В России работает не меньше 38 тыс. сельских ДК. По словам главы комитета Госдумы по культуре Елены Ямпольской, в муниципальных ДК «разными видами творчества» занимаются около шести миллионов человек. В последние годы власти пытаются возрождать сельские клубы: реконструируют старые и строят новые, освобождают учреждения от налога на прибыль и выделяют специальные гранты на их развитие.
Судьбы отдельных домов культуры сильно разнятся. Где-то они доживают свой век в аварийном состоянии, а где-то, напротив, процветают и становятся главными общественными центрами: в них открывают музеи, ставят театральные постановки и проводят музыкальные фестивали.
«Такие дела» рассказывают истории шести домов культуры по всей России – и на их примере можно увидеть, как отличается жизнь местных сообществ в разных регионах страны.
Дом культуры села Кокшайск, Звениговский район Республики Марий Эл
Село Кокшайск раскинулось в месте слияния трех рек: Большой и Малой Кокшаг и Волги, в которую они впадают. Это первый русский поселок в Марийском крае, основан он в 1574 году.
Барская гора – самое высокое место поселка. Отсюда открывается вид на все село и его окрестности. Именно тут, рядом со старой плакучей ивой, стоит обветшалый деревянный домик, покрашенный только с фасадной стороны, – здание сельского Дома культуры. Его построили в 1985 году вместо сгоревшего клуба, и вот уже почти 40 лет этот домик – центр жизни всего села.
Кабинет директора небольшой, узкий, с полом под уклон и маленьким окном в зал – сейчас оно заложено кирпичом. «Будка киномеханика, – объясняет директор Зинаида Петровна. – Раньше кино показывали, а теперь вот – кабинет».
Зинаида Петровна – директор ДК уже 19 лет. Какое-то время она работала одна, а последние несколько лет – вместе с художественным руководителем Ольгой Георгиевной.
«Часто ездим в Кокшайский дом-интернат для людей с инвалидностью. Проводим там концерты, дарим поделки, сделанные детками», – рассказывает Ольга Георгиевна.
В здании ДК есть музей истории села. Его хранитель и бессменный экскурсовод – Майя Эриковна Патрушева. Музей в 1994-м основал ее отец Эрик Степанович. Несколько экспозиций рассказывают об археологии Кокшайска и о быте местных жителей в разные периоды истории. Есть здесь даже два зуба мамонта.
Самое большое желание хранителей Дома культуры – новые окна. «Мы мечтаем поменять окна и провести газ, но нам говорят, что денег нет и что в других ДК бывает и хуже», – говорит Зинаида Петровна.
Рамы в окнах совсем рассохлись и выпадают. «Зимой приходишь на работу, смотришь на термометр, а там минус два в помещении. Это притом, что кочегары топят по-бешеному! Батареи горячие – руку положить невозможно, а мы замерзаем – даже валенки не спасают».
И все равно одноэтажный домик с дровяным отоплением, без водопровода и с туалетом на улице притягивает жителей и гостей села. Здесь проводят праздники, игры и конкурсы, концерты и дискотеки. А после уроков сюда прибегают ученики местной школы.
«Дети у нас очень легкие на подъем. Скажешь, что улица грязная, – они хватают мешки, перчатки и бегут прибирать. С нами, конечно! И берег Волги прибираем. А они сами рады – им же купаться потом», – говорит Ольга Георгиевна.
Дом культуры деревни Платишино, Красногородский район Псковской области
Платишинский сельский клуб действует с 1951 года. Заведует им Надежда Ивановна Иванова. Она здесь отвечает за все:
исследует историю родного края и собирает в клубе экспонаты для музея старообрядчества и крестьянского быта. Три небольшие комнаты в ДК заполнены старинными сундуками, фотографиями, одеждой и предметами обихода;
ездит в соседний Красногородск работать над отчетностью – «пожилой» клубный компьютер не может справиться с тяжелыми файлами;
ругается с фермерами – те собираются сажать картошку и наверняка перекопают землю, где должна будет стоять сцена для созданного Надеждой Ивановной фестиваля гусельной музыки;
составляет заявки на гранты – из бюджета стабильно финансируется только зарплата, на все остальное местные клубы собирают деньги, участвуя в конкурсах и грантовых программах. Если повезет, у региона можно выиграть до миллиона рублей.
Сотрудников у Надежды Ивановны нет – только волонтеры.
«Тетя Надя, вы лучшая!» – пишет кто-то из местных отзыв на страничке Дома культуры.
«Здесь проходят регулярно дискотеки, вечера, концерты, встречи. Хорошее место для досуга!» – отмечает другой.
В Яблочный спас в Платишине отмечают День деревни, традиции уже больше 20 лет. Шестого января устраивают детскую благотворительную елку: каждый ребенок вне зависимости от дохода родителей получает купленный на деньги спонсоров подарок. На Пасху собираются в деревенской часовне, отремонтированной своими силами. Ключи от нее Надежде Ивановне отдала бабушка Женя в 2005 году: «Надюша, ты меня извини, я знаю, что ты староверка, но я больше ухаживать за часовней не могу». Двенадцать следующих лет часовню постепенно приводили в порядок, сейчас она открыта в любой день для всех желающих.
По субботам в клубе дискотека. Снаружи парни прикладываются к бутылкам, ржут и стреляют сигареты, внутри неловко дергается стайка подростков – они хихикают и признаются друг другу в любви в перерывах между треками. Надежда Ивановна в едином лице диджей, секьюрити и контролер: проверяет билеты у входящих, ставит треки, кричит на пацана, перепившего и испортившего сенцы своей рвотой. На дискотеках нужно быть внимательной: за годы работы Надежду Ивановну дважды избивали пьяные посетители, как-то раз парень пришел с работающей бензопилой – его удалось скрутить. А мобилизованный приехал в отпуск, потребовал поставить патриотическую песню и разозлился, услышав отказ. Пришлось выполнить желание.
По словам Надежды Ивановны, жизнь после начала СВО не стала хуже в экономическом плане, но появилась тревога: множество ее знакомых принимают участие в боевых действиях. Есть и те, кто погиб или пропал без вести.
В клубе местные женщины вяжут носки для военных, дети делают блиндажные свечи. На вопрос, почему она хочет помогать российской армии, Надежда Ивановна отвечает так: «Я хочу быть со своим народом. Может быть, это какое-то чувство вины, что мы живем здесь обычной жизнью, а они там рискуют. Мне важно, чтобы наша молодежь занималась не только пьянками и тусовками, а вообще задумалась о том, что жизнь может оборваться в любую минуту. И только благодаря тем ребятам, которые там, мы живем мирной жизнью и все это нас не касается».
Дом культуры поселка Джубга, Туапсинский район Краснодарского края
Прибрежный поселок Джубга в Туапсинском районе известен как уютный черноморский курорт с галечными пляжами, пышной растительностью, аквапарком и гостевыми домами. Немногие из приезжих туристов знают о местном Доме культуры. Тем более мало кто знает, что буквально пару лет назад клуб сильно пострадал из-за смерча, обрушившего тонны воды на Джубгу.
Здание ДК – это огромный желтый куб, который привлекает внимание ярким баннером, растянутым на весь парадный фасад. На баннере красуются виды курортной летней Джубги, утопающей в зелени и солнце. Внутри здания два этажа с большими, просторными помещениями для занятий и отдыха, актовый зал с бордовыми театральными кулисами и библиотека.
Главное действующее лицо ДК – Татьяна Николаевна Пащенко. Татьяна Николаевна не только руководит Домом культуры в Джубге, но и курирует ДК в селах всего муниципального района. Дом культуры Джубги можно назвать «головным офисом».
В ночь с 5 на 6 июля 2021 года в Джубге случилось сильнейшее наводнение. Смерч набрал воду из моря и развеял ее в горах. Поток воды, идущий на поселок с гор, затопил дома, снес мост через реку, утащил за собой в море деревья, заборы, предметы быта.
В ДК почти целиком затопило первый этаж. «Я пошел на работу в тот день, – рассказывает методист Дома культуры Илья Черкашин, – и на этой работе провел месяц, выгребая ил и всякие камни. В подвале вода еще недели три стояла, пока ее искусственно не выкачали. А так в целом восстановление, если брать одну только отмывку, заняло два месяца».
Актовый зал располагается под уклоном, и вода дошла до середины. Кресла нижних рядов затопило, вся аппаратура в зале была испорчена. «К сожалению, мы никак не можем получить субсидии, чтобы нам купили новую аппаратуру, – говорит Илья. – Тяжело работать в Доме культуры, где надо проводить концерты, без аппаратуры и без микрофонов».
Библиотека в ДК тоже пострадала. Больше 13 тыс. книг утонуло, и восстанавливать библиотечный фонд помогали местные жители. «Люди толпами несли сюда книжки, – вспоминает Илья. – Однажды позвонила женщина из Туапсе и говорит: «Я переезжаю и знаю, что у вас такая беда, заберите мои книжки». Мы, наверное, тысячи четыре книг у нее взяли. Она всю библиотеку свою отдала: «Пользуйтесь, пожалуйста».
Работники культуры своими силами сделали косметический ремонт, переставили кресла в актовом зале из верхней части в нижнюю, обустроили новую библиотеку. Сейчас Дом культуры функционирует как обычно: здесь занимаются и выступают творческие коллективы детей и взрослых, проходят спектакли и праздничные концерты.
Дом культуры станицы Курчанской, Темрюкский район Краснодарского края
Здание Дома культуры в станице Курчанской, высокое и угловатое, давно требует ремонта. На фоне соседней застройки оно выделяется масштабами и строгой конструктивистской формой.
В советское время все станичные дома культуры принадлежали местным совхозам и были центрами притяжения для работников кубанских станиц. Здание ДК в Курчанской принадлежало винсовхозу «Кубань». Винодельные предприятия и сейчас работают в станице на полную катушку, но владельцы у них теперь частные лица.
Дом культуры состоит из двух корпусов: здесь есть величественный актовый зал, зоны отдыха, помещения для занятий в секциях и клубах. В пустующем прохладном холле второго корпуса директриса Инесса Николаевна хочет сделать сельскую библиотеку.
«У нас в станице есть отдельно стоящая хорошая библиотека, – рассказывает Инесса Николаевна. – Сейчас там 1950 официально зарегистрированных пользователей. Мы хотим перенести ее в наш корпус, но здесь нужен ремонт. В планах – сделать модельную библиотеку, чтобы для посетителей был доступ в интернет».
Инесса Николаевна Исмаилова руководит курчанским Домом культуры уже около 20 лет. За эти годы многое изменилось. Главное, о чем сожалеет Инесса Николаевна, – что сотрудников становится все меньше и руководителей секций и клубов найти все сложнее.
«Работы здесь нет, все постепенно рушится, все уезжают, – говорит Инесса Николаевна. – Раньше как было: люди в своей станице оставались, у них была работа, они и чувствовали себя стабильно. Хочется, чтобы шли сюда преподавать. Но если из станицы уехали в город, то уже почти никто не возвращается».
Но все же Дом культуры не пустует – здесь работает несколько секций для детей и взрослых: студия неформальной хореографии – брейк-данса, творческая студия MixArt, спортивная секция, секция КВН и фитнес-клуб.
«Клуб живет своей сельской жизнью. И субботники все наши, и митинги, и патриотические акции с молодежью. Я всегда говорю руководителям наших кружков: мы как учителя должны делать все, чтобы дети сами к нам шли. Для этого нужно проводить мероприятия, ориентируясь на сегодняшнее время. А не так, что загадал загадки, раздал конфетки – и дети рады».
По словам Инессы Николаевны, детей сейчас в клуб приходит много, но далеко не столько, сколько в прежние годы. «Мне очень хочется поддерживать то, что есть, чтобы было с кем работать, – говорит она. – Давайте стремиться к лучшему, не стоит же мир на месте!»
Дом культуры села Бутри, Акушинский район Республики Дагестан
Дом культуры в Бутри построили в 1973 году. Это зеленое одноэтажное здание в центре села, внутри – рабочий кабинет, концертный зал, музей, библиотека и медпункт.
Сейчас медпункт и библиотека закрыты на ремонт. В зале должны были провести ремонт к 2022 году, но после начала СВО его перенесли на неопределенный срок – урезали финансирование. Сбоку здания есть небольшой парк со стелой в память о погибших участниках Великой Отечественной войны. В теплую погоду в нем проводят мероприятия.
Зубайдат Гасановна Алиева – директор Дома культуры, она работает здесь уже более 35 лет. По ее словам, раньше в клубе регулярно показывали кино и на все праздники проводили концерты. Почти каждый месяц местные жители выезжали выступать в другие села, и наоборот, артисты и работники клубов из других сел и городов приезжали в гости в Бутри.
Со временем многие сельчане переехали в города – сейчас в Бутри живут от силы 500 человек. В ДК приходило все меньше людей, а после пандемии ковида и начала СВО клуб почти совсем опустел. Во многих семьях, говорит Зубайдат Гасановна, траур из-за смертей близких – и праздники им не слишком интересны. А концерты теперь чаще проводят в местной школе.
Сейчас при ДК все еще работает женский танцевальный ансамбль «Танец Бутри». Директор Дома культуры, худрук, библиотекарь и еще две жительницы села ездят с выступлениями по всему Дагестану во время праздников или на фестивали. Участницы ансамбля танцуют в национальных костюмах – их передают по наследству или шьют специально для сцены из старинных тканей.
Особая гордость сотрудников ДК – музей. Большую часть его экспонатов принесли местные сельчане. Хотя бывали и случаи, когда кто-то из людей потом передумывал и забирал свои вещи из музея обратно.
Среди экспонатов есть деревянная и медная кухонная утварь, старинные платки и ткани, военная форма времен Великой Отечественной войны и другие предметы быта. Сама Зубайдат Гасановна принесла в музей почти все вещи, которые ей остались от матери: ткани, платки, платья, посуду.
В последнее время финансирование Дома культуры урезали. Но сотрудницы клуба стараются продолжать работу. Чтобы привлечь людей, они проводят субботники, концерты и встречи во время местных народных праздников: в дни Навруз Байрам (праздник прихода весны и Нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов) и в Праздник первой борозды (символизирует наступление весны и начало полевых работ). Правда, последний раз Праздник первой борозды массово, всем селом, отмечали несколько лет назад – еще до пандемии.
Дом культуры села Спасское, Котельничский район Кировской области
На первый взгляд в селе Спасском вообще нет никакого Дома культуры. Село небольшое: два магазина, фельдшерско-акушерский пункт, библиотека, часовня и дом-музей.
Но на каждый праздник толпа из 30–40 человек собирается у магазина. Не за алкоголем. Дело в том, что 15 лет назад сельский клуб переехал в одно помещение с магазином сельпо. С тех пор культурная жизнь Спасского активно меняется. Можно сказать, художественная самодеятельность – практически единственное, что в селе на подъеме.
Денег на фестивальные поездки нет, а аппаратура вся осталась с советских времен, но местные жители все равно собрали труппу и на каждый государственный праздник проводят концерты с песнями, танцами и театрализованными сценками. Сами мастерят декорации и шьют костюмы: из постельного белья – шелковые юбки, из штор – вечерние платья.
«Стало гораздо активнее, чем было, – говорят местные. – Больше людей стало ходить. И номера разнообразные!»
Самодеятельность для Спасского – это почти святое, с ней вынуждены считаться все.
До очередного концерта еще месяц, но в магазине перерыв. С часу до двух оба продавца – Татьяна Прозорова и Ольга Симкина – на репетиции в ДК.
«Избушку на клюшку – и уходим в соседнее помещение за стенкой. И наша контора знает, что у нас магазинчик в это время прикрыт, и люди у нас уже «выдрессированные», не мешают», – рассказывает Прозорова.
В самодеятельности участвует даже исполняющий обязанности главы села Лев Грехов. То Айболита на детском празднике сыграет, то песню для женщин на 8 Марта споет. В Перми, откуда он переехал в Спасское, Лев три года был администратором в городском концертном объединении.
Главное лицо ДК – директор Виктория Алексеевна Прозорова. Помимо Дома культуры, она руководит центром досуга и библиотечного обслуживания.
«Нас же давно-давно объединили, – рассказывает Виктория. – Раньше тут был ДК на берегу – большой, красивый. Но потом стал нужен ремонт, а Дом культуры находился на балансе администрации, нам денег не давали. Проломился пол, был пожар, что-то замкнуло, крыша потекла – и вот закрыли из-за аварийного состояния. Потом «райка» отдал здание магазина в безвозмездную аренду, и теперь мы здесь».
«Сейчас из нас сделали – так это и называется – муниципальное казенное учреждение культуры, центр досуга и библиотечного обслуживания. То есть мы библиотека и Дом культуры как одно целое, грубо говоря, – продолжает директор. – Ну у меня свои задачи – мы проводим массовые мероприятия, концерты вот такие, а у библиотекарши попроще: она кружки ведет разные, а еще у нее собирается общество книголюбов. Вместе мы – МКУКЦДБО. Это если коротко».
Инициативная группа ДК немаленькая – человек 20, на которых все держится: каждый чем-то помогает, что-то делает. Кто-то песню для общего выступления найдет, кто-то сошьет шторы, кто-то споет, кто-то станцует.
Спасский Дом культуры часто хвалят за то, что здесь выступает много мужчин – по сравнению с другими сельскими клубами в районе. «Может, конечно, не у всех хороший вокал, – рассказывает Виктория. – Но они вышли на сцену! Если шестеро мужчин одновременно стоят на сцене, для села – это уже очень хорошо!»
А еще сельский клуб поддерживает много местных традиций: поход за святой водой на Крещение, празднование Масленицы, почетный караул на 9 Мая. Спасское, подчеркивает директор клуба, одно из немногих сел, где до сих пор поют «Илею» на Святки 13 января.
«Еще совсем недавно много бабушек пели, вытягивали песенки каждому присутствующему, приносили кости – бараньи суставчики, гадали серьезно, при свечах, жутковато!.. Теперь меньше, но все равно каждый год собираемся и также до сих пор гадаем». «В общем, весело! Скучать не приходится!» – заканчивает рассказ Виктория.
«Такие дела»