Николай ХАРИТОНОВ, депутат Госдумы (КПРФ)
28 сентября на пленарном заседании Госдумы от имени фракции КПРФ с трибуны Государственной Думы выступил член Президиума ЦК КПРФ, председатель Комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Н.М. Харитонов.
– Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги!
Спустя 30 лет нам необходимо дать объективную оценку принятому 21 сентября 1993 года ельцинскому указу за номером 1400 под названием «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации». Неслучайно на мероприятия, приуроченные к этой дате, народ из года в год выходит 4 октября с лозунгом: «Не забудем, не простим!» В этом зале находятся очевидцы, участники событий того времени – Грешневиков Анатолий Николаевич, Смолин Олег Николаевич, Зюганов Геннадий Андреевич, который с первого дня практически помогал и поддерживал всех.
Именно 28-го числа Белый дом, как его называли в то время, Верховный Совет, окружили колючей проволокой, дали команду в метро «Баррикадная» и «Улица 1905 года» никого не впускать и не выпускать, бить всех. Кстати, тогда депутату Алкснису сломали руку, разбили голову, нам пришлось его перевязывать.
Как непосредственный свидетель и участник этих трагических событий могу сказать, что 28-го числа мне удалось 169 депутатов и 250 работников Верховного Совета увести в Краснопресненский райсовет, им руководил в то время Краснов. Никогда не забуду этот долгий разговор, большой разговор, но тогда, когда за три дня москвичи сдали 7 миллионов рублей в нашу поддержку, они говорили: сыночки, держитесь, мы за советскую власть. И это было на самом деле так.
Первый позвонил, не буду называть округа, военный: мы с вами.
Звоним Александру Ивановичу Лебедю, он командовал 14-й армией в Приднестровье: «Александр Иванович, подсоби». – «Как я полечу? Если через Украину, то меня собьют».
Тулеев позвонил. На 5 октября планировалось заседание Совета Федерации, думали, Совет Федерации нас поддержит. Говорит, Николай, я прибыть не могу, ко мне приехал Станкевич раскачивать шахтеров. Вот в такой ситуации разворачивались события.
Могу заявить, что произошел государственный переворот, узурпация власти одним лицом. И любовь к власти ради самой власти наложила тяжелый отпечаток на историю России 90-х годов.
Чтобы добиться этой безраздельной власти, нужно было разрушить верхнюю надстройку в виде союзных органов власти, что Ельцин и сделал в Беловежской Пуще в декабре 1991 года. Инициатива принадлежала именно ему, а представители Украины и Белоруссии лишь завизировали этот документ.
В то время Верховный Совет РСФСР, его народные депутаты, по советской Конституции, были наделены высшей властью, а президент являлся лишь ее исполнителем. Депутаты протестовали против так называемых либеральных реформ, разрушения экономических, культурных связей, лучшей в мире советской образовательной системы, сельского хозяйства, шоковой терапии и так далее. Потому народные депутаты и были неудобны и неугодны Ельцину и всей его команде «реформаторов», руководимых многочисленными советниками из-за рубежа. Они понимали, что прихватизировать, распилить и растащить Россию при существующей системе было невозможно.
В тот самый день (21 сентября 1993 года) Конституционным Судом России действия и решения Ельцина были признаны неконституционными. Было прямо указано, что эти действия служат основанием для отрешения президента Российской Федерации Ельцина от должности и приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности.
Вспоминая события тех лет, председатель Конституционного Суда (он был назначен в 1991 году) Зорькин писал, как Конституционный Суд принимал такое решение: «Мы руководствовались не ангажированностью и не симпатиями к одной из сторон конфликта, мы требовали от враждующих сил не выходить из правового поля».
Но не был услышан голос ни Конституционного Суда, ни Русской православной церкви в лице патриарха Алексия II, который возглавлял переговорный процесс в Свято-Даниловом монастыре. Кстати, там был с нашей стороны адмирал Чеботаревский, который в скором времени ушел из жизни.
Случилось вооруженное кровопролитное столкновение: 3–4 октября 1993 года в центре Москвы и возле телецентра «Останкино», и последующий штурм, и расстрел из танков Дома Советов России. Это привело к большому числу жертв, включая и гражданское население. Провокаторы, готовые уничтожить нашу страну, помогали развязать этот братоубийственный, кровавый конфликт.
История показала полный крах всей идеологии реформ, провозглашенных Ельциным и его окружением. Их последствия до сих пор являются сдерживающим фактором нашего ускоренного развития, приближения общей победы на всех фронтах.
Вот последний пример – по топливу, которое приватизировали, и сегодня, спасибо Вячеславу Викторовичу Володину, мне очень нравится, что он сказал: «Мы – представительная власть». Но мы и в то время были представительной властью, однако, к сожалению, Борис Ельцин нас не слушал, а Владимир Владимирович Путин вчера собрал правительство, и, по сути дела, говорил про топливо. Но это же эхо того времени, когда отрасль приватизировали, а сегодня мы не знаем, как аграрный сектор, народное хозяйство обеспечить горючим.
Кстати, именно народные депутаты Верховного Совета в начале 1992 года исключили из плана приватизации стратегические оборонные предприятия, системы энергетики, связи, нефтяную и газовую отрасли. Но с одобрения Ельцина Чубайс под присмотром иностранных советников замахнулся на всю российскую экономику. Указ о приватизации был подписан с грубейшими нарушениями правовых норм, а сама процедура была больше похожа на мошенническую операцию.
В сентябре 2004 года по требованию фракций (100 депутатов подписались, я тогда выступал от фракции) Дума согласилась заслушать доклад об итогах приватизации. Председатель Счетной палаты Степашин был готов, но, увы, в Уголовный кодекс оказались внесены поправки парламентским большинством: спустя 10 лет к ответственности никого не привлекать и на эту тему не говорить. Не буду называть фамилию, кто с думской трибуны об этих поправках говорил, он и сегодня в зале.
Уже в конце 1992 года на страницах газеты «Советская Россия» народными депутатами было заявлено, что все шаги ельцинского окружения делаются исключительно в интересах Запада и в ущерб России. Практически все российские министерства были напичканы иностранными советниками.
И уже в декабре 1992 года Гайдар был снят с должности и на его место назначен Черномырдин. Разгоралась политическая конфронтация президента и Верховного Совета. Как известно, впоследствии Ельцин предпринял насильственные действия – разгон, расстрел в отношении законно избранного Съезда народных депутатов РСФСР с применением военной силы.
Какой из этого вывод, дорогие друзья? Мы сегодня с вами, уважаемые коллеги, взяли курс на консолидацию во имя нашей общей победы на всех фронтах, защиты исторической правды. И тут нам нужно прислушиваться друг к другу.
Сегодня в Госдуме представлены пять политических партий, но когда даже меньшие по количеству депутатов фракции вносят законодательную инициативу, надо все-таки прислушиваться, если мы хотим по-доброму стимулировать социально-экономическое развитие России и решать проблемы населения.
Не могу не сказать, что фракция КПРФ не раз выходила с конкретными предложениями по Лесному, Земельному, Водному кодексам, закону «Об образовании», и неслучайно сегодня разговор опять зашел об этом.
Геннадий Андреевич Зюганов с этой трибуны не раз об образовании говорил, и о тех, кто готовил этот закон, но, к сожалению, никак не получается его рассмотреть. Так что в рамках работы над проектом закона «О федеральном бюджете…» нам надо внимательно, выдержанно друг к другу относиться. И все те проблемные вопросы, которые возникают, необходимо решать.
Да, Вячеслав Викторович, мы понимаем, ситуация сегодня непростая. Наши родные, близкие защищают Родину, нас с вами защищают. Поэтому, обсуждая бюджет, мы должны четко определиться: где, на какие нужды потратить средства. И об этом руководитель нашей фракции Геннадий Андреевич Зюганов постоянно говорит.
Еще из событий 30-летней давности. Приближается годовщина избрания первой Государственной Думы. Кстати, по Указу президента за номером 1550 выборы в Государственную Думу были назначены на 1 октября. Так давайте 30-летие избрания первой Государственной Думы встретим, как положено, с хорошими решениями для страны, для нашего народа.