у поликлиники? А какая – у школы?
Единоросс много говорил о производительности труда. Так вот, какая «производительность» у педиатра в детской поликлинике? А у эндокринолога? Как это считают? Все упирается не в какую-то там «рентабельность», а в низкую цену труда. Час работы стоит в нашей стране чрезвычайно дешево. Именно этот фактор является причиной низких заработных плат.
Но о нем опять промолчали. Что доказывает еще раз, что это – главное. А теперь немного официоза. Те, кто зарабатывает на уровне одного-двух прожиточных минимумов, считаются бедняками, которым хватает средств, только чтобы прокормить себя и одного члена семьи. Зарабатывающих меньше прожиточного минимума можно отнести к категории нищих. Если исходить из такого критерия, то 10,7% работников можно отнести к категории нищих, еще 27,5% — к бедным. Такие расчеты сделала завсектором статистики труда, занятости и рынка рабочей силы НИИ статистики Росстата Любовь Уманец. С учетом того, что в России насчитывается около 76 млн работающих, получается, что более 20 млн из них относятся к бедным и нищим. Но ведь речь идет не о малолетних, не о пенсионерах и не об инвалидах.
Мерзко осознавать, что и я сама отношусь к таким нищим. Работаю библиотекарем, без выходных и зачастую по 12 часов в день, в маленьком райцентре. Зарплата, только не падайте в обморок, 17 тысяч. При том, что у меня высшее образование. У меня две дочери-старшеклассницы. Муж два года назад умер от онкологии. Вот и считайте, как можно прожить на такую зарплату.
Сколько бы я ни работала, у меня никогда не хватало денег. Возможно, я просто финансово безграмотна, не умею экономить. Не знаю. Прошу сейчас читающих мое письмо только об одном – это не жалобы, а констатация фактов.
Нина СОТНИКОВА
Кемеровская область